Тольяттинский врач-хирург Андрей Слугин спас человека со сложной формой рака

операционная врач хирург

Основные ресурсы городской клинической больницы № 5 сейчас направлены на борьбу с короновирусной инфекцией, и казалось бы, в такой сложный период не до новых технологий в лечении не-ковидных пациентов. Однако многие врачи продолжают осваивать прогрессивные методики, зачастую их операции уникальны, и из всей Самарской области проводятся только в ТГКБ № 5.

Так, врач-хирург торакального отделения Андрей Евгеньевич Слугин недавно провел малоинвазивную эндоскопическую резекцию пищевода, чем спас человека со сложной формой рака.

Операция по резекции пищевода – одна из самых сложных в онкологии. В классическом варианте такое хирургическое вмешательство весьма травматично, поскольку включает разрез грудной клетки и брюшной полости, что, бесспорно, тяжело для больного и как минимум влечет за собой длительный период послеоперационной реабилитации. К тому же пациентам с сопутствующими заболеваниями часто противопоказано проведение такой операции – могут не перенести.

Альтернативный, эндоскопический способ позволяет снизить риск развития послеоперационных осложнений, расширяет доступность и пациентам операции при сопутствующих заболеваниях, и людям пожилого возраста.

– …Вот поэтому бригада врачей торакального отделения пришла к выводу о необходимости внедрения высокотехнологической прогрессивной технологии резекции пищевода эндоскопическим методом, – рассказывает А. Е. Слугин. – Такая методика наименее травматична, повреждения организма пациента при ней минимальны. У нас в больнице эту операцию мы провели впервые; в Самарской области такую ранее выполнил только профессор, торакальный хирург, ныне главврач больницы им. Середавина Сергей Юрьевич Пушкин. Внедрение новой методики мы обсуждали неоднократно, готовились к ней ответственно и долго, шаг за шагом постигая нюансы метода – что и позволило выполнить операцию успешно.

Немного о пациенте: относительно молодой мужчина, около 50 лет, обратился с жалобами на боль в области пищевода в течение нескольких месяцев. По результатам обследования был диагностирован рак пищевода. В период начальной стадии такого рака именно оперативный способ лечения позволяет вылечить больного полностью. Онкология пищевода, как правило, плохо поддается химиотерапевтическому и лучевому лечениям, поэтому радикальное удаление опухоли – наиболее эффективно.

Следует отметить, что операциями по резекции пищевода в нашем торакальном отделении занимаются очень давно: заведующий отделением Евгений Николаевич Кутепов с 80-х годов выполняет вмешательства на пищеводе и передает свой опыт более молодым коллегам. По лечению данного пациента был проведен консилиум и принято решение именно об эндоскопической резекции пищевода. Потому что малоинвазивность такого вмешательства намного снижает риск летального исхода и больше шансов на восстановление без осложнений.

Конечно, определенный риск при оперативных вмешательствах есть всегда – никто не может гарантировать, что всё пойдет безукоризненно. При любом вмешательстве могут возникнуть осложнения, инсульты, инфаркты, тромбоэмболии и т.д. Естественно, по возможности лучше применять те методы, которые дадут пациенту больше шансов выздороветь и вернуться к нормальной жизни. При этом при планировании операции мы всегда просчитываем различные варианты ее течения, у нас всегда наготове “план Б”: если что-то пойдет не так, сразу сменим тактику операции.

Решение было предложено пациенту и, как полагается, всесторонне обсуждено с ним – с пояснением всех возможных последствий и рисков, так что согласие на оперативное вмешательство он давал в полном понимании методики предстоящего лечения.

Операция длилась около пяти часов. Это, кстати, немного – примерно столько же длится и классическая “открытая” операция. Хотя сложность методов несоизмерима.

Всё прошло успешно, послеоперационных осложнений не возникло. Трансплантат у пациента прижился, человек питается обычным способом, не стал инвалидом, скоро выходит на работу.

…Особенность таких операций в том, что методика-то их проведения понятна, но практическими навыками по их выполнению обладает пока очень малое количество хирургов.

– Мы к проведению таких операций шли постепенно. Ранее, как я уже говорил, такая операция проводилась только открытым способом, потом – на этапе вмешательства на брюшной полости открытым путем, а на этапе грудной клетки – закрытым, то есть через проколы. И наконец в данном случае выполнили операцию полностью эндоскопически на обоих этапах.

Эндоскопический метод сегодня вообще наиболее перспективен, при наличии соответствующего оборудования и профессиональных навыков он дает очень хорошие возможности и результаты. Так, в нашем арсенале уже не один год есть другая малоинвазивная операция, которую кроме нас не делает никто в Самарской области, да и по России её способно выполнить небольшое количество специалистов. Это – эндоскопическое удаление всего легкого при онкологических заболеваниях. Тоже через проколы, без больших разрезов. Следует отметить, при проведении таких операций обязательно нужен высокопрофессиональный анестезиолог: интубируется бронх здорового легкого, в больное при этом воздух не поступает, оно “сдувается” – и это позволяет оперировать на не дышащем легком. По моему мнению, наш анестезиолог Роман Николаевич Володин является лучшим специалистом в городе в проведении однолёгочного наркоза, необходимого для выполнения таких операций…

В общем, этот метод мы освоили уже достаточно давно, выполнили большое количество таких операций и статистика наша лучше показателей многих торакальных отделений по стране.

В нашем отделении постоянно осваиваются новые методики и технологии лечения больных, передается и перенимается опыт коллег. В частности, я часто прохожу обучение и повышение квалификации в медицинских центрах, специализирующихся на онкологической хирургии. Конечно же, есть и большой личный опыт, сотни выполненных операций.

Андрею Евгеньевичу Слугину 38 лет, из них в нашей больнице он работает 15. Пришел сразу после окончания СамМГУ в интернатуру по торакальной хирургии. Дополнительно обучился на онколога. У него две врачебных специализации – имеет действующие сертификаты онколога и торакального хирурга.

Несмотря на коронавирус, изрядно навредивший многопрофильности нашего медицинского комплекса, ТГКБ 5 может многое – и продолжает развиваться.

Тольяттинская городская клиническая больница № 5