Прошел очередной тур масштабного проекта от «Тольяттиазота» среди школьников нашего города. Бесспорно, «Планета ТОАЗиЯ» оказалась настолько популярной, что ее обсуждают не только сами участники – ученики школ Комсомольского района, в том числе Поволжского, – ней говорят во всем городе.
А простые школьники стали звездами среди своих сверстников. Теперь быть умным и эрудированным вновь модно, а тех, кто разбирается в химии с физикой, считают в своих классах настоящими учеными.
«Планета ТОАЗиЯ» как раз и помогает учащимся постигать точные науки, работать в команде, лучше знать историю своего города, писать, сочинять, снимать ролики. И готовить актуальные проектные работы химической направленности.
Научные работы
На этом этапе проекта ребята представили результаты своих научно-исследовательских работ, которые выполняли в течение нескольких месяцев. Они достаточно разноплановые, все высокого уровня, есть исследования, связанные с экологией. К примеру, одна из команд изучила качество почвы – очень актуальная проблема в настоящий момент. Были проекты, связанные с заводской тематикой.
А то, как юные химики ставили эксперименты, вообще заслуживает отдельного рассказа. Одни взбивали смеси через… обычный капучинатор, потому что специальной емкости не оказалось. Другие – сушили каучук на батарее, так они заменили контейнерную сушку. Всё о каучуках рассказала девятиклассница Саша из 60-го лицея. Она рассмотрела возможность применения карбамида в качестве коагулянта синтетического латекса, как экологически безопасного реагента, который легко удаляется из сточных вод.
Мы увидели и услышали лучшие научные проекты от каждой школы. Их оценивало экспертное жюри, в него вошли опытные преподаватели разных факультетов ТГУ и специалисты ТОАЗа.
Десятиклассница Ангелина из школы 25 Поволжского детально описала, как выращивала горох при помощи азотных удобрений. В ходе эксперимента юный химик под руководством педагога освоила полную методику, от засева до снятия урожая. В презентации даже прикрепила графики роста побегов:
– Мы выдвинули гипотезу, что под действием карбамида побег гороха будет развиваться лучше.
Ученица гимназии № 39 Нонна вместе с командой исследовала состав почвы на содержание минеральных веществ и их влияние на наращивание вегетативной массы зеленых насаждений:
– Актуальность нашего проекта в том, что все зеленые насаждения улавливают пыль и уменьшают шумовые загрязнения, также они поглощают токсичные газы. Растения – это фильтраты, очищающие наш воздух от вредных веществ, поглощая их. В среднем за год они впитывают в себя около 30-40 килограммов пыли и твердых частиц. Мы же исследовали почву для улучшения качества озеленения. Отметили три основные точки для забора проб в Комсомольском районе: парк, сквер и набережная…
Проекты действительно очень любопытные и местами новаторские. Например, как дольше сохранить срезанные цветы? Десятиклассницы 75-й школы выбрали довольно актуальную тему для научного труда.
– Хотели найти самый эффективный способ продления жизни срезанным розам, тюльпанам и другим декоративным растениям, – сказала одна из участниц Вика. – В интернете много способов продлить жизнь цветам в вазах, добавив сахар, аспирин или уксус. Но в честь 45-летия «Тольяттиазота» решили взять продукцию производства компании для нашего эксперимента, а из цветов выбрали – хризантемы.
Держали их в разных растворах: нашатырный спирт, карбамид, натриевая селитра и вода. Нетрудно догадаться, что с подпиткой и подкормкой в виде удобрений хризантемы простояли дольше всего…
А вот и предложение для коммерческого отдела завода от юных ученых:
– В ходе проведения эксперимента наша гипотеза подтвердилась: самым эффективным компонентом сохранения свежести цветов стал карбамид с массовой долей 0,2%. Исходя из результатов исследования, предлагаем предприятию выпускать удобрения в пакетиках по 0,4 грамма с целью продления жизни всем срезанным цветам.
Наградили лучших
Сначала ребята защищали научные труды, в перерывах смотрели ролики и клипы со своим участием, слушали ценные советы экспертов. Вышел такой образовательно-развлекательный семинар с углубленным изучением химии, русского языка и монтажа видео.
Одним из заданий конкурса было пофантазировать, покреативить и снять небольшой ролик, где сюжет бы тесно переплетался с ТОАЗом. А тема видеопрезентации так и называлась – «Мой «Тольяттиазот».
Редактор ТВ-службы предприятия Александра Бабаева поделилась с участниками техническими моментами монтажа и съемки:
– Роликов очень много, мы тщательно просмотрели все. Многие показали свою оригинальность, каждое видео было уникальным. Но хочу дать вам несколько советов на будущее.
Для монтажа и обработки видео можно использовать ряд бесплатных приложений, скачивайте и монтируйте ролики. Если что-то неправильно сказали, не договорили – не поленитесь, перезапишите. О картинке. К примеру, у вас есть прекрасный спикер, он всё четко сказал, и фон вроде отличный, но вдруг в кадре появляется… мусорное ведро, и картинка уже не та. Визуальный шум сильно влияет на восприятие всего видео. Всё строится из деталей, поэтому будьте внимательны.
Команда 60-го лицея заняла почетное третье место за свой ролик. А юный блогер лицея №6 Арина в процессе работы над съемками беседовала с сотрудницей «Тольяттиазота», для интервью она выбрала оператора ДПУ предприятия. Ниже – выводы, к которым пришла старшеклассница:
– Пока трудилась над проектом, изучала историю ТОАЗа, знакомилась с его сотрудниками, всерьез задумалась о поступлении на химический факультет и дальнейшей работе на заводе. Надеюсь, когда-нибудь наши дороги пресекутся.
Все спикеры советовали участникам «Планеты ТОАЗиЯ» не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше – больше читать, исследовать, анализировать.
Школьников также пригласили в центр одаренных детей «Вега» на новую профильную смену, тема изучения им уже очень близка: зеленые технологии в получении удобрений. Учащихся ждут в мае.
Среди победителей очередного этапа образовательного конкурса: школы № 75, 25, лицей № 60, гимназия № 39. Были также названы отличившиеся в конкурсе сочинений на тему «Потому что еда нужна каждому». Как я понимаю слоган ТОАЗа».
Здесь места распределились следующим образом: первое – Диана Сапожкова из школы № 75, второе – София Айдарова из лицея № 60, третье – Мария Маклашева из школы № 15. Специальный приз «Выбор редакции корпоративной газеты ТОАЗа «Волжский химик» получил ученик школы № 75 Илья Смирнов, который написал свое произведение в японском стиле «манга».
Ребята, задействованные в проекте, набирают баллы для своих школ, выигрывая конкурсы и баттлы. На каждом этапе победителей награждают ценными подарками. Гаджеты, химреагенты для опытов, рюкзаки с полезными презентами.
Но главный приз – мобильная химическая лаборатория – достанется абсолютному лидеру и победителю «Планеты ТОАЗиЯ». Осталось дождаться финальных игр, которые пройдут уже в мае.
Комментарий
Ирина Филатова, директор по связям с общественностью «Тольяттиазота»:
– Уникальность проекта «Планета ТОАЗиЯ» заключается в разнообразии талантов, которые мы раскрываем у детей. Это и знания в области химии, и умение взаимодействовать в команде, и творческие способности. Впереди – этапы, связанные с эковолонтерством и спортом. Таким образом мы постарались охватить все сферы, чтобы вложить частичку ТОАЗа в воспитание разносторонне развитых личностей в подшефном Комсомольском районе.
Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»