Тольяттинский государственный университет стал ближе к Азии

памятник студенту шурик

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) стал членом Ассоциации азиатских университетов. Решение об этом было принято на V съезде Ассоциации, который прошёл 15 сентября в рамках V Международного образовательного форума «Алтай – Азия 2022: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики».

Ассоциация азиатских университетов создана в 2013 году. В неё входит более 100 вузов из 11 стран, в том числе России, Казахстана, Китая, Монголии, Таджикистана, Таиланда, Малайзии, Афганистана. Члены ассоциации работают над формированием единого азиатского образовательного пространства, активизацией интеграционных процессов в сфере высшего образования, а также содействуют академической мобильности и расширению культурных связей между вузами азиатского региона.

Тольяттинский госуниверситет с 2015 года присутствует в русскоязычном сегменте на международном образовательном рынке благодаря проекту «Росдистант». Его реализация позволила ТГУ увеличить контингент студентов с 10,7 тысяч человек в 2015 году до 21,5 тысяч человек в 2021-м. География обучающихся выросла за этот же период с 7 до 24 стран, а число иностранных студентов увеличилось со 135 до 2326, и эти показатели растут с каждым годом. Весной 2022 года ТГУ запатентовал систему высшего образования онлайн.

– Мы давно перестали быть сугубо региональным университетом. ТГУ работает на всём образовательном пространстве стран СНГ. В рамках нового проекта «Росдистант 2.0» мы стремимся запустить программы и систему сопровождения онлайн-программ на английском языке именно для азиатского рынка высшего образования. Поэтому видим себя в Ассоциации азиатских университетов. Нам интересно всё, что связано с цифровым взаимодействием вузов – членов Ассоциации. Надеемся, что мы сможем не только презентовать наш кейс, но и найдём партнёров. Потому что реализовывать то, что мы хотим, в одиночку уже сейчас не очень-то получается, – подчёркивает ректор ТГУ Михаил Криштал.

В настоящее время ТГУ реализует «Росдистант 2.0», с которым выводит свой проект уже на англоязычный зарубежный рынок высшего образования под новым брендом «NewGenUniv» – товарный знак зарегистрирован на ТГУ (new generation university – «университет нового поколения»). На английский язык уже переведена система сопровождения студентов, в тестовом режиме запускаются образовательные программы. Согласно программе развития ТГУ, к 2030 году в вузе уже будет обучаться не менее 30 тысяч студентов, из них не менее 10 тысяч – иностранные граждане, порядка 20 тысяч – онлайн-студенты. По словам Михаила Криштала, это пессимистичный прогноз.

– Я не боюсь об этом рассказывать, потому что мы достаточно далеко продвинулись в проекте. Готовы помогать другим, готовы к сотрудничеству, готовы предоставлять свою платформу для совместного использования, – говорит Михаил Криштал.

В 2020 году по инициативе ТГУ был создан консорциум «Цифровые университеты». В его составе уже более 40 организаций. Одна из задач консорциума как раз и предполагает тесное взаимодействие между участниками – создание интеграционных механизмов, которые позволили бы использовать различные сервисы и курсы вузов. По словам Михаила Криштала, эта работа также может идти в рамках Ассоциации.

– Понятие «Европа» достаточно абстрактно. Оказывается, граница между Европой и Азией в разное время определялась по-разному: её проводили то по Дону, то по Волге, то по Уральскому хребту. Любопытно такое утверждение: «Европы нет, есть Европейский полуостров на Азиатском континенте». И всё-таки деление идёт скорее по менталитету. И нам менталитет Ассоциации азиатских университетов ближе – это атмосфера партнёрства, культура традиционных ценностей, взаимное уважение, – отмечает ректор Михаил Криштал.

О дистанционной интернационализации и развитии экспорта образования Михаил Криштал рассказал подробно на пленарном заседании образовательного форума «Алтай – Азия 2022: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики». Форум проходит 15–17 сентября на базе Алтайского государственного университета (Барнаул). Помимо ректора ТГУ в его работе принимают участие проректор по цифровизации ТГУ Роман Боюр, директор центра маркетинга ТГУ Антон Кутузов.