5 октября вся страна отмечает один из самых теплых и душевных дат – День учителя. Это праздник для всех, кто ценит и уважает труд педагога, для тех, кто благодарен своим учителям и наставникам. Именно они вложили в каждого из нас частичку себя, отдали все свои силы и заботу детям.
Людмила Борисовна Астахова – учитель русского языка и литературы в школе №90 считает, что эта профессия требует огромного терпения, доброты и самоотдачи. И каждый, кто хочет стать учителем, должен быть уверен в том, что сможет отдать всю любовь и теплоту подрастающему поколению.
— Людмила Борисовна, как вы пришли в эту профессию?
— Наверное, все было предрешено… Взять хотя бы тот факт, что я родилась в школе! Папа не довез маму до больницы, которая находилась в 5 километрах от нашего села — Старое Максимкино Самарской области. По пути была школа и учитель географии приняла роды у моей мамы. А впервые мысль, что я хочу быть учителем пришла в голову, когда мне было пять лет. У нас была соседка — учитель русского языка и литературы, я наблюдала за ее работой, когда стала чуть постарше, она мне давала проверять тетради. И потом все игры у меня были только в учителя. После окончания школы, поступила в Ульяновский педагогический институт. Другие варианты даже не рассматривала. По распределению меня направили на три года работать учителем в село, где я родилась. Ну а потом я оказалась в Тольятти, и вот уже 51 год работаю педагогом.
— Скажите, педагог – это призвание или профессия?
— Однозначно, призвание! Для того чтобы стать педагогом, надо очень любить детей. Мой папа всегда говорил: «Дочка, всех людей надо любить!». И вот эта любовь к людям обусловила то, что я пошла в педагоги. Надо осознать тот факт, что с детьми нужно быть постоянно, надо их любить. Если нет душевного тепла и доброты, то ничего не получится. Я уже не говорю про терпение, которым должен обладать каждый учитель.
— Чем отличаются современные дети от ваших первых учеников?
— Сейчас ребята более открытые и отзывчивые. Раньше такого не было. И учитель все равно держал дистанцию. Было другое воспитание, учитель был не другом, а авторитетом. А сейчас мы на равных с детьми.
— Это хорошо или плохо?
— Я считаю, что хорошо, хотя, некоторые учителя старой закалки со мной не согласятся, могут даже меня осудить за эти слова. Но нынешние дети могут подойти к учителю и обнять. А это — знак тепла и признательности, которое они чувствуют к педагогу. И они хотят подарить это тепло. Еще современные школьники любят справедливость, им во всем нужна открытость, они ценят доброту.
— Вы поддерживаете связь со своими учениками и после их выпуска?
— Конечно, а как же иначе? В этом году исполнилось 40 лет моему первому выпуску — в том селе, где я работала в начале своей трудовой деятельности. Один из первых моих учеников много лет работает там председателем колхоза. Другая ученица — фельдшером. Я со многими общаюсь и все они вспоминают школьные годы только с теплотой. Как мы ходили пилить дрова для пожилых людей, помогали им, собирали ландыши и сдавали в аптеку. Мы много времени проводили вне школы. У них масса хороших воспоминаний осталась, так же, как и у меня. Я очень люблю свой первый выпуск. Тольяттинские выпускники тоже на протяжении многих лет после окончания — мои постоянные гости. Они приходят ко мне домой с подарками, обязательно с тортиком. Несколько раз меня возили в ресторан. Они никогда меня не забывают.
— Сейчас много говорят о школе будущего. Какой она должна быть?
— Помимо технического оснащения школы всеми современными средствами обучения, дети должны быть по максимуму вовлечены в учебный и творческий процесс. Если в школе ребята будут привлекаться к труду, сами организовывать мероприятия, иметь какие-то обязательства, вот тогда они станут лучше. Я считаю, что школа будущего не сможет таковой стать, если дети не будут трудится, не будут уметь отвечать за свои поступки.
— Как вы считаете, авторитет педагога сейчас возвращается?
— Когда я начинала только работать авторитет педагога был высочайшим! Потом настал некий провал – и заработная плата у учителей стала маленькая, и родители стали по-другому относиться к учителям. Сейчас же в нашей стране делается все, чтобы поднять авторитет учителя и вернуть престиж профессии. Также делается и все для детей – ремонтируются школы, возводятся новые спортивные объекты в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области» в рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» нацпроекта «Демография». Политика государства должна и дальше так продолжаться.
Подтверждая слова Людмилы Астаховой напомним, что на пленарном заседании августовской конференции работников образования главой региона Вячеславом Федорищевым были отмечены следующие моменты. В регионах проводится большая работа по поддержке и стимулированию педагогических работников, по решению Главы государства в марте этого года были удвоены надбавки классным руководителям и кураторам групп в колледжах в населенных пунктах с численностью жителей менее 100 тысяч человек. С 1 сентября ежемесячную надбавку в размере 5 тысяч рублей станут получать советники директоров по воспитанию в школах и колледжах. Благодаря, в том числе, реализации нацпроектов «Образование», «Демография» в регионе обновляется инфраструктура отрасли. Как результат – растет уровень предметной подготовки учащихся. В ближайшие несколько лет будут введены до 20 новых современных школ. С 2025 года можно будет осуществлять ремонт не только в школах, но и в детских садах, и учреждениях профессионального образования — благодаря федеральным субсидиям. Особое внимание — развитию кадрового потенциала отрасли. В 2024 году из регионального бюджета установлена доплата педагогам-психологам в размере 5 тысяч рублей.
— Какой бы совет вы дали тем, кто только собирается выбрать профессию учителя?
— Хорошо всё взвесить и подумать! Потому что профессия педагога подразумевает полную отдачу детям. Надо еще осознавать, что будет оставаться мало времени для своей собственной семьи. Но, прежде всего, конечно, надо любить эту профессию и детей. А все остальное – опыт, умение и знания придут с годами.
Газета «Городские ведомости»