Трудный выбор

Новости Тольятти augustnews.ru

Учимся правильно питаться и одновременно беречь окружающую среду.

Когда на вопрос о том, есть ли в колбасе генномодифицированные продукты, производитель честно отвечает: «Да что вы, там вообще никаких продуктов нет», это, конечно, тоже разговор об экологии. Но на фоне споров о качестве колбасы не из мяса и сыра, не из молока экология потребления остается падчерицей, о которой, казалось бы, есть кому позаботиться. Потому что каждый может стать экопокупателем, экопотребителем и привлечь к этой «падчерице» столько же полезного внимания, что и к колбасе.

Одноразовый? Да ну…

Можно лишь однажды купить долгоиграющую лампочку и почувствовать себя зеленым… как крокодил. Можно сдать ртутный термометр в пункт дезактивации и поставить себе пятерку по экологии. А можно каждый раз, отправляясь в любой магазин, ставить перед собой легко решаемую задачу: не покупать одноразовых товаров, и… «крокодильей ферме» суждено процветание.

Всерьез почувствовать себя борцом за природу просто: стоит лишь составить список товаров, которые после одного использования полетят в урну, попадут на мусорный полигон и загадят планету. Бумажные стаканчики, пластмассовые вилочки и ложечки, одноразовые зажигалки, короткоиграющие бритвы, разовые скатерти для пикника часто бывают такими симпатичными, с такими красивыми пакетиками, цветочками и узорчиками, что трудно отказать себе в этих вещицах. Но весь этот разноцветный симпатичный список разом полетит в мусорную кучу после пикника. И таких куч будет сотни, тысячи, миллионы… Значит, для начала нужно осознанно вычеркнуть каждую строчку в этом списке. Лучше уж постирать скатерку, вымыть тарелку и протереть вилку. Многоразовый аналог уменьшит враждебность мусорной агрессии.

Раз пакет, два пакет

Конечно, и в супермаркете, и на рынке продаются пакеты, в которых мы носим покупки домой. «Подумаешь, три рубля!» — покупаем мы новые и новые пакеты, забывая однажды использованные дома или выбрасывая в мусоропровод старые, но вполне годные для нового набора товаров из магазина. Все верно. Если не помнить о том, как долго не разлагается современный пластик или сколько пакетов выбросит сегодня лишь один подъезд обычной многоэтажки. Правило простое: не покупать пакет каждый раз. Продлевать ему жизнь или пользоваться более прочной сумкой, которая прослужит гораздо дольше.

К счастью, есть продавцы, которые дают нам шанс стать экопокупателями. Они продают бумажные пакеты и упаковки. Бумага в отличие от ПВХ разлагается гораздо быстрее. Да и покупать продукты в таких пакетах приятнее. Не так ли?

90 процентов мусора

90 процентов — чистой воды чемпионство. Но какое! 90 процентов не поддающейся биодеградации части мусора на обочинах дорог составляют… пластиковые бутылки из-под пива, газировки, соусов, шампуней, да мало ли еще чего. А еще эти опорожненные бутылки входят в 6 процентов всех твердых отходов и в 50 процентов отходов негорючих. Словом, наступают на всех фронтах. Как быть? Подумать о том, что даже сам процесс их изготовления делает планету замарашкой и… покупать напитки в стеклянной таре.

Откуда едем?

Экопокупатель выберет товары местного производства даже не из чувства патриотизма. А из-за того, что вспомнит: если товар произведен очень далеко от места, где он будет куплен (или не куплен), значит, его очень долго везли в ваш город. Тратили на это бензин, газ, технические масла. Экологически настроенный покупатель вспомнит, что самый большой процент загрязнения воздуха в Тольятти принадлежит не химикам, а автомобильному транспорту.

Экомаркировка: зачем и почему?

В Европе и Америке развиваются программы добровольной экологической сертификации. Информация об этом на упаковке товаров — это хорошая подсказка для потребителя. Это «наводка» на товары, которые безопасны с точки зрения экологии. И возможность продвинуть производителя, который ценит экологическую заинтересованность потребительского рынка, его массовки. Запад открыто радуется, что реклама экологически дружественной продукции растет из года в год, и как знать, может быть, уменьшает число онкозаболевших. Так воспитывается новое сознание массового покупателя: он учится покупать тот шампунь, на котором не просто так, а по делу написали слово «экологичный продукт».

На букву Е

Добавки волнуют всех. Нас уже к этому приучили. Но максимум добавок искусственного происхождения по-прежнему ждет покупателя в продуктах быстрого приготовления. То есть если вы выбираете между пачкой крупы для приготовления каши из овса, и на одной коробке рекомендовано варить ее 15 минут, а на другой — лишь залить крупу кипятком, нужно выбрать 15-минутный драйв приготовления полезного продукта. Куда торопиться от здоровой еды?

Если есть возможность отказаться от пакетированных супов, быстрорастворимых концентратов, готовых завтраков, чипсов и быстрых гарниров — нужно отказываться немедленно.
А читать этикетку можно еще и очень простым способом: чем длиннее список состава продукта, тем он менее экологичен. И наоборот: если список краток, добавок в нем точно меньше.

Цена — подсказка

Нет нужды призывать покупать дорогостоящие продукты в период кризиса. Не до жиру… Но что уж тут греха таить: страшно покупать самую дешевую колбасу, если уж в дорогой не обходится без подставы. Низкая цена говорит, что колбаса фактически сделана не из мяса, которое стоит немалых денег. Низкая цена кричит: эта колбаса из жира, шкурок, белков, сои, сборного фарша неизвестно из чего. И все это раскрашено и ароматизировано изрядной долей откровенной химии.

Фермеры накормят

В Тольятти стали появляться так называемые фермерские отделы и бутики, ориентирующие покупателя на экологическую чистоту продукта. Важно помнить, что рекламная вывеска не всегда означает подлинную информацию. Расспросите, где изготовлена колбаса, испечен хлеб, произведен сыр. Попросите адреса и телефоны сельхозпроизводителя. Добротный продавец не скроет информацию. А врун, в конце концов, все равно попадется.

*90 процентов придорожного и паркового мусора составляют пластиковые бутылки.

**Во Франции 54 процента домохозяек отдают предпочтение экопродукции и готовы выложить на 10 процентов больше евриков, чем за любую другую.

Коммент:

Буженина не из магазина

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Химическая технология и промышленная экология» Самарского государственного технического университета Андрей Васильев:

— Как должен вести себя в магазине экологически настроенный покупатель? Думаю, что это очень широкий вопрос. Поведение зависит от достатка покупателя и выбора продуктов, которые представлены торговым предприятием. Какие-то продукты лучше сразу брать на рынке, а не в магазине. К примеру, я люблю ташкентские помидоры, а их в магазине не продают, значит, остается только рынок. И хотя эти овощи на рынке дорогие, я предпочту именно их. Мясо тоже, конечно, лучше брать на рынке или в специализированных мясных магазинах. Есть мнение, что буженина — самый экологически чистый мясной продукт, но мне кажется, лучше купить мясо и самим сделать буженину… Хотя, в принципе, буженина действительно остается одним из немногих продуктов, который может быть без добавок. Сюда же можно приплюсовать и свиное сало.

Кстати, и овощи к своему столу лучше всего выращивать на своей даче. По крайней мере, так ты точно будешь знать, что они без добавок и вредных пестицидов. Заодно и на свежем воздухе можно поработать, получить заряд бодрости и здоровья.

Еще одно экоправило: перечитываем этикетки и упаковочную информацию на предмет добавок. Пищевые добавки — это вещества, которые вводят в продукты по технологическим соображениям. Без них практически не обойтись — продукты могут протухнуть, потерять привлекательный вид, изменить цвет. Но при этом добавки бывают разные. Добавки серии «Е»: от 100 до 200 — это красители, от 200 до 300 — консерванты, от 300 до 400 — антиокислители, дальше идут загустители, эмульгаторы, пеногасители, усилители вкуса и аромата.

Сейчас стало модным называть многие вещи, в том числе продукты питания, экологически чистыми. Есть даже «экологически чистая водка». Верим ли мы подобной информации на трезвую голову, это вопрос к покупателям.

Наталья Харитонова, Площадь СВОБОДЫ

фото: ruinformer.com