Транспортный хаос продолжается

Пресс-служба мэрии сообщила на днях о новшестве, которое уже с ближайшего понедельника планируют внедрить водители тольяттинских маршруток. Заключается оно в том, чтобы деньги за проезд брать не при выходе (как сейчас), а при входе пассажира…

В интернете реакция на эту идею последовала незамедлительно, причем большинство тольяттинцев отреагировали вполне предсказуемо, а именно – фразой: «Что за бред мы только что прочитали?» Увы, но это суровая реальность и продолжение затеянной мэром транспортной реформы.

Наверное, всем известно о том, что с 1 января водители маршруток обязаны возить льготников (то есть пенсионеров, студентов и школьников) по социальным картам. Рейтинг нынче у мэра не слишком высокий, вот и решил он таким образом выделиться, тем более что городскому бюджету эта затея ничего не стоила, поскольку компенсация  перевозчикам выплачивается из областного бюджета, да и то лишь в том случае, если в автобусе есть устройство, считывающее информацию с карточек.

Во что все это переросло, читатели также знают. Разозленные водители, которым работодатель никаких считывающих устройств не предоставил, начали хамить льготникам, стыдить их, выгонять из маршруток. Несколько подобных случаев мы уже описывали, а на днях получили письмо от читательницы, представившейся Ниной Михайловной. Вот что она сообщила:
«Я инвалид второй группы. Ехала 126-м маршрутом. На улице Фрунзе, на остановке к водителю подошла женщина, предъявила свою социальную карту, а он… не пустил ее в маршрутку! Сказал: «Или платите 20 рублей, или пешком…» Дальше происходит следующее. Узнав, что у меня тоже карточка, водитель начал кричать, чтобы я оплачивала проезд или он «довезет меня до КВЦ, чтобы проверили, что у меня на этой карточке», мол, «привыкли ездить на халяву»… В салоне были пассажиры – молодые люди с пивом, которые ехали до остановки «Океан». Они стали предлагать водителю оплатить за меня проезд, но тот все никак не успокаивался. Слава богу, выходили другие пассажиры –  открылась дверь и мне пришлось выйти, не доехав до нужной остановки.

Но мне нужно было возвращаться домой. Опять 126-й маршрут (номер автобуса – Т307МН 163). Водитель другой, с сильным акцентом говорящий на русском языке. Когда я опять вышла вместе с другими пассажирами, не доехав до своей остановки, он позвал меня из окошка и сказал: «Женщина, я когда увижу тебя – не пущу в свою машину».

Это письмо – лишнее подтверждение того, что пока мэрские чиновники рапортуют о стабилизации ситуации, издевательства над пассажирами продолжаются. Вы спросите, а при чем же тут новшество с оплатой проезда на входе? Теперь водители просто не будут пускать пассажиров с социальными картами, то есть либо платите, либо стойте на остановке!

Возвращаясь к развернувшейся в соцсетях дискуссии по поводу оплаты, отметим, что нашлись и те, кто одобрил эту идею. Любопытно, хоть и тяжело было читать комментарии самих водителей, а также их жен, которые называют пенсионеров не иначе как халявщиками. С одной стороны, можно понять, что перевозка льготников в какой-то степени бьет по их кошельку, однако нельзя же опускаться до такой низости! Какие же они халявщики – люди, построившие город, воспитавшие нынешнее поколение и как минимум заслужившие уважение… А может, у водителей маршруток нет пожилых отцов и матерей? Может, их в капусте нашли или на автомобильной свалке? Мерзко все это!

Многие ставят в пример Самару и другие города, где проезд оплачивается при входе. Сказать, что это удобно, язык не повернется. Во-первых, в процессе передачи денег участвует весь автобус. Вот представьте: заходит человек, садится на дальнее от водителя место, а потом начинает рыться в кошельке, находит деньги и… начинается игра «в передайку» или «в передаста» (кому как больше нравится), когда по рукам сначала ходят деньги, а потом, в обратном направлении – билетик. Именно так и происходит в маршрутках Самары. А представьте, что человек едет стоя, его шатает на поворотах, а он, вместо того чтобы кое-как держаться за поручни, роется по карманам в поисках денег на оплату проезда…

Второй момент касается безопасности дорожного движения. В 95 процентов случаев водители отправляются в путь, не дожидаясь, когда вошедший пассажир оплатит проезд (если конечно, это не начальная остановка маршрута). То есть получает деньги и отсчитывает сдачу он на ходу, что создает реальную угрозу едущим в салоне. Честно говоря, странно, что ГАИ Самары и других городов смотрит на это сквозь пальцы.

Есть и третий момент, заключающийся в том, что с пассажиров просят деньги за еще не полученную услугу. Это также весьма спорно, тем более что в случае поломки автобуса или длительной остановки (например, если водитель нарушит правила и на него будут составлять протокол) вернуть деньги пассажиру вряд ли удастся.

Интересно, что новшество, связанное с оплатой при входе, должно распространяться только на внутримуниципальные маршруты, а в так называемых пригородных (номера которых начинаются на «триста») все останется без изменений. В общем, транспортный хаос продолжается и, похоже, остановить его смогут только сами пассажиры, если не будут подчиняться странным новшествам, польза от которых видится лишь перевозчикам. Предлагаем оплачивать проезд, как и раньше, при выходе, а позицию мэрии и ГАИ по этому поводу обязательно постараемся узнать.

передают за проезд

фото: www.vostokmedia.com

Федор Жуков, «Вольный город»

фото: из открытых источников