Украсть запчасти с АВТОВАЗА: Сложное материальное положение жителей Тольятти не повлияло на решение суда

рабочий на конвеере автоваза

– Посмотрите кадры видеозаписи. Три человека одновременно подошли с разных сторон корпуса, они постоянно оглядывались, просматривали окна, словом, вели себя подозрительно. Потом о чем-то поговорили и все вместе направились к входу в подвал. Тут к ним подъехал погрузчик с закрытым контейнером. Двое спустились в подвал, а третий стал из контейнера доставать кассеты и передавать им…

Это, как вы поняли, слова оперативника. А теперь показания одного из обвиняемых:

– На АВТОВАЗе я работал с 1999 года оператором металлорежущих станков. В тот день была вторая смена. Мне неожиданно позвонил Александр Р., сообщив, что, возможно, сегодня будет особый сигнал.

Пару месяцев назад он спрашивал, не могу ли помочь ему украсть запчасти с завода. Я размышлял дней десять и согласился.

Александр мне дал симку и листок бумаги, где были указаны номер телефона и буква Л. Я спросил, кто такой Л., Александр ответил, что это для меня неважно, надо просто забить в базу данных номер и ждать. Человек позвонит, когда привезут «посылку».

Однажды он действительно позвонил. Примерно в 18:00, через два часа после звонка Александра. Кто это был? Незнакомый мужчина, голос человека средних лет, без акцента. Он, не представляясь, быстро сказал, что сегодня будет «посылка». Как в детективных фильмах…

Тут обвиняемый объяснил, почему согласился участвовать в сомнительной «операции»:

– У меня зарплата примерно 25 тысяч, трое детей и куча кредитных обязательств. В одном банке брал ипотеку (1 120 000 рублей), осталось выплатить 200 тысяч, в другом – кредит на операцию (550 тысяч), отдал пока 70.

В третьем банке – потребительский кредит, там сумма вроде бы небольшая (55 тысяч), но денег катастрофически не хватает. А за «помощь» Александр обещал заплатить 3500 рублей. Я помог, он вскоре позвонил и сказал, что в воскресенье отдаст деньги. А потом нас всех задержали…

О том, что у обвиняемого было действительно сложное материальное положение, говорит один небольшой, но красноречивый факт: деньги на телефон ему перевела жена Александра Р. Двести рублей – в день кражи.

В группу входили шесть человек, и почти все жаловались на проблемы с финансами, кабальные кредиты, болезни близких родственников. Но судом Автозаводского района Тольятти это не было признано смягчающим наказание обстоятельством, потому что «временные затруднения, связанные с нехваткой денежных средств, вызваны обычными бытовыми причинами и не свидетельствуют о стечении тяжелых жизненных обстоятельств».

Что же сделали подсудимые? Они украли кольца синхронизаторов, в том числе с дефектами, на общую сумму почти 290 тысяч рублей. Была разработана целая операция: сначала кольца спрятали в контейнер, потом переложили в три белых мешка. Эти мешки в подвале на тележке отвезли в условное место, подсвечивая телефонными фонариками. Через 10 минут вышли к лестнице, там перегрузили в пикап.

Всех, конечно, интересует, как «комбинаторы» планировали вывезти запчасти с территории АВТОВАЗа. Мешки они отвезли в другое место, там переложили в «Ларгус», затем на складе готовой продукции ворованные детали спрятали в товарных автомобилях. Это были «Гранты», которые планировали доставить на тольяттинскую площадку, а оттуда – в Подольск.

Общеизвестно, что товарные машины вывозятся с территории завода либо автовозами, либо железнодорожным транспортом. В этот раз был автовоз, который задержали на КПП-11. Краденые кольца лежали в технологических нишах и отверстиях двух «Грант». Такого финала любители чужого добра никак не ожидали.

Возникает резонный вопрос: почему стало возможно это преступление? Как предположил старший мастер цеха, хищение могло произойти везде, начиная от производства колец и заканчивая доставкой их на склад готовой продукции.

– Учет колец ведется непосредственно на складе. Высчитать, сколько произвел работник изделий, не представляется возможным. Это производственный процесс. Надо брать количество выделенного металла и делать расчеты, – пояснил свидетель.

Начальник цеха внес некоторые коррективы:

– В те дни работали три человека на двух станках. Общий план по изготовлению деталей – 3500 штук в сутки. Что касается стоимости годных и негодных колец, то она указывается одинаковая…

А теперь о работе правоохранителей. Всю информацию, конечно, сообщать не буду, не стоит раскрывать оперативные секреты.

Всё началось с того, что стали частыми недостачи труб, из которых изготавливали как раз кольца синхронизаторов. Специалисты службы безопасности установили особое видеонаблюдение, позволяющее рассмотреть все детали. В течение определенного времени был установлен круг подозреваемых, мало того, оперативники знали их внешность, походку и даже манеру одеваться.

Стоит ли удивляться, что оперативники зафиксировали все приготовления подозреваемых, а потом смонтировали целый фильм, который лег в основу обвинения.

Из шестерых только двое не признали вину: Роман Б. и Александр Р. Мало того, Александр наотрез отрицал в ходе допросов и очных ставок свою лидирующую роль, даже утверждал обратное: не он предлагал за «помощь» деньги подельникам, а они – ему. Суд Автозаводского района Тольятти отнесся к этим показаниям весьма критически, расценив их как способ защиты.

Теперь о наказании. Приговор достаточно мягкий: Юрий М., Хафиз Н., Андрей Ш. получили по 200 часов обязательных работ, Марат Л. – 220. Александр Р. теперь должен заплатить в доход государства 200 тысяч рублей, Роман Б. – 250 тысяч.

И еще. Бывший мастер цеха сейчас работает слесарем в какой-то фирме, один оператор станков-автоматов где-то плотничает, другой – устроился дворником в противотуберкулезный санаторий. И так далее.

Не знаю, жалеют ли они на самом деле о случившемся и насколько потеряли в доходах. Но то, что нервничали, ходили на допросы, тратились на услуги адвокатов, получили судимость, это бесспорно. Вот столько вышло неприятностей, ровно на три мешка.

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 47 (1482) 01.12.23