Троллейбусы: жизнь после смерти

Директор Тольяттинского троллейбусного управления Евгений Растегаев – профессионал в отрасли пассажирских перевозок с многолетним стажем. Однако даже он заметно волнуется, когда принимает на баланс каждый новый троллейбус из большой партии, которая поступает в город буквально в эти дни.

Конец эпохи «динозавров»

Последнюю машину из Белоруссии здесь ждут не позднее 31 октября, а всего минский концерн «Белкоммунмаш» должен поставить в Тольятти 40 единиц техники.
«Проверить на брак и исправность два-три троллейбуса не так сложно, – рассказал Евгений Валерьевич. – Но если речь идет о десятках штук, то волнение и напряжение переполняют весь наш коллектив – и меня, и принимающих транспорт механиков, и водителей – им как раз предстоит освоить и обкатать пока неизвестную им модель современного электротранспорта».

много сварки на корпусе троллейбуса

фото: «День города»

Приобретение и предстоящий выход на линию такого количества машин в перспективе существенно сократит расходы предприятия и повысит стабильность работы городских троллейбусных маршрутов. Новый транспорт на то и новый – в первые пять лет эксплуатации он по определению избавит ТТУ от серьезных затрат на текущее обслуживание и ремонт каждого троллейбуса. Сейчас же, к сожалению, из 80 машин подвижного состава парка две трети давно выработали ресурс и встают с крупными поломками фактически через день. К примеру, на сегодня средний возраст техники МП «Тольяттинское троллейбусное управление» – 15 лет. Нормативный срок эксплуатации, установленный производителем, – 10 лет.

Если брать не в среднем, а предметно, то на маршрутах Тольятти до сих пор трудится немало «динозавров», выпущенных с конвейера еще в конце 1980-х. Вместо положенных 600 тыс. километров пробега эти машины откатали по городским улицам без малого по 2 млн километров.

Кроме того, новые троллейбусы оснащены экономичными электродвигателями, которые – в зависимости от ряда факторов – позволят тольяттинским транспортникам снизить расход потребляемой электроэнергии на 20-30%.

О качественных характеристиках белорусской модели БКМ-321 Евгений Растегаев может говорить долго: «Все 40 единиц – низкопольные. Это было не только наше принципиальное условие, но и требование времени. Городской транспорт с высоким уровнем пола давно устарел. Каждый добросовестный перевозчик считает своим долгом обеспечить возможность комфортного проезда для любого пассажира, будь то мама с коляской, пенсионер с тележкой или человек с ограниченными возможностями здоровья».

Специалисты ТТУ также сообщили и о прочих технических преимуществах новых машин. В частности, все силовое электрооборудование размещено в герметичных отсеках на крыше кузова. В моделях же предыдущего поколения главные узлы и агрегаты находятся под полом, что может доставить хлопот в сырую погоду, особенно весной и осенью.

белый низкопольный троллейбус

фото: Администрация г.о. Тольятти

Исторический прорыв

Закупку 40 машин абсолютно заслуженно стоит считать прорывным историческим событием для города. Ведь впервые за 26 лет, прошедших со дня распада Советского Союза, электротранспорт Тольятти обновился настолько массово.

белые троллейбусы

фото: vstrg.info

Кто-то может назвать это новой жизнью городского троллейбуса, хотя сами работники МП «ТТУ» предпочитают другое определение – жизнь после смерти. Они, как и многие горожане, прекрасно помнят, что еще каких-то два-три года назад речь шла о полном упразднении троллейбусного сообщения в Тольятти. Консервация крупнейшего депо, значительное сокращение сотрудников, закрытие сразу 12 маршрутов, включая магистральные, и последовавшее за этим списание в утиль 60 единиц подвижного состава… К печальному финалу тогда подталкивало катастрофическое финансово-хозяйственное положение предприятия: общий долг в десятки миллионов рублей, который ежегодно рос, а подавляющее большинство машин – 90% (!) от общего количества – даже поклонники и защитники троллейбуса не могли назвать комфортным и надежным городским транспортом.

первые троллейбусы в Тольятти

К счастью, жизнь после смерти действительно наступила. Федеральные эксперты в области транспортной науки сумели доказать, что при грамотной организации работы перспективы у тольяттинского троллейбуса есть. Прямым следствием стало принципиальное решение местных властей о сохранении в Тольятти электрического транспорта.

в Комсомольском районе Тольятти

остановка троллейбуса в Комсомольском районе

Именно с этим и связано нынешнее беспрецедентно масштабное обновление подвижного состава. По информации департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации города, общая сумма муниципального контракта на покупку техники составляет 377,5 млн рублей. Белорусские машины приобретаются в лизинг, но руководство ДДХиТ Тольятти уверяет, что необходимые средства заблаговременно заложены в городской бюджет, поэтому никаких проблем с выплатами возникнуть не должно. Главное же, на что надеются власти Тольятти, – постепенное возвращение пассажиров в салоны местного электротранспорта и увеличение пассажиропотока, который раньше традиционно обслуживался МП «ТТУ».

Евгений Растегаев, директор МП «Тольяттинское троллейбусное управление»:

– В ближайшее время мы планируем усилить работу действующих маршрутов. Очень надеемся, что через два месяца нам удастся возродить два троллейбусных направления, которые были закрыты в последние годы.

приехали новые троллейбусы в город

фото: “Волжская коммуна”

Газета “Волжская коммуна”
Оригинал статьи опубликован в газете “Волжская коммуна”

фото: из открытых источников