Троллихе не стать крестьянкой

Новости Тольятти augustnews.ru

В Тольяттинской филармонии выступил ансамбль средневековой музыки «FLOS FLORUM» с программой «Кармина Бурана».

Ансамбль был создан в 2008 году молодыми екатеринбургскими музыкантами, увлеченными идеей воссоздания старинной европейской музыки. По словам художественного руководителя ансамбля Александра Старкова, интерес к музыкальному разнообразию эпохи Средневековья и Возрождения появился у него еще в студенческие годы: «Тогда впервые услышал музыку XII века, увлекся григорианским пением. С этого все и началось. Теперь мы находим одноголосные мелодии XII-XVI веков, сами их расшифровываем, оживляем различными тембрами, обыгрываем подголосками, опираясь на исторические рукописи, сведения, описания, книги и даже фрески».

«Кармина Бурана» — сборник средневековой поэзии, найденный в 1803 году в баварском монастыре. Это крупнейшее собрание поэзии вагантов из известных в настоящее время означает «Песни Бойерна» — возможно, по имени одного из составителей книги. Большая часть этих стихотворений написана на латыни, которая в те времена являлась языком межнационального общения в ученой среде. Но есть стихотворения на уже зарождающихся национальных языках, есть и состоящие из смеси нескольких языков. Именно песни германских вагантов -странствующих поэтов — являются основой представленной концертной программы. Песни бравые и тихие, веселые и печальные, о реальных и о сказочных отношениях (например, о любви тролля и человека, о чем поется в одной из песен ансамбля). Кроме этого, музыканты исполнили многоголосные композиции Англии и Франции XII-XIII веков, церемониальную замковую музыку Англии, Франции и Италии XIV века, колокольную музыку европейского Возрождения (XVI век).

Концерт «FLOS FLORUM» — это яркое действо, насыщенное карнавалом. Пятеро музыкантов, одетых в стилизованные костюмы, соответствующие эпохе (их и заставляли тогда одеваться особо, чтобы отличаться от толпы и привлекать к себе внимание), воссоздают атмосферу выступления средневековых вагантов в старинной Европе. Звонкий голос вокалистки, Дарьи Бакиной, может «взорвать» не только небольшой филармонический зал — он не потеряется и на стадионе, к тому же и играет она отлично. Артемий Соколов с его традиционными флейтами и совсем экзотическими инструментами; Антон Стравинский, играющий на цитоле и рикке (!); Андрей Игушев (литавры, фрестел) — мастера своего дела. В настоящее время в арсенале группы огромная, постоянно пополняющаяся коллекция аутентичных инструментов, одни названия которых вызывают восторг. Большинство из них детально реконструированы лично Александром Старковым по историческим источникам (германская ренессансная волынка, байран, смычковый крут и многие другие). Но центральное место в программе «Кармина Бурана» занял новый уникальный инструмент группы, призванный имитировать звук европейских башенных карильонов («колокольных органов») — портативный карильон. Он тоже сделан руководителем ансамбля и звучал на сцене в его руках и соло, и вместе с другими инструментами.

«Инструменты, которые мы используем, настолько редки и необычны для наших дней, что найти их практически невозможно, поэтому пришлось выписывать из-за границы. Так у нас появились волынка и двойная флейта. Еще часть инструментов изготовили мастера на заказ. Потом, поначалу лишь в целях экономии, начал делать инструменты сам — и это стало любимой работой», — говорит Старков.

«FLOS FLORUM» дали десятки концертов в лучших филармонических залах России, участвовали в таких фестивалях, как «Белые ночи Перми» (2012, 2013), «Усадьба. Джаз» (Екатеринбург, 2013), «Земля и Ветер» (Тюмень, 2012), «Преображение» (Ярославль, 2013). Наконец, и публика Тольятти воочию познакомилась с творчеством этих самобытных музыкантов.

Интересно:
«Цветок цветков» — так переводится с латыни название «FLOS FLORUM». Смысл этого образа — тема цветения. Это одновременно и светский идеал рыцарского преклонения перед Прекрасной Дамой, и поэтизированный христианский образ Девы Марии, а также символ необычайного расцвета искусств Европы во времена Средних веков и Ренессанса. Сделать так, чтобы древние мелодии звучали как современные, близкие и понятные современному слушателю — главная задача музыкантов ансамбля. Надо сказать, что это им блестяще удается: исполняемую ими музыку легко воспринимать и можно слушать без специальной подготовки. Речь, конечно, здесь может идти лишь об условной аутентичности: так как записи средневековой музыки не сохранились, можно только догадываться, как все это звучало. Однако музыка никогда, даже в строгие средние века, не была идеально гармоничной — и поэтому любой диссонанс в полифонии этих потрясающих инструментов не выглядит ошибкой, а скорее демонстрирует распад весьма условной средневековой музыкальной «мозаики».

Сергей Щёлоков, газета “Площадь Свободы”

Фото Елены Кочевой