В этом сезоне его как никогда огромное количество. Конечно, это не снег, но издалека очень похоже. Тополиного пуха много во всех районах нашего города, особенно в так называемых старых кварталах Тольятти.
Летний снег лежит на траве и асфальте. Он кружится, летает, ветер его поднимает и разносит вокруг. Он в автобусах, машинах, подъездах и квартирах, липнет к занавескам и жалюзи. Пух не только под ногами, но и в глазах.
Специалисты считают, что тополиный пух не является аллергеном, но может быть транспортом для пыльцы других растений и сам по себе раздражать слизистую. Пушистые женские соцветия за счет своей структуры могут накапливать, а потом переносить пыльцу других растений. Время «пушения» тополя совпадает с цветением злаковых трав, которые вызывают сильные аллергические реакции. Многие слышали про поллиноз – это аллергия на пыльцу растений.
Особенно страдают от него люди с бронхиальной астмой, с хроническими заболеваниями носа, горла. И те, кто в линзах и, естественно, аллергики. А если ты и в линзах, и аллергик? Пиши пропало на весь тополиный сезон.
Выход? Если у вас заложило нос, покраснели и чешутся глаза, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-аллергологу для проведения обследования и выявления аллергена, который вызвал эти симптомы, и для назначения терапии. Или начинать пить антигистаминные средства, использовать противоотечные, противоаллергические спреи и промывать нос морской водой. А также следует принимать душ не реже двух раз в сутки. Водные процедуры обязательны по возвращении с улицы, – советуют врачи-аллергологи.
А тем, кто в контактных линзах, стоит временно перейти на очки и ждать окончания пухового сезона…
У меня вопросы. Зачем пух? Зачем нам тополя? Что в них особенного и прекрасного? Почему не засадить все березами, кленами, дубами-колдунами, осинами, липами? Зачем тополь?
А вот зачем. Оказывается, это очень быстрорастущие деревья. Кроме того, тополя являются биологическим фильтром, который поглощает загрязняющие вещества. Дерево впитывает за сезон до 30 килограммов пыли и выхлопных газов. Они неприхотливы, очень быстро растут, в год прибавляя до 3 метров.
Выходит, плюсов в тополях больше, чем минусов? И пуховое время можно пережить. Как и все деревья, тополя очищают воздух от вредоносных солей тяжелых металлов и других видов загрязнения.
Но они обладают еще и преимуществом перед другими деревьями. Самое интересное то, что каждый тополь – лидер по производству кислорода: в 10 раз больше, чем береза, в 7 – чем ель, в 4 – чем сосна и в 3 раза больше, чем липа.
Поэтому их сажали и продолжают сажать вдоль дорог. Но активно озеленять ими города стали с 1946 года. Нужно было максимально быстро восстановить облик городов после войны…
Из требований: быстро, надолго, наверняка. Решение – тополь. Задач, чтобы было хорошо населению, не ставилось. Пух можно пережить. Срубить дерево в городе нельзя по закону. Вот так и живем.
К сожалению, в наших с вами краях в основном растут бальзамические тополя – это тот самый вид, который сильно пушит. Вообще, тополя различают по половому признаку: мужские и женские. Первые цветут и опыляют женские, а они, в свою очередь, производят пух.
Казалось бы – высаживай «мужчин», и пуха не будет. Да не так-то всё просто оказалось. Дело в том, что тополь – дерево, которое само меняет свой пол. Именно поэтому все тополя у нас цветут.
Кстати, следует разъяснить: тополиный пух – это не цветы, а семена дерева. Тополь цветет еще до появления листьев, его мужские сережки появляются сразу после того, как лопнули почки.
Но в развитых странах следят за озеленением городов. Высаживают только мужскую особь дерева. Их разводят в специальных питомниках, выводят особые сорта, где семена не развиваются.
К сожалению, у нас в городе местные власти по-другому решают вопрос борьбы с тополиным пухом. Деревья либо вырубают, либо обрезают, но и то, и другое происходит крайне редко. О том, чтобы засадить город бальзамическими тополями, которые не пушат, речь вообще не ведется. Слишком затратно и хлопотно. Остается только мириться со сложившейся ситуацией и ежегодно переживать тополиную стихию.
Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»