Ровно десять лет назад отечественный автопром готовился к запуску модели, которая впоследствии стала народной любимицей. Речь идет о Lada Vesta, серийное производство которой стартовало осенью 2014 года, а продажи начались 25 ноября 2015 года. Сегодня же автогигант из Тольятти пытается повторить этот успех с новой разработкой — Lada Iskra, однако старт этой модели оказывается куда более сложным.
История Vesta была отмечена значительными инвестициями — на проект было направлено свыше 30 миллиардов рублей, причем 5 миллиардов составили вложения в производственные мощности Ижевска в 2015 году. Первоначальные планы были скромными: в первый год планировалось выпустить всего 5 тысяч автомобилей. Однако уже к октябрю собрали 600 машин, в ноябре — 1500, а в декабре — 2500. Удивительно, но всего через год, в сентябре 2016-го, с конвейера сошел 50-тысячный экземпляр Vesta. Пиковые объемы производства впоследствии достигали 132 тысяч автомобилей в год при проектной мощности 120 тысяч.
Совершенно иная картина складывается с Lada Iskra. Несмотря на то, что завод сразу представил целое семейство — седан, универсал и кросс-версию, текущие производственные планы оказались значительно скорректированы в сторону уменьшения. По последним данным, общий объем выпуска вряд ли превысит 12 тысяч автомобилей, из которых 3 тысячи будут собраны на производственной площадке в Санкт-Петербурге.
Эксперты отмечают несколько факторов, осложняющих запуск новой модели. Критичным моментом стало решение собирать Iskra на той же конвейерной линии, что и Lada Granta, хотя эти автомобили построены на разных платформах. Такой подход создает технологические сложности и ограничивает производственную гибкость. Кроме того, дилерская сеть осваивает новинку постепенно — если Vesta быстро появилась в 65 городах страны, то первые экземпляры Iskra только начинают доставлять в региональные салоны.
Рыночная ситуация также изменилась кардинальным образом. Десять лет назад Vesta конкурировала с доступными иномарками, тогда как сегодня главной проблемой для Iskra становится внутренняя конкуренция с другими моделями Lada. Модель занимает узкую нишу между Granta и Vesta, что создает дополнительные маркетинговые сложности. Остается открытым вопрос — сможет ли новинка повторить ошеломительный успех своей предшественницы в этих изменившихся условиях.