Тремоло-2021: Ретро на воде

зрители пришли на фестиваль
фото: Панорама Самарской области

В Тольятти прошел XIV фестиваль искусств «Тремоло». Летняя площадка ресторана «Амбар» вновь стала местом встречи зрителей с музыкантами, художниками и актерами.

Креатив времени

Каждый год организаторы создают вокруг фестиваля информационный фон, способствуя его продвижению. Когда-то это были зимние забеги по льду Волги, флешмобы на теплоходах и в торговых центрах, сплавы, прочие активности. Это понятно, ведь директор «Тремоло» Алексей Возилов – адмирал «Жигулевской кругосветки» и носитель креативных идей. Нынешней весной мероприятие приобрело более гламурную направленность, и для его раскрутки были предприняты два шага. Во-первых, это черно-белый фотопроект с известными людьми города, блогерами и их личными приглашениями, запущенный через социальные сети. Во-вторых, ретро-поезд «Жигулевский экспресс», курсирующий по маршруту Самара – Тольятти – Самара в день закрытия фестиваля. Помимо чудесных природных ландшафтов за окном поезд, предоставленный Куйбышевским филиалом ФПК, давал любителям селфи возможность запечатлеть себя в стилизованных интерьерах в «коктейльном дресс-коде» и в настроении «легкий флирт». Чтобы совместить природу и «глянец», специально сделали остановку в Курумоче. Тольяттинцы прибывали на все концерты обычным путем – на личных автомобилях. Пробки были небольшие, в итоге все компактно разместились на парковке.

Примечательно, что организаторы до конца не были уверены в возможности проведения праздника искусств из-за ситуации с третьей волной пандемии и вместо четырех запланированных вечеров остановились на трех. Каждый год девизом фестиваля является пробуждение интереса зрителей к высокому искусству, однако на практике программа «легчает», становится демократичной и более развлекательной. Это не умаляет достоинств события: в целом гостям нравится сама площадка, ее оформление, возможность послушать музыку на фоне Жигулевских гор, Волги и неформально пообщаться друг с другом. Особенностью фестиваля также является свободное перемещение зрителей во время исполнения, вход с напитками и присутствие на нем детей.

Три вечера – три жанра

Три концерта представили три разных жанра музыки – все они отсылали к музыкальному прошлому первой половины XX века, и так или иначе были связаны с музыкальным ретро-стилем. Прибывшим на ретро-поезде повезло больше с погружением в данную реальность, остальные успешно настраивались сами. Первый концерт был камерным, рассчитанным на 300 зрителей, разместившихся за столиками ресторана на открытом воздухе. Джазовый пианист из Санкт-Петербурга Станислав Чигадаев выступил в роли тапера, сопроводив своими импровизациями два фильма с участием Чарли Чаплина. Перед началом демонстрации черно-белых лент «На плечо» и «Солнечная сторона» музыкант зачем-то рассказал их содержание, хотя и без слов были понятны все идеи и смыслы. Его игра порадовала чуткостью к происходящему на экране и уместно встроенными цитатами из популярной классической музыки. Киноужин при свечах, сопровождаемый виртуозным аккомпанементом, прошел романтично, но как-то однообразно.

Второй вечер запомнился больше остальных: оригинальная музыка, профессиональный коллектив и мастерство исполнителей сделали свое дело. На сцену вышел известный в России эстрадно-джазовый оркестр Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова под руководством Олега Касимова. Коллектив является лауреатом многих российских и международных конкурсов, имеет обширный репертуар и собственные аранжировки. Программа «Гангстерские байки» была приурочена к эре свинга, но второе отделение явно вышло за рамки обещанной тематики. Можно сказать, что башкирский Big-band BGF представил палитру своих возможностей, играл с эмоциональной отдачей, ярко и интересно, что не могло оставить равнодушными тольяттинских слушателей, жаждущих хорошей джазовой музыки. В нашем городе оркестр выступает не впервые, уже давал концерты в филармонии, но открытая площадка придала музыкантам больше вдохновения и исполнительской свободы. Блестяще выступили солисты-вокалисты Полина Кобец и Сиявуш Шерматов, время от времени сольные импровизации фортепиано, контрабаса, тромбона, саксофона и трубы украшали «гангстерские» композиции. Стоит отметить и Олега Касимова как роскошного саксофониста со своим почерком, владеющего разными тембровыми возможностями. Безусловно, изюминкой стал номер второго отделения «Легенды Востока» с участием Ильнура Хайруллина, исполнителя на башкирских народных инструментах и мастера горлового пения узляу. Музыкант появился на сцене в национальном костюме с использованием шкуры волка. Тотемный образ привлек внимание оригинальностью и погрузил слушателей в мир бескрайних степей, коней, кочевой культуры. Необычное сочетание курая – духового инструмента с использованием двойных нот – и джазового состава передало дух эксперимента и было воспринято публикой на ура.

Третий вечер представил программу «История танго». Ранее она уже была сыграна в Самарской филармонии, поэтому на «Тремоло» ее немного обновили, добавив большей театральности и визуальных эффектов. За пультом стоял художественный руководитель фестиваля маэстро Фабио Мастранджело, а об эволюции танго «рассказал» Камерный оркестр Volga Philharmonic из Самары с участием скрипачек, лауреатов всероссийских и международных конкурсов Екатерины Сапоговой и Сандры Шиндер (Санкт-Петербург). Лично я ожидала от программы большего, ведь в качестве солистов были также заявлены ведущая солистка САТОБ Вероника Землякова, сертифицированные тольяттинские преподаватели танго Александр Сухов и Ирина Прокофьева. Но, по сути, самого танцевального воплощения было немного, а актеры-мимы создавали больше суеты на сцене, чем внятного повествования. Внимание также отвлекал экран с меняющимися заставками, стало быть, вместо синтеза различных видов искусств получалась пестрая картинка с мелькающими декорациями и перемещениями танцоров, которым время от времени артистично подыгрывал маэстро. «Перемудрили» – такое мнение прозвучало от публики, которая рассчитывала на «вау-эффект», обещанный по пути следования дорогого ретро-поезда.

Люди и маски

Значимой частью фестиваля стала передвижная выставка «Люди и маски» от Музея актуального реализма. В компактной экспозиции показали скульптурные работы четырех авторов, выполненные в бронзе, гипсе, глине. Анатолий Каштанов представил объемные маски из шамота, и здесь запомнились новые экспрессивные образы «Возвращения Одиссея». Скульптор Дмитрий Власов, выпускник художественно-графического факультета ТГУ, и москвич Александр Свиязов выступили как авторы необычных работ в стиле абстракции. Тольяттинский дизайнер и художник Николай Кузнецов провел перформанс на фоне бюстов исторических персон АВТОВАЗа. Таким образом, объемные композиции воплотили разные традиции и стили работы с материалами, а Музей актуального реализма создал свою интригу, зазывая в залы для знакомства с экспонатами.

Как всегда, все дни фестиваля его тематический фон поддерживали мимы и актеры театра «Вариант». Они изображали киногероев, гангстеров, танцоров танго и охотно позировали в фотозонах со зрителями. Традиционно были подведены итоги открытого областного конкурса рисунков среди детей и взрослых «Музыка на бумаге» в честь фестиваля, лучшие из 250 работ были напечатаны серией почтовых открыток, продаваемых на фестивале. Самые интересные рисунки перенесли на баннер и расположили на входе в зрительный зал.

Фестиваль завершился, оставив у многих приятное послевкусие. «Неизвестно, что будет дальше. Разрешат ли такие концерты?», «Слава богу, что у нас есть свой праздник искусств!», «Мне кажется, что фестиваль топчется на месте из года в год», «Почему не позвали местных музыкантов? Есть же и у нас достойные, помнится, выступал оркестр Тольяттинской консерватории…», – такие мнения довелось услышать в кулуарах. Что сказать, фестиваль состоялся в не совсем простое для всех время. Возможно, организаторы оценят пожелания зрителей и в будущем придумают, как сделать программы еще более качественными и насыщенными.

Анна Лукьянчикова, газета “Панорама Самарской области” № 14 (1020) от 12 июля 2021 г.