Тольяттинский «Робин Гуд»

молодой человек с сумкой

Ближайшие годы бывший главный кадровик завода Виктор В. Проведет за решеткой. А ведь как всё красиво начиналось.

Стремительная карьера

На ВАЗ уроженец Тольятти пришел в сентябре 2001-го. Занимаясь кадровой работой, сделал карьеру и, в конце концов, был назначен начальником управления кадрами и работы с персоналом. И даже успел подняться на ступеньку выше – исполнял обязанности вице-президента ВАЗа по персоналу и социальной политике, правда, не смог там закрепиться.

В то время преподаватели поволжского университета сервиса, наверное, гордились своим выпускником. В принципе, было чем гордиться: солидные должности, весомая зарплата, работа с иностранными специалистами и командировки за рубеж. В Тольятти, который еще называют моногородом, для одних это предел мечтаний, для других – предмет пролетарской зависти.

Почему Виктор работал с иностранными специалистами? Суть в том, что они не владели русским языком, и руководство ВАЗа поручило начальнику кадрового управления их в какой-то степени опекать. Виктор В. непосредственно занимался приемом на работу иностранцев, контактировал с ними. Дальше – больше. Представители других стран дали нотариально заверенные доверенности на распоряжение их счетами, чтобы Виктор пересылал им зарплату.

Приятная разница

Интересы работающих на ВАЗе иностранцев представляет компания «Renault-Nissan Global Management SA», базирующаяся в Женеве. Согласно установленной процедуре, при заключении трудовых соглашений с зарубежными специалистами управление кадров ВАЗа составляет на каждого специальное письмо (эсаймент), в котором указываются уровень должности (четыре уровня), тип назначения (экспат или коммутер). Экспат предполагает длительное назначение, коммутер – вахтовик, у него контракт короткий, до двух лет.

Всё это направляется компании, она, в свою очередь, назначает специалисту грейд. Для понимания: грейд – это персональный оклад, куда входят собственно зарплата, страховки, премии, компенсация на аренду жилья и так далее. Оплата в евро по окончательному курсу продажи валюты на последний день отчетного месяца.

В Тольятти каждому инспецу открывали в банке два счета: рублевый и валютный. Ежемесячные размеры выплат, в зависимости от уровня должности и назначения, составляли от 17 779 до 32 557 евро.

Как подчеркнул один из свидетелей уголовного дела, представлявший «Рено», базовая ставка для иностранного специалиста – 250 тысяч рублей в месяц. При этом ежегодные выплаты в сумме должны превышать 2 миллиона рублей. А к базовым цифрам добавляются различные доплаты.

Что сделал Виктор? Получив от швейцарской компании уведомление о том, что иностранным специалистам снижен грейд, он решил этим воспользоваться.

Начальник кадровой службы не стал доводить информацию о снижении зарплаты до своего вышестоящего руководства. ВАЗ продолжал платить инспецам по-старому, а хитрый кадровик, управлявший их счетами, перечислял иностранцам деньги по-новому. Собралась приятная для него разница – почти 29 миллионов рублей.

Недвижимость в Черногории

Конечно, такая сумма появилась не сразу. Виктор регулярно приходил в отделение банка на улице Юбилейной и переводил иностранцам зарплату. А то, что оставалось, до поры до времени лежало на их счетах. В какой-то момент «излишки» уходили в Черногорию, получатели – два гражданина этой маленькой балканской страны с приятным климатом и выходом в Адриатическое море, которое является частью Средиземного. Словом, курортные места.

Один из получателей – риэлтор, кем работает второй, и работает ли вообще, осталось за пределами расследования. Тут важно другое – иностранные специалисты, с чьих счетов уходили туда деньги, сильно удивились и в один голос заявили, что им не знакомы эти жители Черногории.

Виктор на допросах тоже твердил, что черногорцев не знает и деньги туда не переводил. А то, что раньше говорил про заграничную недвижимость – так это проявление слабости. Якобы сотрудники спецслужб поставили ему условие: или сознаешься, что у тебя есть жилищные интересы в балканской стране, или будет изменена мера пресечения на более жесткую – арест. Понятно, что перспектива оказаться в одной камере с уголовниками мало кого прельщает.

Стали разбираться в его «аргументах». Во-первых, есть документальное подтверждение, что именно начальник управления кадров переводил деньги в Черногорию. Во-вторых, допросили нотариуса. Она рассказала, как дважды к ней обращался лично Виктор, чтобы оформить несколько доверенностей на гражданина Черногории: на право получить земельный участок в поселке Добрые Воды и разрешение на строительство, быть представителем по вопросам подключения электроэнергии.

В-третьих, допросили специалиста вазовского бюро информационной безопасности. Он вместе с коллегами изымал системный блок из кабинета Виктора:

– После копирования с жесткого диска я обнаружил, что локальный диск не содержит никакой информации. Тогда восстановил стертые файлы, где были служебные документы и черногорские материалы: сметы, фотографии возводимого на берегу моря жилого дома, строящегося бассейна, документ о переводе туда 150 тысяч евро…

Кстати, Добрые Воды находятся недалеко от границы с Албанией, считающейся агрессивной страной. С другой стороны, здесь лечебный воздух и никакой суеты (население – примерно 1000 человек), а в ближайшем крупном городе Подгорица есть аэропорт.

Два уголовных суда

Виктора В. судили дважды, и оба раза он не признавал свою вину. В первый раз получил четыре года колонии общего режима со штрафом. Причем суд переквалифицировал мошенничество на растрату и даже оправдал экс-кадровика по семи эпизодам. Этот приговор обжаловали все, в том числе прокуратура Автозаводского района.

Надзорный орган удивило, что в материалах Виктор фигурировал как… физическое лицо, а не как должностное. Ведь иностранные специалисты знали его как представителя ВАЗа, возглавляющего кадровое управление.

Областной суд отменил приговор районного и направил дело на новое рассмотрение. На этот раз Виктор признали виновным в мошенничестве и растрате, оба деяния совершены с использованием служебного положения и в особо крупном размере. Итого – шесть лет колонии общего режима и возмещение иностранным специалистам почти 11 миллионов рублей.

Виктор подал несколько многостраничных рукописных жалоб, утверждая, что его надо… оправдать. Но состоявшееся недавно заседание апелляционной инстанции областного суда на этот раз оставило приговор в силе.

И еще один момент. Два уголовных процесса – процедура достаточно долгая, поэтому время от времени в соцсетях появлялись небольшие информации по делу Виктора В. По сути, это были перепечатки с разными заголовками всего двух заметок без особых подробностей. В том числе по Черногории.

Но удивило не это. Соцсети, не работающие «на земле», постоянно перепечатывают друг у друга понравившиеся материалы. Удивили комментарии. Примерно треть пользователей шутя или всерьез называла Виктора экспроприатором экспроприированного и даже тольяттинским Робин Гудом.

Какой же это Робин Гуд или Юрий Деточкин? Он деньги, добытые преступным путем, не раздавал потом бедным горожанам, не отправлял в детские дома, а за рубежом себе строил роскошный коттедж.

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1370) 24.09.21