Тольяттинский режиссер помогает сельским детям раскрыть свой потенциал и лучше узнать родной край

    Поводом для встречи с Анной Огарковой стал ее новый проект. С середины лета и по сей день при поддержке Фонда президентских грантов на территории Жигулевска реализуется творческий проект «Курс на PROЦВЕТание». Для детей школьного возраста поселков Ширяево, Солнечная Поляна, Богатырь и Зольное проходят занятия по живописи и актерскому мастерству, экскурсии и пленэры, творческие встречи со знатоками легенд и сказаний Самарской Луки.

    Курс проводят режиссер, автор и руководитель проекта Анна Огаркова и художники – председатель Самарского регионального отделения Творческого союза художников России Ольга Левченко, заслуженный художник России, член Международной федерации художников, член Союза дизайнеров России Марина Варфоломеева-Кунина и другие. По замыслу Анны, кроме образовательной и просветительской функций, проект должен объединить разные социальные группы в решении проблем села. Занятия с детьми продолжатся до 9 октября, а потом будет создана передвижная выставка творческих работ. Экспозиция будет представлена в городах и селах Самарской области с ноября 2019-го по май 2020 года. Приедет она и в Тольятти.

    – Анна, как вам пришла в голову идея об этом проекте?

    – Мысль о проведении детских и молодежных пленэров в Самарской Луке жила во мне уже не первый год. Однако проект именно в таком виде, в котором он реализуется, сформировался только этой зимой. Видимо, нужен был некоторый жизненный опыт. В частности, повлияло то, что пару лет я жила в Жигулевске. Это было в 2012-2013 годах, я родила и переехала с маленькой дочкой в Жигулевск. Жить с ребенком в таком красивом месте замечательно. Но когда дочь немного подросла, стал вопрос о выходе на работу, а с творческой профессией это не так-то просто в малых городах. Я, правда, нашла вариант работы, даже собрала небольшой молодежный коллектив и выиграла грант на постановку спектакля. Мы сделали молодежную постановку по пьесе «Облако, похожее на дельфина» Юрия Клавдиева. Однако этот период моей жизни дал возможность прочувствовать то, что не везде есть достойные условия для творческой деятельности и для преподавательской, зато талантливые дети есть везде.

    – В чем специфика вашего проекта?

    – Специфика проекта заключается в том, чтобы дать возможность детям, проживающим в селах г.о. Жигулевск, по-новому, творчески взглянуть на место, в котором они живут. Природные и культурно-исторические ресурсы – богатство этого края. Но это видно тогда, когда приезжаешь из каменного города. А местные дети, как и большинство взрослых, не ощущают ценности места. Поэтому именно приглашенные профессиональные преподаватели проводят «Курс на PROЦВЕТание», те, кто может помочь детям взглянуть на привычное с нового угла зрения. Вот удивительно, что дети узнают о местных легендах в процессе реализации проекта. Видимо, и там есть проблема связи поколений, и только в ходе проекта дети задают вопросы старшему поколению о месте, в котором они живут. И конечно, нужно отметить, что уровень экономического развития не всем этим детям позволяет проходить творческие мастер-классы, да и для педагогов там не те условия, чтобы погружаться в детей. Хотя исключения есть везде, и в этих селах есть небольшое количество специалистов, горящих своим делом.

    – Чем ваш проект отличается от многочисленных художественных мастер-классов?

    – Курс обучения включает в себя не только проведение художественных мастер-классов. Проходят занятия по актерскому мастерству, экскурсии и мастер-классы экскурсовода, работа по сбору легенд. Наш курс – это комплекс, направленный на формирование ценности места, в котором живешь, и раскрытие творческой инициативы детей. Для того чтобы ощутить цвет жизни, вовсе необязательно исколесить весь мир, можно и в родном краю видеть красоты и ценность, чуть изменив угол зрения. Я уверена, что и нам в Тольятти этого не хватает – умения ценить то, что у нас есть, и стараться максимально применить имеющиеся ресурсы для реализации.

    – Почему проект рассчитан на сельских детей?

    – Скажу откровенно, и из Тольятти-то уезжают. Уезжает молодежь, чуть почувствовав свои силы, уезжают яркие, талантливые личности, ценные специалисты. И я их понимаю, конечно, я же и сама уезжала. И не вернулась бы, наверное, если бы не дочь. Почему уезжают? Не видят путей развития и реализации на месте, где родились. В малых городах и селах нет возможности у бюджета оплачивать работу высококвалифицированных специалистов, преподавателей, и чуть появляется перспектива – они уезжают. А дети – им всего-то и нужно дать возможность попробовать творить, поддержать их первые шаги в искусстве, задать несколько правильных вопросов, а ответы они сами будут искать.

    – Что дети должны вынести из этого проекта?

    – Я понимаю, что за такое короткое время дети не станут Репиными или Тереховыми, но и задача курса не столько дать вкратце программу Строгановки или ГИТИСа, сколько показать возможности. В первую очередь дать ощутить свои возможности. В занятиях курса дети ощущают по-другому цвет, свет, речь, себя, природу. Они задаются вопросами источника вдохновения и учатся находить его в себе, в окружающем мире и людях, в легендах родного края. Когда будут проходить выставки их работ, они увидят результат своей деятельности и получат обратную связь. Конечно, хочется, чтобы после курса они стали более активны в творческой деятельности и в жизни села, но даже небольшой вклад в их развитие – это шаг к улучшению будущего, в том числе и будущего малых городов и сел.

    – А их родители?

    – Родители – это тоже интересная история. Ведь ценность места от родителей передается детям. И хотя они выражают благодарность за участие детей в проекте, я вижу, что им самим бы не помешало пересмотреть свои отношение к Самарской Луке. Быт всех, конечно, ограничивает, никуда от этого не деться, но есть и те родители, кто откровенно счастлив, понимая суть проекта. Есть родители, которые также ищут (и находят!) способы реализации для себя, для детей, в том числе и творческой.

    – Жизнь сельчан как-то изменится, когда проект будет завершен?

    – Конечно, уже сейчас видно тех ребят, которые продолжат творческие занятия. Начало учебного года показало, что часть детей определилась с творческими направлениями – кто-то пошел в художку, кто-то в театралку. Те же, кто не определился еще, все равно задались вопросами о своей деятельности, и рано или поздно это сыграет роль. Но, честно говоря, многое зависит от родителей. По завершении проекта, после выставок, пройдя весь путь от замысла до зрительских отзывов, дети получат поддержку своей творческой активности, и это хороший вклад в их становление.

    – Анна, а почему вы сейчас не занимаетесь театральными проектами?

    – Театром я тоже занимаюсь, просто не так, как все привыкли. Я проработала долгое время в муниципальных учреждениях культуры, попробовала поработать в коммерческой организации и пришла к своему пути. В театре обычном мне просто тесно. А опыт дает уже сложившуюся картину развития культуры и искусства в наше время в данном месте. Занимаясь развитием детей, я пишу картину будущего. Моя деятельность сегодня – это продолжение служения развитию культуры и искусства, только в разных формах, в разных направлениях. Как театр включает в себя все виды искусства, так и моя деятельность сегодня направлена на разные виды искусства и творчества. Как грустно, наверное, писать картину одним цветом, когда перед тобой вся палитра жизни. Вот и делаю проекты музыкальные, художественные и другие. И всем желаю ощущать полный цвет своей жизни, где бы вы ни находились, и быть режиссерами своей жизни!

    Справка

    Анна Огаркова родилась в Тольятти в 1983 году. Окончила институт современного искусства и художественных коммуникаций Самарской академии культуры и искусств. Работала актрисой, а далее режиссером в различных театральных коллективах города, была соорганизатором театральных фестивалей и форумов современного искусства.

    Автор проектов и режиссер-постановщик спектакля «Облако, похожее на дельфина» и рок-оперы «Два костра для Жанны д’Арк».

    Автор и руководитель проекта «Фестиваль саморазвития и творчества «Лукоречье».

    С апреля 2018 года директор АНО «Дом альтернативного развития искусства и культуры «Светлый ветер». Воспитывает 8-летнюю дочь Марусю.

    Елена Кочева, газета «Площадь СВОБОДЫ», ekocheva@yandex.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»

    анна огаркова тольятти

    фото: «Площадь СВОБОДЫ»