Умер после смены

На минувшей неделе, 17 ноября 2017 года, вечером в Тольятти по дороге домой скончался 58-летний слесарь АВТОВАЗа Виктор Н., работавший в корпусе 15/2 по производству двигателей цеха 22Е20.

У 58-летнего мужчины, вышедшего после второй смены из проходной КПП24, прихватило сердце, он упал по пути на остановку рядом с дорогой. Прибывшие к месту происшествия врачи скорой помощи ничем работнику АВТОВАЗа помочь не смогли, медикам только и оставалось, что констатировать смерть.

58 лет — казалось бы, возраст, в котором сейчас, к сожалению, многие мужчины уходят в мир иной. Однако корреспондент «Площади Свободы», пообщавшись с представителями цеха, выяснил, что случай не такой уж заурядный, как может показаться. По предварительной версии, мужчина сильно перерабатывал. В тот день он отработал две смены подряд. По словам коллег, Виктор вначале отработал первую смену, ему предложили остаться еще во вторую. Он отказался, отправился домой, и когда уже вышел с проходной, ему позвонил начальник и уговорил остаться поработать и во вторую смену. Виктор согласился, вернулся на завод, поработал еще смену и… умер.

«Он сам по себе до работы охоч был и безотказный в этом плане, — рассказал на условиях анонимности один из коллег, — работал как Папа Карло, перерабатывал каждый день плюс выходил в выходные». «Он много посторонней работы делал, например, чистил снег в обед. Я уж думаю, не по собственной инициативе», — дополнил еще один коллега.

Некорректный вопрос

Напомним, в этом году на АВТОВАЗе введен 12-часовой рабочий день семь дней в неделю. Таким образом, вместо 40 рабочих часов в неделю, положенных по Трудовому кодексу, некоторые работники АВТОВАЗа пашут по 84 часа, то есть в два с лишним раза больше.

Сотрудники предприятия рассказывают, что первую смену заставляют приходить на работу в 3 часа ночи, а вторую — заканчивать в 2 часа. Таким образом, третья смена фактически состоит на половину из работников первой и второй смены, меняющихся на «экваторе».

Создавшаяся на АВТОВАЗе ситуация, когда в будние дни рабочий день фактически вырос до 13-14 часов, отбрасывает нашу страну в дореволюционное прошлое. Работники предприятия испытывают колоссальные физические и психологические нагрузки. В этом плане случай у проходной 17 ноября может быть не последним. А может, он и не первый…

Впрочем, выяснить это корреспонденту «Площади Свободы» у официальных источников, представляющих АВТОВАЗ, не удалось. Руководитель пресс-центра предприятия на запрос «Площади Свободы» по поводу случая у проходной ответил: «Я уверен, что обсуждать трагическое событие некорректно по отношению к близким нашего сотрудника, и призываю вас не спекулировать на эту тему. Что касается процесса организации работы компании, то он полностью соответствует Трудовому кодексу РФ. В случае необходимости организации дополнительных работ каждый сотрудник принимает решение об участии в них на добровольной основе. Данная работа оплачивается в соответствии с ТК РФ».

Зато повышается производительность труда

Связаться с руководством официального профсоюза АВТОВАЗа «Площади Свободы» не удалось. Председатель профсоюза и заведующий отделом охраны труда вроде как были не против поговорить с журналистом, но в течение двух дней, пока корреспондент «Площади Свободы» пытался к ним дозвониться, трубку так и не взяли.

В отличие от них председатель профсоюзного комитета межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА) ответил на звонок с первых же гудков.

«Мы изначально были против той системы, которая сейчас введена, и всячески информировали работников не соглашаться на переработки, — рассказал он. — Отмена сверхурочных приводит к тяжелым последствиям и для здоровья человека, и в финансовом плане. Люди испытывают психическое потрясение. Это так кажется, что они зарабатывают, и скоро у них счастье наступит. На самом деле давно доказано разными учеными, и жизнь показывает, к чему приводит увеличение нагрузок на человека вследствие увеличения рабочего дня. Поэтому мы были противниками переработок и сторонниками того, чтобы выполнять свою работу за урочное время и за более высокую зарплату. А люди не требуют повышения зарплаты, а стараются повысить свой доход переработками. И это радует профсоюз АСМ и администрацию АВТОВАЗа — у них производительность труда растет. Так они достигают цели, которую поставило наше правительство — повысить производительность труда, чтобы догнать и перегнать западные страны. Но у нас производительность труда повышается не за счет новых технологий, а за счет физического труда, то есть усиления эксплуатации трудящихся. По-русски говоря, людей заставляют больше работать. Соответственно, нагрузка на каждого человека возрастает».

По французской системе

«Информации конкретно о случае с умершим у проходной работником АВТОВАЗа у меня нет, поскольку он не состоял в нашем профсоюзе, — продолжает председатель профсоюзного комитета межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА). — У нас также нет информации о том, сколько работников АВТОВАЗа в настоящее время перерабатывает — это тайна за семью печатями. Закон же ограничивает переработки — не более 120 часов в год. Государство гарантирует такую защиту, ограничивая работодателей на эксплуатацию.

Но начальники уговаривают работников, стращают увольнениями. И вот эти разные способы манипуляции подталкивают людей «добровольно» перерабатывать. На АВТОВАЗе действует французская технология организации рабочего процесса, с которой мы боремся, отправляя запросы в Министерство труда, и все никак не победим. То, как организуют рабочий день представители «Рено-Ниссан», не имеет научного обоснования. Французы установили систему, при которой начальник определяет, какое количество труда возложить на работника. Эту систему они начали вводить сразу, как только пришли на АВТОВАЗ. И никаких ГОСТов и СанПиНов быть не должно — это, по их мнению, отжившие нормы прошлого, ошибочное наследие советского прошлого. На самом деле это научно обоснованные нормы труда, когда перегрузка человека влияет и на качество продукции, и на производительность. То есть уставший человек делает хуже и меньше. Человек не может больше того, что он может. Были установлены оптимальные нормы труда, и государство гарантировало их исполнение. Но французы сказали, что это старье, а они прогрессивные и сделают лучше. Теперь непосредственный начальник определяет, сколько работать тому или иному человеку. А то, что начальник может встать с левой ноги и сказать бред, это не учитывается. А люди сейчас не могут сопротивляться беспределу начальства. Ситуацию могут изменить только массовые протесты, только весь коллектив может заставить работодателя что-то улучшить. За рабочих никто ничего решать не будет, только они сами, объединившись, могут себе помочь».

На конвейере люди падают в обморок

По словам председателя профсоюзного комитета межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» (МПРА), случаи, когда люди умирали после работы, были, но доказать связь этих фактов с решениями начальников очень сложно. «Доказательства в руках только у начальников, — продолжает лидер-общественник. — Даже я, когда работал в МСП, видел, что люди на работе падали в обморок. Летом, например, жара, еще больше жара исходит от оборудования и испарения. Один упал прямо на металлический конвейер. Хорошо, его увидели, вытащили, а так бы человека раздавило оборудованием. Зачастую же как: у человека здоровье слабенькое, но он молчит, чтобы только работать. Был случай в прессовом производстве, когда человек два года работал за двоих и молчал. Потом он обратился за помощью: «Я устал, а меня наказывают за то, что я норму не делаю». Наши активисты пошли, подняли документы и выяснили, что на этом участке должны два человека работать, а он один пашет! А его начальство наказывает за то, что он норму за двоих не выполняет. Он говорит, что не знал: ему сказали — он работает. Таких случаев масса!

Можно ли доказать факт беспредела начальства в ситуации, когда умер работник по дороге домой? Да, можно. Нужно расследовать несчастный случай по дороге с работы. В законе есть такая норма. Нужно собрать доказательства: кто что говорил. Но видите, в этом проблема. Люди боятся, что их уволят. Расследование факта смерти должен проводить профсоюз, в котором состоял работник. Если мужчина был членом профсоюза АСМ, то мы предполагаем, что они будут заниматься этим формально: напишут, что виноват сам или было хроническое заболевание. А то, что оно протекало на фоне перегрузок на организм, никто не учтет».

Председатель профсоюза АСМ:

Дело не в том, что на заводе не хватает рабочих рук. Дело в том, что продажи увеличились, и чтобы объем увеличенный сделать, надо чуть больше поработать. Для этого люди выходят в субботу, бывает, остаются сверхурочно. Но это только по желанию работников. На сегодня многие с удовольствием идут зарабатывать двойную зарплату.

Автор: Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

скорая спешит на помощь

фото: Площадь Свободы

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00766 от 21.01.2015

фото: из открытых источников