Тольяттинский краеведческий музей приглашает на мастер-классы по росписи керамики

Мастер-классы «Укоренение горожан в «городе без корней» на выставке «Праздничный стол» Тольяттинского краеведческого музея.

Музейные мастерские по «укоренению» организованы для четырех целевых групп: взрослые, семейная аудитория, женские группы, корпоративные группы. Мастерские проводит музейный педагог, психолог-арт-терапевт (член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти). В методике используются интегрированные подходы на стыке музейной педагогики, педагогики, психологии (психологические механизмы культурной идентификации — установление эмоциональной связи со значимым объектом — объектом идентификации).

На выставке коллекционной посуды 19-20 в.в. таким значимым объектом становился предок и его картина мира — советский предок и досоветский предок. Коллекционная керамика из музейных запасников выступает в качестве свидетельства — артефакта, раскрывающую мировоззрение предка — жителя «старого дореволюционного» и «нового советского» города. Посуда по статусу до революции — императорский фарфор для царского двора, гарднеровский — для высшего света, кузнецовский и гжель — для купцов, мещан и зажиточных крестьян. Природные мотивы, единение человека с природой как выражение мировоззрения досоветского предка, жившего в мире, созданного Творцом. Авторская роспись, академический стиль или вольная роспись народных мастеров на предметах повседневного обихода как свидетельство цельности мировоззрения и повседневности, ее ритуалов, семейного быта, четкой социальной иерархии в обществе — статусов, ролей, назначений.

роспись на керамическом колоколе

Советский агитационный фарфор взрывает привычный строй повседневной визуальности. Кандинский, Малевич, Владимир Ильич — идут в каждый дом вместе с посудой. На тарелках появляются надписи о буржуазии — кровном враге, есть с такой — и подвиг, и испытание. Трактора с удивленными крестьянами и остановившими свой бег лошадьми погружают человека 21 века в мир советского предка и советской России — грандиозного историко-культурного и социального эксперимента 20 века.

Музейные мастерские имеют трехчастную структуру: видео-лекция (погружение в контекст эпохи и роспись по керамике — дореволюционную и советскую (идеи, стили, направления, артефакты — музейные предметы); путешествие по выставке с возможностью подержать керамику, которой 100 лет в руках (буквально, прикоснуться к наследию и посланию предка — дореволюционного периода и советского) и авторская роспись керамики с исторической репликой коллекционной посуды музея 19-20 в.в. Партнером мастерских выступила Гончарная мастерская «Лето».

реплик асоветского агитационного фарфора

 

Еще не до конца высохшие тарелочки попадают в руки посетителей, на них наносится роспись/ историческая реплика (дореволюционного периода — на одну тарелку, советского периода — на другую (стиль и мотив выбирает сам посетитель, исходя из своих потребностей, нужд, художественных предпочтений, авторского эксперимента «прорыва в новое»). После тарелки отправляются в мастерскую, проходят два обжига и глазурование и посетитель получает через неделю авторский сувенир — собственное открытие истории и послания предка, запечатленное в долговечном материале, которое теперь можно передавать по наследству, из поколения в поколение — восстанавливая во многом нарушенную в СССР межпоколенную связь, семейную традицию.

реплик асоветского агитационного фарфора

Версией мастерских по росписи керамике на выставке коллекционной посуды является мастер-класс с использованием метода телесно-ориентированной терапии (выбранный мотив росписи посетители сначала рисуют на листе, увеличивая масштаб изображения (для вчувствования в образ — цветка, композиции, орнамента), а затем танцуют этот образ, используя огромные полотна ткани — голубой, алой — так, что мотив появляется в пространстве выставке, но уже в объеме и эмоциональном переживании посетителей.

Интересно, что мастерские «Цветок внутри» (по мотивам цветочной росписи дореволюционной керамики) оказались интересны не только женским и девичьим группам горожан (в музее прошли семейные выходные с особой программой для «мужчин и мальчиков» и «женщин и девочек» — членов одной семьи), но и мужчинам. Действительно, есть не только женские цветы, но и мужские. А человеку в современном техно-мире очень нужно прожить природный мотив — пластикой собственного тела, рисунком на белом листе бумаги, пространством начала, собственного выбора, осмысления. И мужчине не менее, чем женщине. Межпоколенная коммуникация в женских группах открыла особенности характеров, семейной коммуникации: у мамы-василька бывает дочь-роза, а бывает и дочь — сухая травинка…

парень стоит с керамическими блюдцами

Метафора и мотив, который можно наблюдать в музейном артефакте, рядом с собственным переживанием — узором на блюдце, тончайшей фарфоровой чашке, массовым толстостенным фаянсом советского периода — важный момент погружения, проживания, источник для возникновения в пространстве мастерских семейных историй, воспоминаний о доме бабушки, мамы, прошедшей войну, а чашку, доставшуюся в наследстве, сохранившей…

Восьмиметровый стол, покрытый белоснежной скатертью (белым листом конца и начала) с коллекционной керамикой 19-20 в.в. (около 500 экспонатов) — невероятный по силе и скрытым смыслам материал, который раскрывается сегодня — индивидуально, емко — при интегрированном профессиональном сопровождение. Укоренение возможно — в моногородах, городах, потерявших в своих ландшафтах памятники не только дореволюционного, но и советского прошлого, не хранившие семейных архивов, утратившие их в истории, где сохранение — и семья, и красота.

горожане на мастер-классе по росписи керамики

«Укоренение» в ТКМ проходили: корпоративные группы международного олимпийского движения «Ворлд Скилс», женские группы мам и дочек (тольяттинок), психологи и психотерапевты города Тольятти (Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти), семейные смешанные мужско-женские группы жителей города в трех поколениях (от 3 до 75 лет).

Названия мастерских: «Роспись керамике с репликой дореволюционного фарфора из музейной коллекции», «Палочки, квадратики… Летим в советский космос!», «Цветок внутри».

 

 

А следующий будет в конце апреля: «О чем звонит колокольчик». Весна, самое время звонить … в колокола.

 

Запись на мастер-классы: 48-55-63

Пресс-служба Тольяттинского художественного музея

тольяттинцы расписываю керамическую посуду