«Тольяттинский лес – смертник»

крючков андрей
фото: Вольный город Тольятти

В воскресенье, 20 сентября 2020 года, будет отмечаться День работников леса. По сути, это большой праздник всех любителей природы, независимо от занимаемой должности и политических пристрастий.

О борьбе кандидата географических наук, почетного работника леса Российской Федерации Андрея Крючкова за сохранение «легких города» мы писали не раз. Став первым руководителем муниципального лесничества, созданного по решению суда, он проработал ровно год и недавно был уволен. Официальная причина увольнения – окончание срочного контракта, неофициальная – слишком беспокойным оказался главный лесничий, не вписавшийся в среду чиновников.

Вчера я позвонил Андрею Николаевичу, чтобы узнать, чем сейчас занимается. Оказалось, что три дня назад он вернулся с юга, где занимался сбором материала для докторской диссертации. Я не удержался от ироничных вопросов:

– Почему в нашей стране принято все знаковые встречи, фестивали, соревнования проводить на солнечном юге? Почему дружно игнорируется север? Возьмем ваш случай. Разве качество научной работы снизится, если ее обсуждать не среди пальм, а под пихтами?

– За всех говорить не буду – только за себя. Занимаясь научной работой в области лесоводства и лесоведения, я изучаю новые территории. На своем автомобиле ездил в Крым и Краснодарский край, соединив отдых и профессиональный интерес.

Что касается севера, то в свое время работал в Карелии, Мурманской и Архангельской областях, хорошо знаю и леса тех регионов, и что такое полярный круг. В средней полосе я живу, теперь, что называется, руки дошли до южной растительности.

– Логично. И что можете сказать про леса российского юга?

– Возьмем Краснодарский край, где изучал грабово-буковые насаждения. В горах, как и по всей стране, ведутся несанкционированные вырубки под видом уборки сухостоя и больных деревьев.

– Если сравнить темпы вырубки у нас и там: где больше губят лес?

Тольяттинский лес – смертник. Там – труднодоступные места: сложнее добраться, вывезти древесину. А у нас – хорошие, по сравнению с горной местностью, дороги, минимум контроля. Что еще нужно черным лесорубам?

Вынужден констатировать, что темпы вырубки тольяттинского леса значительно опережают южные «разработки».

– Понятно. Завершая тему юга… Вы же по Крымскому мосту ехали? Как впечатления?

– Масштабно!

– Движение было интенсивным?

– Нет. Длина моста – почти 19 километров, я это расстояние проехал за 20 минут. Сам удивился. Думаю, повлияли на интенсивность движения три фактора: время года (сентябрь, когда основные отпуска уже закончились), экономическое положение (у людей меньше денег на путешествия) и опасения за здоровье (вдруг накроет вторая волна коронавируса).

– Андрей Николаевич, вы официально где-то работаете?

– Нет. Скоро будет два месяца, как я безработный, хотя дел невпроворот, потому что являюсь председателем социально-экологического союза. Когда меня уволили, коллектив лесничества ушел почти весь.

– Куда?

– Кто куда.

– А как дела у нового руководителя лесничества?

– Не знаю, не интересовался. Читал, что лесничество получило из области новую технику. Ее пробивали мы, а лавры достались новому лесничему. Он всегда хотел стать начальником, есть люди, для которых важна статусность.

– На ваш взгляд, новому коллективу муниципального лесничества удастся сделать что-то заметное, прорывное?

– Вряд ли. С мэрией спорить и доказывать, что лесом надо заниматься, новая «команда» не станет. Будет тихонько сидеть, получая небольшую зарплату.

– День прошел, и ладно? А почему до сих пор лес не оформлен в муниципальную собственность? В мэрии об этом время от времени говорят, но воз и ныне там.

– Чтобы не платить налог на землю, а он без преувеличения большущий. Тянули и будут тянуть до последнего. С одной стороны – городской бюджет не покрывает всех других расходов, а тут – новые затраты. С другой – бесхозный лес обречен: горы мусора, костры «туристов», пилы черных дровосеков и отсутствие агроухода.

– На ваш взгляд, какая сумма нужна, чтобы тольяттинский лес не умер?

– Примерно 150-200 миллионов рублей ежегодно.

– Солидно. Андрей Николаевич, как будете встречать День леса?

– В лес за грибами поеду. Куда? В Ульяновскую или Пензенскую губернию, пока не определился, знакомые лесники зовут в гости. В принципе, в каждой из этих областей леса экологически чистые, грибы собирать можно.

– А есть?

– И есть можно! Я, например, грибы сушу, солю, мариную, замораживаю, раздаю знакомым. Могу вам привезти.

– Спасибо, конечно, но я грибы собирать люблю сам, только никогда не ем. Береженого Бог бережет.

– Я срезаю лишь определенные грибы, в них уверен. Плюс термообработка. Но тольяттинские грибы в пищу лучше не употреблять, здесь я с вами согласен.

– И последний вопрос: будете ли в этом году заниматься посадками деревьев?

– Конечно, буду. И я, и социально-экологический союз. В октябре станем высаживать сосны, березки, дубки в нескольких местах васильевского и тольяттинского лесничеств. Сеянцы, а это 40 тысяч штук, уже закуплены промышленными предприятиями, общая площадь посадок – 10 гектаров. С праздником!

Беседу вел Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1317) 18.09.20