У казахов трепетное отношение к народным традициям

«Ак Жол»
фото: "Площадь Свободы"

Самарская региональная казахская национально-культурная автономия «Ак Жол» (президент Токтарбай Дусенбаев) была зарегистрирована в 2005 году, с этого же времени начинает работу и тольяттинское отделение «Атамекен», что в переводе с казахского означает «отечество». О культурно-просветительской работе, которая проводится в городе, мы побеседовали с Галиной Саранчиной, заместителем председателя национально-культурного центра «Атамекен».

— Большим культурным событием для всех казахов, проживающих в России, стал 2006 год, объявленный в России годом поэта Абая Кунанбаева (к 150-летию со дня рождения), а в Казахстане — годом Александра Пушкина. Тогда в Москве на Чистопрудном бульваре два президента — России и Казахстана — Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев открыли памятник великому казахскому поэту и мыслителю Абаю. А в нашей области в рамках межправительственного двухстороннего соглашения между Самарской областью и Западно-Казахстанской областью Республики Казахстан прошли этнографические, книжные и художественные выставки, сольный и гала-концерт мастеров искусств, заслуженных артистов Казахстана, ряд торжественных мероприятий. В Тольятти при участии представителей других национальных диаспор были высажены деревья — заложена памятная аллея возле средней школы № 83 в поселке Поволжском.

Национально-культурный центр «Атамекен» принимал участие в самарском областном конкурсе «Казахская красавица». Юные тольяттинки стали победительницами: в 2008 году — это Миролиб Сауле, а в 2009-м — Алина Алимкулова. Немалую роль в этих победах сыграли постановочные танцы, которые демонстрировали участницы конкурсов красоты. Пластика, потрясающая красота танцевальных композиций, конечно же, восхитила членов жюри. А их постановку осуществила профессиональный хореограф из Казахстана Татьяна Самоволикова, которая уже много лет преподает в тольяттинской школе и постоянно оказывает помощь в проведении праздничных мероприятий центра «Атамекен».

Проводились конкурсы и среди джигитов, где победителем стал Замир Ахтаев со своей литературно-музыкальной композицией, в которой приняли участие его сестра и племянница. Галина Саранчина рассказала, что большую помощь в работе им оказывала Айгуль Жалелова, советник по культуре Самарской региональной Казахской национально-культурной автономии «Ак Жол», которая взяла на себя разработку сценария и всю организаторскую работу по проведению конкурсов.

Тольяттинские казахи стали постоянными участниками фестиваля «Битва на реке Кундурча» (сама река расположена между Тольятти и Самарой), на который их приглашает самарский музей Алабина и который связан с памятью о походах Токтомыша. Выступают там с концертами, проводят спортивные состязания, ставят юрту, готовят национальные блюда и угощения.

— Вообще нас, тольяттинских казахов, объединяют три больших праздника, — говорит Галина Сергеевна, — День России, День национального единства, когда мы в национальных костюмах принимаем участие в городских шествиях, и праздник наступления весны Наурыз. Каждый традиционный национальный праздник открывает старейшина автономии Жолдас Кебынович Сангасинов. Наурыз символизирует наступление нового года, имеет многовековую историю и традиционно отмечается многими народами. В его рамках проводятся самые различные состязания и конкурсы, в том числе — по пошиву национального костюма и приготовлению национальных блюд, организуются выставки, мы сами себе готовим традиционные угощения. Праздник проходит интересно и весело практически во всех районах области. И конечно, в подготовке и проведении таких мероприятий не обойтись без активистов-общественников. Это семьи: Нурсулу и Туменбай Кулмуратовы, Салтанат и Серик Кенжеваевы, Зура и Сахат Кусаиновы, Берк и Санья Жумакаевы, Арынгазы и Орынбасар Улмекеновы, Любовь и Серик Ахатановы. На совместных праздниках выступают профессионально певец и музыкант (домра) Мирзаха Казиеви его жена Фарида.

По праву гордятся тольяттинские казахи и своим художником Елубаем Едиловым, который первые свои 40 лет прожил в Казахстане, окончив там филологический факультет Джамбульского пединститута и преподавая русский язык и литературу. Но побывав со школьниками на экскурсии в Ульяновске и Куйбышеве, он влюбился в Поволжье и вскоре переехал семьей в Тольятти. Тогда, в 1984 году все жили в одной стране, и переезд был совершенно естественным. А потом возник интерес к живописи. Он как-то купил краски и, взяв иллюстрацию из журнала «Огонек», написал на стене «Мадонну» Рафаэля. А вскоре он поступил в художественную школу на вечернее отделение. Первая персональная выставка Елубая Едилова состоялась в Тольятти в 2003 году. С тех пор выставки регулярно проходят и в Самаре, и в Казахстане. Его работы находятся в частных коллекциях в Канаде, Германии, Казахстане и России…

Многие казахи готовятся к еще одной серьезной дате — 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Уже давно нет Советского Союза, но осталась память о трагедии, которая затронула коренные народы России. Десять лет назад учащиеся средней школы и воспитанники Дома детского творчества села Пестравка положили начало социальному проекту «Увековечивание памяти подвига воинов 100 и 101-й особых стрелковых бригад» — национальных формирований из городов Алмата и Актюбинск. Эти бригады начали боевые действия в ноябре-декабре 1942 года на территории Молодотудского района Калининской области в составе 39-й армии Калининского фронта во время проведения крупной наступательной операции «Марс» (или 2-я Ржевско-Сычевская). Эта операция, проведенная параллельно со Сталинградской, закончилась неудачей и огромными человеческими потерями. Тогда в 200-250 км от Москвы героически погибли более двух тысяч казахов, а общие потери, в том числе ранеными, составили 6358 человек. По итогам этого социального проекта в городе Ржеве в 2010 году был открыт памятник погибшим. А главным уроком проекта, как отметили сами участники, стало осознание той страшной цены, которая была заплачена за победу. И осознание необходимости сохранения дружбы и взаимопонимания между народами. С той целью в День народного единства в школах проводятся классные часы, куда приглашаются представители разных национальных диаспор Тольятти для ознакомления с их культурными традициями. В наступившем году казахские семьи, потерявшие на фронтах своих близких, примут участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Указав имя, отчество и фамилию и предоставив фотографию родственника-фронтовика, можно послать запрос, чтобы проследить его путь по дорогам войны. Сделать это можно на сайте Министерства обороны РФ «Подвиг народа» или на сайте «Мемориал».

Рассказ о жизни казахской культурной автономии Галина Саранчина попросила закончить стихами Абая Кунанбаева:

«Ведь у меня есть ты –
Красивый, словно ранняя весна,
Там детством пахнут
дикие цветы.
Мой дом, моя судьба,
мой Казахстан!»

В тему: Победный лейтенант

Проживает в Тольятти ветеран Кабдраши Сагиев, которому в 2015 году исполнится 90 лет. В ряды Красной армии его призвали в семнадцать с половиной лет — шел февраль 1943-го. Сам он родом из Западного Казахстана. Отец и четверо его братьев жили зажиточно, у них были коровы и овцы. Но его отец не захотел заниматься сельским хозяйством — стал сапожником. Однако, когда в 1935 году начались репрессии, его тоже забрали как врага народа. Мать нигде не работала, оставшись с двумя детьми. И государство «проявило заботу» — отправило мальчика с сестрой в детский дом. Вскоре сестра там умерла. А его самого в 1936 году выкрал дядя, отправив их с матерью в Саратовскую область, к родственникам в совхоз «Красноармейский». Мать устроилась дояркой, а Кабдраши удалось закончить семь классов и даже поработать учетчиком, пока его не забрали в армию. Там закончил курсы молодого бойца, был помощником командира взвода, готовил новобранцев к фронту. Три месяца давали на то, чтобы научиться метко стрелять, быстро бегать и копать окопы. И Сагиев понимал, что от уровня этой короткой военной подготовки напрямую зависит их жизнь. Потом снова — учеба на курсах младших лейтенантов, в апреле 1945-го вышел приказ о присвоении ему звания, а вскоре и война закончилась. Но в армии ему пришлось прослужить без малого 32 года, демобилизовался он в звании подполковника милиции. И потом еще 15 лет был начальником штаба гражданской обороны на ВАЗе. Вот такая история казаха, выжившего в России и получившего свою путевку в жизнь.

Интересно:

Абай (настоящее имя Ибрагим) Кунанбаев (1845 — 1904 г.г.) — казахский поэт-просветитель, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Абай — это уменьшительно-ласкательное имя, которое было дано ему матерью. Родился он в семье крупного феодала, потомственного аристократа Кунанбая Ускенбаева, получил прекрасное образование. На его мировоззрение повлияли гуманисты — поэты и ученые Востока (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие). Органическая часть творчества Абая — переводы произведений русских и зарубежных классиков, только из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова им было выполнено около 50 переводов. Поэт призывал овладевать русской культурой, он писал: «Русская наука и культура — это ключ к осмыслению мира, и приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа…» Абай стал реформатором в духе сближения с русской и европейской культурами на основе просвещенного либерального ислама. Его творчество обогатило национальную культуру, ощутимо повлияв на развитие культуры народов Средней Азии и Востока. Произведения поэта не стареют во времени, ведь «мастерство и правда — в этом цель певца, чтоб раскрыть не только очи, но сердца…»

«Ак Жол»
фото: “Площадь Свободы”

Лариса Агишева, газета “Площадь Свободы”