Тольяттинцы потребовали национализировать АВТОВАЗ и отправить Бу Андерссона в отставку

Новости Тольятти augustnews.ru

В воскресенье в Тольятти состоялся митинг рабочих, выступающих с резкой критикой антисоциальной политики руководства ОАО «АВТОВАЗ». Площадка и трибуна покраснела от флагов КПРФ и плакатов профкома «Единство». Планировалось, что на площади перед парком Победы соберется около 500 человек, однако, по наблюдениям наших корреспондентов, митингующих оказалось, по меньшей мере, вдвое больше. Ни жара, ни палящее солнце людей не напугали: вероятно, так велико было желание горожан высказаться о наболевшем. А проблем и впрямь накопилось множество.

Взять хотя бы упорный слух о том, что до конца 2015 года с АВТОВАЗа в добровольно-принудительном порядке будут уволены 15 тыс. рабочих. Официально эту информацию на предприятии не подтверждают. Но сами вазовцы говорят об обратном. По словам рабочих, прямого «сокращения штатов» на автогиганте не будет. Ибо это дело хлопотное и подотчетное. Теперь это называется «оптимизация». Людям предложили подписать документы об увольнении по соглашению сторон: пишешь заявление на увольнение «по собственному желанию» – получаешь компенсацию в размере 3-4 месячных окладов. Соответствующий приказ уже подписан. К слову сказать, именно такая схема сокращения штатной численности коллектива применяется на АВТОВАЗе с приходом в компанию нового президента Бу Андерссона. Иными словами, формально сокращений на заводе нет. А то, что тысячи тольяттинцев лишаются своих рабочих мест – это вроде бы и не проблема, ведь люди уходят с автозавода по своему же добровольному согласию.

В нашем распоряжении есть и другая информация. Согласно ей, под очередное увольнение по соглашению сторон на АВТОВАЗе подпадут вовсе не руководители и так называемые белые воротнички, а как раз рядовые рабочие. При этом их клетки в штатном расписании займут как раз инженеры, мастера и прочие работники рангом повыше. Так что с формальной точки зрения завод опять-таки покинут представители менеджмента, а численность рабочих, руководствуясь официальной документацией, останется неизменной.
– Новое руководство АВТОВАЗа в лице Бу Андерссона продолжает в принудительном порядке лишать работников своих рабочих мест и как следствие – средств к существованию, – заявил митингующим депутат гордумы Сергей Егоров, который сам работает на автозаводе электромонтером. – Волна сокращений вновь накатывается на наш автогигант. Некогда самостоятельное во всех отношениях предприятие превращается в придаток Запада. Что же ждет наш город в недалеком будущем? Какую судьбу ему уготовили эти горе-руководители? Прибыль любой ценой – вот основная цель этой эффективной, как они себя называют, команды менеджеров. Хотя им глубоко наплевать, что огромному количеству жителей нашего города просто-напросто не хватило денег, чтобы достойно собрать и отправить своих детей в школу 1 сентября.

Нетрудно догадаться, что Сергей Егоров в своем выступлении имел в виду не только вазовцев, но и работников «АвтоВАЗагрегата» и его многочисленных «дочек» – несколько тысяч работников этих предприятий с мая сидят без зарплаты и изо всех сил пытаются хоть как-то свести концы с концами.

Как ранее мы сообщали, поддержать всех этих людей взялся депутат гордумы Алексей Краснов, который 22 сентября объявил бессрочную голодовку. На следующий день к нему присоединился участник профсоюза «Единство» Вячеслав Шепелев. И хотя вчера голодающих на Центральной площади уже не наблюдалось, на воскресный митинг они пришли вместе со своим нехитрым скарбом: спальными мешками, палатками и т. д. Кстати, по словам Вячеслава Шепелева, он не ожидал, что акция тольяттинских рабочих соберет такое количество людей. Поэтому, обращаясь к присутствующим, участник голодовки заверил: если народ изъявит желание, голодающие сразу после митинга отправятся в столицу губернии, где будут пикетировать здание областного правительства. Митингующие эту идею поддержали аплодисментами, но дальше оваций дело не пошло. Поэтому голодовка, объявлявшая как бессрочная, завершилась 27 сентября.

Тем временем взявший слово Алексей Краснов поведал митингующим интересную историю. По словам депутата, во время голодовки к нему обратился один из работников ОАО «ТЗТО». В разговоре с народным избранником мужчина признался, что и на этом предприятии творится что-то неладное. Людей вынуждают писать заявления об увольнении по собственному желанию. А если те отказываются, к ним грозят приставлять операторов с видеокамерами, которые рано или поздно найдут «косяк», за которым сразу последует увольнение с более жесткими формулировками.

– Голодовка показала отношение власти к происходящему, – заявил Алексей Краснов. – Мы стремились, чтобы проблему заметили, и теперь власти не могут сказать, что ее не существует. Но даже муниципалитет никак не отреагировал на случившееся, как будто проблемы нет. Как будто на площади нет людей, объявивших голодовку, как будто в Тольятти нет жителей, которым не на что кормить детей и нечем платить за жилье.

На этих словах нервы у Алексея Краснова не выдержали, голос дрогнул, и депутат, не скрывая слез, отстранился от микрофона. Правда, довольно быстро взял себя в руки и объяснил, что же с ним случилось. Оказалось, он просто устал от грязи, которую пытались вылить на него провокаторы, а теперь, при большом скоплении народа, по всей видимости, не удержался и дал волю чувствам. Также Алексей Краснов рассказал, что через день после начала голодовки на Центральной площади руководитель «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов зачем-то вывел на работу 40 швей. Суть этих действий работодателя голодающим была не ясна, зато они со ссылкой на самих «агрегатовцев» узнали, что прокуратура по каким-то причинам больше не спешит принимать заявления у работников предприятия, а суды требуют, чтобы заявители несли на заседания какие-то списки. При этом на заседании гордумы 23 сентября, как мы сообщали, старший помощник прокурора г. Тольятти Евгения Разумова говорила об обратном. По ее словам, сотрудники прокуратуры Комсомольского района, напротив, активно ведут работу по приему заявлений работников ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его «дочек», а районный суд ускорил темпы рассмотрения дел по искам о выплате заработной платы, объем которой оценивается в 40 млн руб.

Так или иначе, митингующие возле парка Победы винили в происходящем на АВТОВАЗе и на смежных с заводом предприятиях президента компании Бу Андерссона и людей, которые, не исключено, диктуют ему правила игры и действия, которые тот должен предпринимать как руководитель предприятия. В связи с этим первое требование, указанное в резолюции воскресного митинга, совпавшего, к слову, с Днем машиностроителя, касалось отставки нынешнего вазовского руководства в лице Бу Андерссона. Также митингующие потребовали прекратить увольнения рабочих, повысить зарплату всем работникам автозавода, за исключением членов правления, сократить расходы на содержание управленческого аппарата ОАО «АВТОВАЗ» и отказаться от использования заемного труда на предприятии. Кроме того, участники митинга добиваются, чтобы правительство РФ установило пособие по безработице в размере среднемесячной зарплаты каждого уволенного работника и выплачивало его не менее года с момента увольнения или до тех пор, пока человек не устроится на новую работу. А главное – митингующие надеются, что государство национализирует ОАО «АВТОВАЗ», а затем передаст функции управления заводом непосредственно в руки трудового коллектива. И конечно, протестующие ждут, что работникам «АвтоВАЗагрегата» и его «дочек» в кратчайшие сроки выплатят долги по зарплате, а до тех пор оставляют за собой право на организацию пикетов и митинга у стен правительства Самарской области.

Алексей Краснов, депутат городской думы:

– Особенный цинизм в этой ситуации демонстрирует мэрия, которая предлагает людям не жаловаться, а получать льготу на оплату ЖКХ от муниципалитета. Но в списке документов на эту льготу присутствует справка о том, что человек не имеет задолженности по квартплате. Разве это не издевательство над людьми, у которых несколько месяцев нет денег, а им предлагают принести справки, что они исправно вносят квартплату? Хотя люди и не просят льготы, они просят свои деньги, которые им положены по трудовому законодательству. А в ответ на это мы видим цинизм власти, безысходность людей…

ФАКТ
По имеющейся информации, производственный план АВТОВАЗа на 2016 год составит от 200 до 280 тысяч автомобилей и машинокоплектов всех трех марок: «Лада», «Рено» и «Нисан», выпускаемых на предприятии. Это в два раза меньше показателей текущего года. А значит, высока вероятность, что потребуются новые увольнения работников автозавода.

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, “Площадь Свободы”