Умники и умницы «Планеты ТОАЗиЯ»

участники проекта Планета ТОАЗиЯ

Прошел очередной тур масштабного проекта от «Тольяттиазота» среди школьников нашего города. Бесспорно, «Планета ТОАЗиЯ» оказалась настолько популярной, что ее обсуждают не только сами участники – ученики школ Комсомольского района, в том числе Поволжского, – ней говорят во всем городе.

А простые школьники стали звездами среди своих сверстников. Теперь быть умным и эрудированным вновь модно, а тех, кто разбирается в химии с физикой, считают в своих классах настоящими учеными.

«Планета ТОАЗиЯ» как раз и помогает учащимся постигать точные науки, работать в команде, лучше знать историю своего города, писать, сочинять, снимать ролики. И готовить актуальные проектные работы химической направленности.

Научные работы

На этом этапе проекта ребята представили результаты своих научно-исследовательских работ, которые выполняли в течение нескольких месяцев. Они достаточно разноплановые, все высокого уровня, есть исследования, связанные с экологией. К примеру, одна из команд изучила качество почвы – очень актуальная проблема в настоящий момент. Были проекты, связанные с заводской тематикой.

А то, как юные химики ставили эксперименты, вообще заслуживает отдельного рассказа. Одни взбивали смеси через… обычный капучинатор, потому что специальной емкости не оказалось. Другие – сушили каучук на батарее, так они заменили контейнерную сушку. Всё о каучуках рассказала девятиклассница Саша из 60-го лицея. Она рассмотрела возможность применения карбамида в качестве коагулянта синтетического латекса, как экологически безопасного реагента, который легко удаляется из сточных вод.

Мы увидели и услышали лучшие научные проекты от каждой школы. Их оценивало экспертное жюри, в него вошли опытные преподаватели разных факультетов ТГУ и специалисты ТОАЗа.

Десятиклассница Ангелина из школы 25 Поволжского детально описала, как выращивала горох при помощи азотных удобрений. В ходе эксперимента юный химик под руководством педагога освоила полную методику, от засева до снятия урожая. В презентации даже прикрепила графики роста побегов:

– Мы выдвинули гипотезу, что под действием карбамида побег гороха будет развиваться лучше.

Ученица гимназии № 39 Нонна вместе с командой исследовала состав почвы на содержание минеральных веществ и их влияние на наращивание вегетативной массы зеленых насаждений:

– Актуальность нашего проекта в том, что все зеленые насаждения улавливают пыль и уменьшают шумовые загрязнения, также они поглощают токсичные газы. Растения – это фильтраты, очищающие наш воздух от вредных веществ, поглощая их. В среднем за год они впитывают в себя около 30-40 килограммов пыли и твердых частиц. Мы же исследовали почву для улучшения качества озеленения. Отметили три основные точки для забора проб в Комсомольском районе: парк, сквер и набережная…

Проекты действительно очень любопытные и местами новаторские. Например, как дольше сохранить срезанные цветы? Десятиклассницы 75-й школы выбрали довольно актуальную тему для научного труда.

– Хотели найти самый эффективный способ продления жизни срезанным розам, тюльпанам и другим декоративным растениям, – сказала одна из участниц Вика. – В интернете много способов продлить жизнь цветам в вазах, добавив сахар, аспирин или уксус. Но в честь 45-летия «Тольяттиазота» решили взять продукцию производства компании для нашего эксперимента, а из цветов выбрали – хризантемы.

Держали их в разных растворах: нашатырный спирт, карбамид, натриевая селитра и вода. Нетрудно догадаться, что с подпиткой и подкормкой в виде удобрений хризантемы простояли дольше всего…

А вот и предложение для коммерческого отдела завода от юных ученых:

– В ходе проведения эксперимента наша гипотеза подтвердилась: самым эффективным компонентом сохранения свежести цветов стал карбамид с массовой долей 0,2%. Исходя из результатов исследования, предлагаем предприятию выпускать удобрения в пакетиках по 0,4 грамма с целью продления жизни всем срезанным цветам.

Наградили лучших

Сначала ребята защищали научные труды, в перерывах смотрели ролики и клипы со своим участием, слушали ценные советы экспертов. Вышел такой образовательно-развлекательный семинар с углубленным изучением химии, русского языка и монтажа видео.

Одним из заданий конкурса было пофантазировать, покреативить и снять небольшой ролик, где сюжет бы тесно переплетался с ТОАЗом. А тема видеопрезентации так и называлась – «Мой «Тольяттиазот».

Редактор ТВ-службы предприятия Александра Бабаева поделилась с участниками техническими моментами монтажа и съемки:

– Роликов очень много, мы тщательно просмотрели все. Многие показали свою оригинальность, каждое видео было уникальным. Но хочу дать вам несколько советов на будущее.

Для монтажа и обработки видео можно использовать ряд бесплатных приложений, скачивайте и монтируйте ролики. Если что-то неправильно сказали, не договорили – не поленитесь, перезапишите. О картинке. К примеру, у вас есть прекрасный спикер, он всё четко сказал, и фон вроде отличный, но вдруг в кадре появляется… мусорное ведро, и картинка уже не та. Визуальный шум сильно влияет на восприятие всего видео. Всё строится из деталей, поэтому будьте внимательны.

Команда 60-го лицея заняла почетное третье место за свой ролик. А юный блогер лицея №6 Арина в процессе работы над съемками беседовала с сотрудницей «Тольяттиазота», для интервью она выбрала оператора ДПУ предприятия. Ниже – выводы, к которым пришла старшеклассница:

– Пока трудилась над проектом, изучала историю ТОАЗа, знакомилась с его сотрудниками, всерьез задумалась о поступлении на химический факультет и дальнейшей работе на заводе. Надеюсь, когда-нибудь наши дороги пресекутся.

Все спикеры советовали участникам «Планеты ТОАЗиЯ» не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше – больше читать, исследовать, анализировать.

Школьников также пригласили в центр одаренных детей «Вега» на новую профильную смену, тема изучения им уже очень близка: зеленые технологии в получении удобрений. Учащихся ждут в мае.

Среди победителей очередного этапа образовательного конкурса: школы № 75, 25, лицей № 60, гимназия № 39. Были также названы отличившиеся в конкурсе сочинений на тему «Потому что еда нужна каждому». Как я понимаю слоган ТОАЗа».

Здесь места распределились следующим образом: первое – Диана Сапожкова из школы № 75, второе – София Айдарова из лицея № 60, третье – Мария Маклашева из школы № 15. Специальный приз «Выбор редакции корпоративной газеты ТОАЗа «Волжский химик» получил ученик школы № 75 Илья Смирнов, который написал свое произведение в японском стиле «манга».

Ребята, задействованные в проекте, набирают баллы для своих школ, выигрывая конкурсы и баттлы. На каждом этапе победителей награждают ценными подарками. Гаджеты, химреагенты для опытов, рюкзаки с полезными презентами.

Но главный приз – мобильная химическая лаборатория – достанется абсолютному лидеру и победителю «Планеты ТОАЗиЯ». Осталось дождаться финальных игр, которые пройдут уже в мае.

Комментарий

Ирина Филатова, директор по связям с общественностью «Тольяттиазота»:

– Уникальность проекта «Планета ТОАЗиЯ» заключается в разнообразии талантов, которые мы раскрываем у детей. Это и знания в области химии, и умение взаимодействовать в команде, и творческие способности. Впереди – этапы, связанные с эковолонтерством и спортом. Таким образом мы постарались охватить все сферы, чтобы вложить частичку ТОАЗа в воспитание разносторонне развитых личностей в подшефном Комсомольском районе.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»