Тольяттинцы собирают 200 тысяч рублей

Новости Тольятти augustnews.ru

Это инструмент фирмы STEINWAY – всемирно известного производителя роялей, получившего заслуженное признание за высокое качество инструментов. Принадлежит главный рояль Тольяттинской филармонии, ему почти 20 лет. За это время, как рассказали работники филармонии, с помощью прекрасного инструмента горожан порадовали исполнительским искусством Ирина Кандинская, Денис Мацуев, Элисо Вирсаладзе, Владимир Крайнев, Дмитрий Башкиров, Даниил Крамер и Валерий Гроховский. Однако молоточки рояля (вместе с гаммерштилями) серьезно износились и требуют замены. Это приводит к невозможности точной настройки рояля, а также существенно ухудшает его звучание.

Запасные части нужно заказывать за границей, у производителя в Германии. Для каждой модели не только меняются молоточки, но и проводится интонировка – процедура, уникальная для каждого инструмента. По нынешнему валютному курсу требуется порядка 200 тысяч рублей за детали, доставку и работу. Дорого, конечно, но и сам уникальный STEINWAY не дешев, при его покупке еще два десятилетия назад потратили порядка 96 тысяч евро.

Поскольку ситуация в бюджетной сфере сегодня не самая радужная, работники филармонии не решились попросить деньги на ремонт инструмента у властей. Они обратились к настоящим любителям классической музыки. Это событие стало информационным поводом для того, чтобы вспомнить интересную биографию филармонического STEINWAY. Ни для кого не секрет, что вокруг дорогих музыкальных инструментов, как вокруг настоящих сокровищ, крутится много слухов, легенд и невероятных историй. Для максимальной достоверности мы обратились к ректору консерватории Евгению Прасолову. Напомним: с 1989 по 1998 год Евгений Николаевич руководил филармонической деятельностью в нашем городе, знает ключевые культурные события Тольятти, до сих пор хранит газетные публикации, а также документы, связанные с историей главного городского рояля.

Евгений Николаевич рассказал, что покупка STEINWAY для филармонии состоялась в 1996 году по инициативе профессора московской консерватории Всеволода Задерацкого, возглавлявшего тогда академию музыки «Новое передвижничество». В рамках фестиваля «Тольяттинская музыкальная осень» с помощью Всеволода Задерацкого муниципалитет решил провести ряд грандиозных концертов. В Тольятти должны были приехать солисты Большого театра, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, легендарный камерный хор Минина, хор Московской патриархии, ансамбль народной музыки Дмитрия Покровского, композитор и дирижер Марк Пекарский – всех звезд перечислить невозможно.

Воспользовавшись громкими именами ожидаемых гостей, Евгений Прасолов вышел с предложением к властям купить легендарный STEINWAY. И они согласились! Руководство города не только выделило деньги на STEINWAY, но и (что не менее важно!) на концертные литавры Yamaha – очень ценный инструмент, до сих пор находящийся в филармонии.

Уточним: открытие академии музыки организаторы наметили на 16 сентября 1996 года. Мэром Тольятти тогда был Сергей Жилкин, который и задал Евгению Прасолову прямой вопрос: «А ты успеешь привезти рояль к открытию?» В ответ градоначальник услышал: «Сделаю все, что от меня зависит». Конечно, Евгений Николаевич не был уверен, что за месяц STEINWAY доставят из Гамбурга в Тольятти и настроят для выступления всемирно известных музыкантов. Но если бы директор филармонии ответил мэру «Не успеем», никакая покупка не состоялась бы, на одну легенду в Тольятти было бы меньше.

Подходило время открытия академии музыки, но STEINWAY в Тольятти не приехал, рояль находился в пути. Евгений Николаевич рассказал, что на открытии музыкальной академии Михаил Плетнев играл на рояле «Эстония», находившемся в Тольяттинской филармонии. Изначально планировался концерт Моцарта, но Михаил Плетнев сыграл концерт Грига. Михаил Васильевич достаточно спокойно отнесся к отсутствию STEINWAY. Евгений Прасолов вспоминает:

– Я ему рассказал: «Мы под ваше имя заказали STEINWAY, руководство города нашу инициативу поддержало. Но произошла задержка, транспорт, организационная работа. Плетнев все понял и сказал мне: «Все равно у вас рояль будет, это главное». Из-за задержки прибытия STEINWAY было еще одно изменение в программе открытия академии музыки. Фортепьянный дуэт Николая Луганского и Вадима Руденко исполнялся в музыкальном училище, где на сцене стояло два рояля.

– Евгений Николаевич, а почему для «Нового передвижничества» москвичи выбрали именно Тольятти?

– Филармония в нашем городе существовала с 1992 года, и мы приглашали в Тольятти самых лучших исполнителей нашей страны, развивали концертную деятельность. В конце 80-х – 90-х годах у нас были полные залы почти на всех концертах. Вы, например, знаете, что в Тольятти приезжал Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской? В 1974 году в ДК имени 50 лет Октября (сейчас – театр «Колесо») Ростропович играл вместе с оркестром Куйбышевской филармонии вариации на тему «Рококо».

– Интересная подробность. А все-таки когда же конкретно Тольятти получил свой главный рояль?

– 10 ноября 1996 года рояль с громким именем STEINWAY наконец-то прибыл в город, где его так долго ждали, – Евгений Николаевич зачитал мне сохраненную им заметку корреспондента «Площади СВОБОДЫ» Ольги Березий. Ольга рассказала читателям «Площади СВОБОДЫ», что поздно вечером рояль выгрузили из машины, которая везла его из Гамбурга. Рояль установили на сцене Тольяттинской филармонии. После того как рояль «отстоялся» и «пришел в себя», в Тольятти из Москвы приехал Евгений Артамонов – настройщик легендарного Святослава Рихтера. Да-да, оказывается рояль из Гамбурга настраивали по-гамбургскому счету!

А в 2003 году весь город обсуждал скандальную информацию про STEINWAY. Одна из городских газет сообщила, что главный городской рояль якобы… украли! Я попросила Евгения Николаевича прокомментировать эту шумную историю.

– STEINWAY на руках несли эти сто метров из филармонии в консерваторию. Посмотрите на фотографии к публикации, – констатировал собеседник и показал аккуратные газетные вырезки. Приятно, согласитесь, иметь дело с профессионалом, у которого все ходы записаны!

Евгений Николаевич рассказал, что весьма резонансный перенос рояля из одного тольяттинского очага культуры в другой состоялся на одном из международных конкурсов пианистов, который проводится с 1995 года. «Во время Международного конкурса имени Чайковского, знаете, сколько роялей с места на место перевозят?» – начал с риторического вопроса свой очередной рассказ собеседник. А потом показал мне приказ департамента культуры, подписанный тогдашним его руководителем Владимиром Колосовым.

На конкурс 2003 года в Тольяттинскую консерваторию, напомним, приехали 150 пианистов. Чтобы всем конкурсантам обеспечить доступ к хорошему инструменту, и был издан упомянутый приказ. В нем говорилось, что директор Тольяттинской филармонии Юрий Лившиц должен передать рояль STEINWAY с 21 апреля до 1 мая Тольяттинскому институту искусств в оперативное управление. Под личную ответственность ректора института Евгения Прасолова! После проведения конкурса ректор Прасолов должен был в срок до 3 мая возвратить рояль в филармонию.

Вечером, накануне первого конкурсного дня тогдашний вице-мэр Надежда Хитун, руководитель департамента культуры Владимир Колосов и ректор института искусств Евгений Прасолов пришли за роялем в филармонию. А там никого. Вахтер сообщил, что ключей от гаража, где стоит рояль, у него нет. Директор филармонии уехал в командировку, телефон заместителя директора молчал. И тогда Евгений Прасолов принял кардинальное решение: замок с гаража спилить, рояль перенести. Ведь у него в руках был приказ, конкурс срывать нельзя!

На следующий день газеты вышли с заголовком: «Заслуженный деятель искусств «стащил» рояль из филармонии». И сообщались подробности: инструмент очень дорогой – стоит 96 тысяч евро, все случилось под покровом темноты, шокированная околокультурная общественность активно обсуждает происшествие. Вот такое скандальное оперативное управление пережил главный городской рояль…

Под занавес беседы я спросила у Евгения Прасолова:

– Дальнейшая судьба филармонического STEINWAY будет какова?

– Не думаю, что роялю требуется какая-то реставрация, просто нужен хороший капитальный ремонт. Любую машину купили, масло в нее надо постоянно заливать, шины подкачивать, двигатель проверять, техосмотр проводить. В рояле тоже много механики. Сегодня STEINWAY стоит порядка семи миллионов рублей, его можно сравнить с самым дорогим автомобилем. Невольно возникает вопрос: «Как могли допустить, что прекрасный инструмент оказался в таком состоянии?» Сам видел: крышка STEINWAY часто бывает открыта. Значит, любой может подойти и сыграть? Еще бы разрешили бутерброды для корпоративов резать! Джазовые музыканты на этом рояле играли. Считаю: не нужен STEINWAY ни джазовым пианистам, ни пианистам из эстрадных групп.

– Евгений Николаевич, а может, 20 лет – это много для рояля?

– 20 лет – не возраст для STEINWAY. При хозяйском отношении, конечно! Стоит же в Клину рояль Чайковского. Может, на большой концертной площадке его сейчас уже нельзя использовать, и тем не менее…

– И последний вопрос: а правда ли, что у нас неоднократно пел и проводил мастер-классы народный артист СССР, обладатель редкого статуса пожизненного солиста Большого театра Зураб Соткилава?

– Да, и я, кстати, у него спросил: под аккомпанемент какого рояля ему нравится петь больше всего? Он ответил: «Мне все равно, на ком рояле будет стоять стакан воды для меня. Главное, чтобы инструмент был настроен».

Факт:

Дебют STEINWAY состоялся 28 ноября. Долго думали, кто же первый сыграет на этом рояле, и решили право это отдать детям, а точнее – юному пианисту из колледжа искусств, лауреату международного конкурса Дмитрию Комиссарову. Он сыграл «Санатину» Клементи. Но основная работа STEINWAY предстояла позже, когда в исполнении симфонического оркестра Тольяттинской филармонии и доцента Санкт-Петербургской консерватории Татьяны Загоровской прозвучал один из величайших фортепианных концертов – Первый концерт Чайковского. Юный же талант Дмитрий Комиссаров сегодня стал доцентом кафедры «Камерный ансамбль» Тольяттинской консерватории.

Кстати:

Не каждый город может себе позволить STEINWAY, а в Тольятти три инструмента: в филармонии, в ДКИТ и в ДК «Тольяттиазот».

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”