Тольяттинский театр кукол «Пилигрим» открывает свой 46-й сезон

На его пороге мы встретились с главным режиссером Яниной Дрейлих и директором театра Надеждой Булюкиной, чтобы узнать, как строится календарь-46.

45 — не детство

— Надежда Валентиновна, 45 лет кукольного театра — возраст абсолютно не детский.

— Да, исполнилось 45 лет театру, который был первым профессиональным театром в Тольятти. Мы гордимся этим и хотим, чтобы наш театр кукол занимал достойное место в культуре нашего города. И в России тоже. Мы хотим достойно нести звание первого профессионального театрального коллектива. Мы старались и много делали для этого. Так что летние каникулы — это не каникулы, а подготовка к будущим событиям года, их ожидание. В июне мы завершили наш юбилейный сезон, а 30 ноября театр будет проводить наше юбилейное торжество. Мы готовимся к большому празднику.

— Это не отменяет гастролей и фестивалей «Пилигрима»?

— Нам повезло участвовать в программе «Большие гастроли», в рамках которой в этом году поддержана наша поездка в Республику Марий Эл. Мы едем в очень красивый театр города Йошкар-Олы. Великолепное здание. Настоящий кукольный дворец. Поэтому мы с удовольствием туда поедем и повезем три своих спектакля.

— Что в багаже?

— «Курочка Ряба», «Путешествие голубой стрелы» и наша «Репка».

Про деньги и дороги

— Как повезете реквизит и декорации? Нынче это, наверное, дорогое удовольствие?

— В том-то и дело, что нам повезло включиться в программу «Большие гастроли», потому что по ней федеральным гастрольным центром (есть такая организация, специально созданная для реализации этого проекта) поддерживается проезд труппы до города, в который театр выезжает. Принимающая сторона оплачивает нам проживание. А весь доход, который остается от этих спектаклей, остается у принимающей стороны, потому что у нее есть затраты, на которые идет театр, чтобы нас принять.

— То есть гастролеры ничего не зарабатывают в гостях?

— Мы получаем гонорар за наши спектакли. И этот гонорар мы тратим по своему усмотрению: для поощрения наших работников, для реализации дальнейших планов. То есть спектакли на гастролях — это оплачиваемая работа, и нам не надо искать деньги на проезд и перевозку декораций, как мы делаем для участия в фестивалях. Фестивальные поездки более сложные. Чтобы поехать на фестиваль, нам самим надо найти средства, самим приобрести билеты.

— Гастроли финансирует Москва?

— Эта программа финансируется из бюджета Министерства культуры Российской Федерации, и рассчитывается гонорар из стоимости билетов на наш спектакль. И еще на количество мест в нашем театральном зале. Поэтому мы рассчитываем, что около 300 000 заработаем.

— Янина, в разных театрах разные по наполняемости залы…

— Да, в Йошкар-Оле большой зал на 200 мест, а свою «Курочку Рябу» мы покажем в малом зале. Разные есть залы в стране. Мы вот на следующий год сейчас разговариваем об обменных гастролях с некоторыми театрами, и нам отвечают: «А у нас всего 50 мест». «А вы что с наших спектаклей-то заработаете?» — задаем мы вопрос. «Ничего, но вы нам интересны» — в ответ. Так что мы в последнее время сами никуда не напрашиваемся, нас активно приглашают.

На карте России

— Так что Тольятти на театральной карте России заметен, Надежда Валентиновна?

— Хочу отметить, что Тольятти в этом году вообще отличился в театральном плане. Потому что из ста поддержанных заявок и проектов на «Большие гастроли» в программу попали только десять муниципальных городов. Из этих десяти — три тольяттинских театра. Молодежный драматический уже сейчас в Камышине выступает, в Заречный поедет тольяттинский «Дилижанс», а мы покажем свои работы в столице Республики Марий Эл. Конечно, большое спасибо за это федеральному центру.

— Когда в дорогу?

— Мы едем в гастрольный тур в начале октября. На этой неделе наш театр ждут на фестивале в Кирове. А 23-го мы едем в Казахстан на другой театральный фестиваль. В Киров поедет наш спектакль «Путешествие голубой стрелы», а в Казахстане наши артисты покажут «Марьино поле». Спектакли эти очень необычные, взрослые. Нам интересно, как там нас воспримут.

— В вашем наполненном событиями календаре — и большой праздник «Пилигрима». Когда он состоится?

— В ноябре у нас юбилей. Мы пригласили на него очень известного в театральном мире человека — режиссера и продюсера Давида Бурмана. Он руководитель известного кукольного фестиваля в Санкт-Петербурге «Кук-арт». Давид приедет к нам на торжество и к тому же проведет для нас семинар «Работа актера над ролью».

— Почему именно он?

— Ему интересен наш театр. Ему интересна женская режиссура. На фестивале в Тамбове он очень высоко оценил режиссуру в нашем театре и сказал после спектаклей Янины Дрейлих: «Вообще-то, я до последнего времени думал, что женской режиссуры вообще в России нет. А тут, оказывается, есть». И он заинтересовался нашим театром. Конечно, такая оценка — ответственность для нас очень большая: люди что-то такое почувствовали на наших спектаклях, они оценили наш театр. И нам тоже хотелось бы с ними поближе познакомиться.

— Руководство театра учится?

— Да, мы с Яниной Владимировной ездили в эти каникулы на образовательный форум в город Владимир, повышали свой уровень по менеджменту театрального дела. Не всегда можно согласиться с мнением, что можно руководить всем, чем угодно, хоть макаронной фабрикой. Тогда нужно точно знать, как минимум, сколько сортов твердой и мягкой пшеницы существует и чем они отличаются друг от друга. А театральное дело — дело особенное.

Учеба интересная, город интересный, театр интересный. Восемь солидных театров встретились на этом семинаре. Ну вот, мы там чему-то научились, а теперь едем дальше, в новый сезон.

Премьеры на подходе

— Янина, каких нам ждать премьер от «Пилигрима»?

— Две премьеры у нас будет до конца года. Это «Повесть временных лет» и «Чудо моё особенное». Позднее приглашенный режиссер из Костромы приедет ставить детский ширмовой спектакль «Считаем до пяти». Это тоже будет очень интересно, потому что сейчас кукольные театры все больше ставят планшетные спектакли. А Миша — прекрасный кукловод и с ребятами нашими в этом плане поработает. Это будет полезно и приятно.

— «Повесть временных лет» – не самое обычное название для кукольного?

— Мы получили солидную субсидию на спектакль «Повесть временных лет». Там будет очень интересная форма. В спектакле будет занят наш любимый Александр Анатольевич Свиридов. Перед назначением на роли у нас был настоящий кастинг. Мы с режиссером приходили знакомиться в больницу к Александру Анатольевичу, когда ему как раз сделали операцию. Режиссер тогда сказал: «Какая харизма! Хочу его в мой спектакль». Кроме Свиридова в спектакле будут работать Наталья Савина, Саша Кочудаев и Марина Гамзина. Марина — выпускница Натальи Дроздовой, она только что вошла в труппу театра.

— Новое — не только название?

— Актеры в новом спектакле будут существовать в очень интересной, экспериментальной форме. Для него будет строиться павильон, а его поверхность будет выстилаться особыми, специальными материалами. Там будут использоваться современные технологии театрального художника.

— Дорогое удовольствие — новые технологии на сцене театра, Надежда Валентиновна?

— Это недешево. Причем опыта создания театральных проектов у меня лично не было, поэтому мы не все просчитали из того, что нужно для спектакля. Там, например, будут нужны особые металлоконструкции, сварка. Так что придется искать еще 200 тыс. рублей для постановки этого спектакля. Обращаюсь к спонсорам: присоедините свое доброе имя к нашим добрым работам.

— А как дела с «Чучелом»? Успеете?

— «Чучело» будет предновогодним спектаклем. Деньги на него уже начали поступать. Тоже есть хорошая поддержка и художнику, и режиссеру, и для материально-технической базы театра. В частности, средства будут вложены в свет и в звук. Дай бог, чтобы все аукционы состоялись, все деньги пришли вовремя, и мы бы со всем этим успели с постановками.

— Чем удивит юбилей?

— Ждем новый занавес. Средства на него небольшие заложены, это не 2 миллиона, конечно. У нас все недорого. Но для театральной атмосферы занавес поработает. На нем будут элементы нашего фирменного стиля. У нас в театре очень сложный зал, там заметно не хватает театрального декора. Но пока будем обходиться хотя бы новым занавесом. А в следующем году мы надеемся получить новые кресла. Ни уменьшать, ни увеличивать их количества в зале мы не будем. И что самое, наверное, интересное и значимое на ближайшую перспективу — мы надеемся получить небольшой автобус для театра. Мы уже подали заявку на него.

— Так что забот полно?

— Сезон у нас будет очень активным. И новогодние праздники нужно будет хорошо провести. И гостей с обменными гастрольными спектаклями надо достойно принять из Йошкар-Олы.

Конечно, мы мечтаем попасть в президентскую программу «Культура». В ней есть такая строчка: «Ремонт и реконструкция театров для детей». Попасть в федеральную программу — большая мечта, потому что ремонт театра — это очень дорогостоящая вещь. А нашему зданию в этом году исполняется 60 лет. Оно — объект культурного наследия. У нас есть обязанности поддерживать его в надлежащем состоянии, и хорошо, что Минкульт знает наши потребности, и у нас есть надежда попасть в число тех, кто войдет в «Культуру». Мы работаем над этим давно. Есть уже и эскизные проекты, и программа благоустройства территории вокруг театра, есть мечты о театральном саде, о сквере имени Пушкина.

— Мечты иногда сбываются!

Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»

главный режиссер Тольяттинского театра кукол

Главный режиссер Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих

директор Тольяттинского театра кукол

Директор Тольяттинского театра кукол Надежда Булюкина. Фото: «Площадь Свободы»