Травма шейки бедра – это не приговор

женщина идет по льду

Руководитель хирургической службы Тольяттинской городской клинической больницы №5 Александр Киселев объяснил, почему сегодня травма шейки бедра для пожилого человека – это не приговор.

Мартовская погода любит сюрпризы. Сегодня за окном капель и метровые сугробы в печали оседают под весенним солнышком. Но не успеешь оглянуться и уже завьюжило, похолодало, и лужицы моментально затянулись ледком и прикрылись свежевыпавшим снежком. Такие погодные причуды крайне травмоопасны для пешеходов. Не удивительно, что редакция газеты «Площадь Свободы» спешит поговорить о травмах и их профилактике с главным травматологом города Александром Киселевым.

– Самые распространенные на данный момент травмы, с которыми пациенты поступают в ваше отделение?

– Распространенность травм на самом деле зависит от периода. Если зима или весна, оттепель – все, что связано с подскальзыванием, таких травм становится больше. Мы не говорим, что они преобладают, но их количество увеличивается. Это переломы лодыжек, переломы лучевых костей в типичном месте.

Менее распространенные – травмы кистей, стоп. Эти травмы чаще всего амбулаторные. Если к нам и обращаются, то только в сложных случаях, например, при оскольчатых переломах. Таких пациентов мы оставляем у себя и оперируем. Вообще, учитывая, что наш город сильно постарел, то с каждым годом увеличиваются травмы у пожилых людей. У нас это называется проксимальный отдел бедра, в разговорном варианте – перелом шейки бедра, верхняя треть бедра.

– Странно, почему не колено, не голеностоп, почему бедро страдает чаще всего?

– Травмы, как правило, связаны с падением. С возрастом человек становится подвержен вестибулярным нарушениям, поскольку страдают сосуды головного мозга, людей периодически качает, они падают. Во-вторых, у пожилых людей, как правило, развивается остеопороз: кости становятся более хрупкими, поэтому ломаются в тех зонах, где этому произойти легче всего. Это зона губчатой кости (область головки или шейки бедра).

– Тогда вопрос, а как лучше падать? Некоторые советуют правильно сгруппироваться, например, как делают спорт-смены, каскадеры…

– Лучше не падать (смеется). Лучше сползать.

– В этой связи, какая возможна профилактика подобных травм, то есть когда и где соломки подстелить?

– Совсем себя обезопасить от подобных травм невозможно, можно снизить вероятность повреждения. С 50-60 лет рекомендуется начинать следить за состоянием костных тканей, за наличием остеопороза. Для этого существует специальное исследование – остеоденситометрия, ее можно проводить амбулаторно один-два раза в год. В диспансеризации ее нет, но это уже ваше желание и ваши действия.

– То есть в данной ситуации полезно действовать по схеме: «предупрежден, значит вооружен»?

– Правильно, если у человека обнаружен остеопороз, то ему прописывают специальные препараты, и он их начинает принимать. Существуют целые методики лечения остеопороза, которые возвращают костную матрицу в прежнее состояние. Это и есть предотвращение возможных переломов. Перелом шейки бедра – самый опасный по возможным прогнозам. Вот вы задавали вопрос о том, является ли такой перелом фатальным. На сегодняшний день нет, хотя еще несколько лет назад это было именно так. Сейчас существуют целые программы, которые подвигают нас к эндопротезированию суставов на ранних стадиях переломов. Подобные операции проводятся пациентам любого возраста, правда, если нет каких-либо противопоказаний. Мы меняем сустав, и люди дальше бегают-прыгают, продолжают нормально жить и работать.

– Сколько это стоит?

– Для человека, поступившего в экстренном порядке, ничего не стоит. Система ОМС эти вещи покрывает. До последнего времени было именно так.

– Что касается мелких травм: ушибов, растяжений. Как с этим быть? Выпить лекарство и забыть, или это чревато накоплением более крупных неприятностей?

– В отношении накопления – нет! Здесь главное в другом: не пропустить проблему. Вы не всегда можете четко дифференцировать ушиб, растяжение или что-то более проблемное. Понятно, что любой ушиб должен проходить в течение 5-7 дней. Если вы ушиблись, и в области ушиба появился синяк или отек, то желательно проверить. Игнорировать такие вещи, как отек и гематома, не стоит в любом случае. Если ничего особо опасного не произошло, но болевой синдром сохраняется больше 5-7 дней, то это уже звоночек, чтобы насторожиться и проверить. Не всегда это бывает большой проблемой. Возможно, ваша связка просто плохо заживает после растяжения, то есть ничего опасного, но даже в такой ситуации следует сделать рентген. Убедиться, что все нормально.

– Ваша хирургическая служба включает в себя 19 отделений: две травматологии; нейрохирургия; ЛОР, сосудистая, абдоминальная хирургия; торакальная хирургия; центральные стерилизационные посты; пост обезболивания; два операционных блока… Вы больше администратор или врач?

– Два в одном. Я занимаюсь и вопросами лечебными, и вопросами организационными.

– Много ли операций проводится в травматологии?

– У нас два травматологических отделения. В среднем одно отделение делает 3-4 операции в день. Это обычный поток. Завал, как правило, происходит в праздники, если мы говорим про наш город. Связано это с тем, что в период праздников нет плановых операций, и в отделении накапливаются больные.

– Скажите, какой вам видится обстановка в нашем городе? Жизнь стала опаснее, или мы теперь халатнее к ней относимся?

– Да не стала она опаснее, наоборот, сейчас она безопаснее. Порядка больше, и жизнь стала безопаснее. Вот, например, мы раньше сталкивались с ситуацией, что лето начиналось с огромного количества ДТП. Сейчас число дорожных аварий уменьшилось в разы. По медицинским ощущениям. Раньше летом наша реанимация была переполнена пострадавшими с дорожными травмами. Сейчас они есть, но очень мало.

ГИБДД объясняет, что разграничение встречных потоков машин отбойниками на трассе Самара – Тольятти в пять раз (!) уменьшило количество аварий, требующих приезда медиков. В настоящее время отбойники установлены по дороге на Ягодное, в планах оборудовать дорогу на Санчелеево, и тогда травм в ДТП станет еще меньше. Так что государство в плане безопасности работает хорошо. Конечно, мы все еще далеки от Европы, но все равно молодцы!

– Какие технологии появились в помощь медикам в последние годы? Светлая голова и золотые руки – это хорошо, но на современном этапе недостаточно.

– Согласен, во всем мире вся медицина идет в сторону малоинвазивности (малотравматичность). Мы тоже в этом тренде. Может быть, в силу более скромных финансовых вливаний чуть отстаем, но не кардинально. Люди у нас тоже изучают эти вещи, внедряют, работают с ними. У нас есть в рутинном порядке много диагностических возможностей: есть томограф, магниторезонансный томограф, ангиограф… Количество технологий в последнее время только прирастает. Медицина давно уже стала высокотехнологичной. У нас есть эндоскопические стойки, которые позволяют делать малоинвазивные (через проколы) операции и в животе, проводить гинекологические, торакальные, травматологические и другие операции без разреза.

– Совет по безопасности от врача?

– Не забывать про собственное здоровье, вовремя наблюдаться. Диспансеризацию никто не отменял. Думать о собственном здоровье раньше, чем оно ухудшится. Травматология, как не крути, зависима от состояния всего организма. Человек, который здоров, меньше подвержен травмам, все быстрее заживает. Ответ организма на травму зависит от общего состояния человека. Мы видим это на примере своих пациентов.

Справка

Александр Киселев, руководитель хирургической службы Тольяттинской городской клинической больницы №5, которая включает в себя 19 отделений разных профилей. Ранее был заведующим ортопедическим отделением №2. По образованию травматолог-ортопед. Главный травматолог города. Врачебный стаж – 21 год.

Людмила Кислицына, газета «Площадь Свободы»

руководитель хирургической службы ТГКБ 5
фото: «Площадь Свободы»