Тысячелетний дудук поет о том, что видело абрикосовое дерево

аргишти держит дудук
фото: Вольный город Тольятти

Аргишти – профессиональный музыкант из Санкт-Петербурга, известнейший исполнитель на древнем этническом инструменте, игра на котором признана ЮНЕСКО шедевром нематериального культурного наследия человечества.

Армянский дудук – это, по сути, предшественник гобоя, по словам самого музыканта.

– Еще в Армении его называют циранапох, что дословно можно перевести как «абрикосовая трубка», или «душа абрикосового дерева». Ему три или три с половиной тысячи лет, мы, дудукисты, тянем ниточку древней традиции в современность…

Абрикос растет, дает тень и пристанище разным людям, слышит слова любви и ненависти, видит счастливые и страшные события человеческой жизни.

– А потом приходит мастер, срезает абрикос, из нижней части ствола делает эту незамысловатую дудочку. И она начинает рассказывать нам о том, что видел абрикос, что видела и слышала земля, на которой тот рос…

Протяжная музыка с переливчатыми мелодиями действительно напоминает молитву или плач. Аргишти исполняет и народные армянские мелодии, а также собственные произведения и переработки классики.

При этом на большом экране за музыкантом демонстрируется панорама горных вершин. Зритель как будто летит над ущельями, хребтами, водопадами и озерами, ощущая почти неуловимое многообразие, неповторимость каждого кусочка на первый взгляд единого пейзажа. Так же и с музыкой, в которой нет резких смен ритмов, лишь плавное течение по волнам безмерного звукового пространства.

Аккомпаниировал дудукисту Артур Бочкивский – гитарист, солист Михайловского театра Санкт-Петербурга. Аргишти также часто выступает и в сопровождении оркестра, принимает участие во всероссийских и международных фестивалях исполнителей на дудуке, которые проходят в Москве и Ереване.

Кстати, артист имеет образование филолога, музыканта классического направления, а еще он учился в ереванской консерватории у Дживана Гаспаряна, музыканта и композитора, знатока армянской национальной музыки.

После первой же композиции музыкант в тольяттинской филармонии обратился к слушателям:

– Давайте обойдемся без аплодисментов. Дело в том, что музыка состоит не только из звуков, как рисунок состоит не только из линий. Он также состоит из белого пространства, благодаря которому видны эти линии. Тишина важна нам, чтобы увидеть звук. Ее тоже надо вкушать, впитывать, наслаждаться ею…

Перед каждым музыкальным номером звучала какая-нибудь история, прямо или косвенно с ним связанная. Конечно, были истории и о любви. Аргишти считает, что женщина вдохновляет мужчину на свершения, хотя потом часто сама лишает его возможности всё задуманное свершить. Поэтому более всего полезна творцу несостоявшаяся любовь. Так и в его жизни случилось:

– Восемнадцать лет назад я влюбился в прекрасную армянскую девушку, но она не ответила мне взаимностью. Что делать? Я знал, что армяне любят дудук. Поскольку у меня было музыкальное образование, я научился играть на нем, снял видео и отправил его девушке. Увы, на нее это не произвело ожидаемого впечатления. Но зато я полюбил дудук! А девушка? Я говорю ей: «Спасибо, Арминэ!»

Кроме дудука, в концерте прозвучали еще два экзотических инструмента. Арабская лютня, о которой Аргишти поведал следующее:

– По-арабски ее название звучит как «аль уд», что означает просто дерево. Изначально это была тонкая дощечка, обтянутая кожей. Арабы в восьмом веке вторглись в Европу, где этот инструмент, называемый «лют», превратился в барочную лютню. А от лютни уже произошла гитара…

Еще один интересный инструмент – тростниковая флейта, нэй. Ее подарил Аргишти его дядя, к которому он приехал в Тегеран.

– Он спросил, где я живу. «В Санкт-Петербурге? Там отвратительный, слишком сырой климат…» Мы зашли с ним в магазин сантехники, он купил отрезок трубки ПВХ, тут же, не выходя из магазина, провертел в нужных местах отверстия. И вот он, этот нэй, хоть и не тростниковый, но главное, чтобы ПВХ был иранский…

Музыку слушала Тамара Ушакова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти»