Тольяттинский государственный университет отправляет в Европу второго «Скорпиона»

    На площади перед главным корпусом опорного Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) прошла презентация гоночной машины команды Togliatti Racing Team (TRT). Болид получил название «Black Scorpion G2». Уже этим летом он выступит на нескольких этапах соревнований Formula Student (FS).

    По правилам, для участия в FS команда студентов должна каждый год готовить новый болид. С одной стороны, это отнимает много времени, сил и средств, с другой – даёт возможность каждый раз создавать более технически совершенное гоночное средство, учитывая все те новшества, которые появились в инженерной среде за последнее время.

    Так, особенностью второго «Скорпиона» стало использование в его конструкции полимеров: ресивер был отпечатан на 3D-принтере с помощью аддитивных технологий. Это позволило уменьшить вес модели без потерь в скоростных характеристиках. Ресивер изготовила московская фирма «INNOVAX». Капитан первой гоночной команды ТГУ (2019-2010 гг.) Семён Корсаков является её сотрудником, он и помог наладить это сотрудничество. В создании машины также принимали участие и другие партнёры проекта: названия всех компаний нанесены на поверхность болида.

    – В этом году мы сделали ещё один шаг в аэродинамике, – объясняет капитан Togliatti Racing Team Виктор Сметанин. – Теперь у нас присутствует не только заднее антикрыло, но также переднее и боковые, что позволяет повысить управляемость автомобилем на трассе. Также совместно с кафедрой «Энергетические машины и системы управления» мы провели настройку двигателя и достигли примерно такой же энерговооружённости, как у «Чёрной пули» (болид, который студенты ТГУ создали в 2015-2016 гг. – прим. редактора).

    К созданию нового болида студенты приступили осенью прошлого года, хотя первые операции – разработки в 3D-моделировании и конструировании – начались ещё летом 2018-го. Впервые машину готовили по немецкому регламенту – речь идёт о технических особенностях конфигурации. Требования, которым должен соответствовать болид, в немецком регламенте более жёсткие, поэтому пришлось потрудиться.

    – Мы сохранили ту же платформу, что и в прошлом году, но ввели серьезные, коренные, я бы сказал, изменения в конструкцию этой машины. И решили не менять название, поэтому перед вами второе поколение – «Black Scorpion G2», – рассказал консультант TRT, заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Александр Бобровский.

    Максимальная скорость, на которую способен новый болид, составляет 193 км/ч, но это лишь условная величина, высчитанная при проектировании. В действительности, во время соревнований машина вряд ли разгонится быстрее 140 км/ч – не позволит конфигурация трассы. Кроме того, по словам Александра Бобровского, в болидах FS более важны манёвренность, управляемость на резких поворотах, стабильность пилотирования.

    Возможности второго поколения «Black Scorpion» были тут же продемонстрированы: пилот команды сделал несколько кругов на небольшом (по меркам гоночных трасс) участке площади перед главным корпусом университета. Ректор ТГУ Михаил Криштал, явно довольный увиденным, отметил, что машина, действительно, мощнее и манёвреннее своего предшественника, а также интереснее по аэродинамике – более устойчивая и лёгкая в управлении.

    – Команда ставит перед собой задачу ещё выше подняться в международном рейтинге. Думаю, есть очень хорошие шансы. Мы и сейчас опережаем в рейтинге все российские команды, хотим приблизиться вплотную к топовым командам, – рассказал Михаил Криштал. – Наш бюджет по созданию этого болида по европейским меркам ничтожный, и я всё время вспоминаю фразу Харальда Грюбеля (директор по инжинирингу «АВТОВАЗа» в 2015-2017 гг. – прим.ред.). Когда он познакомился с успехом нашей команды, он сказал – не бюджет делает проект, а команда делает проект. Это на самом деле так. Недавние визиты в ТГУ [главного дизайнера LADA] Стива Маттина (и [президента АВТОВАЗа] Ива Каракатзаниса показали: ребята могут произвести впечатление своей эрудицией, болидом, участием в международных соревнованиях. Наши иностранные вазовские коллеги с большим удивлением смотрят на всё это и признают, что это на самом деле мировой уровень.

    Подтверждать этот уровень студентам ТГУ придётся на трассах Европы нынешним летом. Команда намеревается набрать не менее 300 баллов в мировом рейтинге Formula Student Combustion и Electric, а в идеале взять все 500. Это позволит TRT подняться в рейтинге на 50-100 позиций.

    – В этом году мы зарегистрировались на 4 европейских этапа «Formula Student» – в Испании, Италии, Нидерландах и Венгрии. Они имеют достаточно высокий рейтинг, – рассказала руководитель проекта «Формула Студент ТГУ» Дарья Горохова, на счету которой этот болид уже четвёртый. – Также традиционно получили приглашение на московский этап, он состоится в сентябре. А первый выезд уже в июле­ на «Smart Moto Challenge» в Барселоне.

    В завершение презентации студенты гоночной команды попросили у ректора ТГУ автограф, после чего на чёрном болиде появилась ещё одна белая надпись – «Удачи!».

    Отметим, что работа команды Togliatti Racing Team в Тольяттинском государственном университете, а также её выступления на российских и международных этапах Formula Student осуществляются в рамках реализации стратегического проекта «Высшая инженерная школа» Программы развития опорного университета.

    Для справки

    «Формула Студент» – это международный образовательный проект, целью которого является формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению боевых творческих задач. Уже больше 30 лет этот проект является крупнейшим, не имеющим аналогов инженерным соревнованием в мире.

    За один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серией. Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год.

    Для успешного существования участникам команды приходится решать конструкторские и технологические задачи наравне с финансовыми и кадровыми. Ценность проекта заключается в уникальной возможности преобразовать полученные на занятиях теоретические знания и навыки в прикладные.

    Оригинал статьи опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге»

    На площади перед главным корпусом опорного Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) прошла презентация гоночной машины команды Togliatti Racing Team (TRT). Болид получил название «Black Scorpion G2». Уже этим летом он выступит на нескольких этапах соревнований Formula Student (FS).

    По правилам, для участия в FS команда студентов должна каждый год готовить новый болид. С одной стороны, это отнимает много времени, сил и средств, с другой – даёт возможность каждый раз создавать более технически совершенное гоночное средство, учитывая все те новшества, которые появились в инженерной среде за последнее время.

    Так, особенностью второго «Скорпиона» стало использование в его конструкции полимеров: ресивер был отпечатан на 3D-принтере с помощью аддитивных технологий. Это позволило уменьшить вес модели без потерь в скоростных характеристиках. Ресивер изготовила московская фирма «INNOVAX». Капитан первой гоночной команды ТГУ (2019-2010 гг.) Семён Корсаков является её сотрудником, он и помог наладить это сотрудничество. В создании машины также принимали участие и другие партнёры проекта: названия всех компаний нанесены на поверхность болида.

    – В этом году мы сделали ещё один шаг в аэродинамике, – объясняет капитан Togliatti Racing Team Виктор Сметанин. – Теперь у нас присутствует не только заднее антикрыло, но также переднее и боковые, что позволяет повысить управляемость автомобилем на трассе. Также совместно с кафедрой «Энергетические машины и системы управления» мы провели настройку двигателя и достигли примерно такой же энерговооружённости, как у «Чёрной пули» (болид, который студенты ТГУ создали в 2015-2016 гг. – прим. редактора).

    К созданию нового болида студенты приступили осенью прошлого года, хотя первые операции – разработки в 3D-моделировании и конструировании – начались ещё летом 2018-го. Впервые машину готовили по немецкому регламенту – речь идёт о технических особенностях конфигурации. Требования, которым должен соответствовать болид, в немецком регламенте более жёсткие, поэтому пришлось потрудиться.

    – Мы сохранили ту же платформу, что и в прошлом году, но ввели серьезные, коренные, я бы сказал, изменения в конструкцию этой машины. И решили не менять название, поэтому перед вами второе поколение – «Black Scorpion G2», – рассказал консультант TRT, заведующий кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Александр Бобровский.

    Максимальная скорость, на которую способен новый болид, составляет 193 км/ч, но это лишь условная величина, высчитанная при проектировании. В действительности, во время соревнований машина вряд ли разгонится быстрее 140 км/ч – не позволит конфигурация трассы. Кроме того, по словам Александра Бобровского, в болидах FS более важны манёвренность, управляемость на резких поворотах, стабильность пилотирования.

    Возможности второго поколения «Black Scorpion» были тут же продемонстрированы: пилот команды сделал несколько кругов на небольшом (по меркам гоночных трасс) участке площади перед главным корпусом университета. Ректор ТГУ Михаил Криштал, явно довольный увиденным, отметил, что машина, действительно, мощнее и манёвреннее своего предшественника, а также интереснее по аэродинамике – более устойчивая и лёгкая в управлении.

    – Команда ставит перед собой задачу ещё выше подняться в международном рейтинге. Думаю, есть очень хорошие шансы. Мы и сейчас опережаем в рейтинге все российские команды, хотим приблизиться вплотную к топовым командам, – рассказал Михаил Криштал. – Наш бюджет по созданию этого болида по европейским меркам ничтожный, и я всё время вспоминаю фразу Харальда Грюбеля (директор по инжинирингу «АВТОВАЗа» в 2015-2017 гг. – прим.ред.). Когда он познакомился с успехом нашей команды, он сказал – не бюджет делает проект, а команда делает проект. Это на самом деле так. Недавние визиты в ТГУ [главного дизайнера LADA] Стива Маттина (и [президента АВТОВАЗа] Ива Каракатзаниса показали: ребята могут произвести впечатление своей эрудицией, болидом, участием в международных соревнованиях. Наши иностранные вазовские коллеги с большим удивлением смотрят на всё это и признают, что это на самом деле мировой уровень.

    Подтверждать этот уровень студентам ТГУ придётся на трассах Европы нынешним летом. Команда намеревается набрать не менее 300 баллов в мировом рейтинге Formula Student Combustion и Electric, а в идеале взять все 500. Это позволит TRT подняться в рейтинге на 50-100 позиций.

    – В этом году мы зарегистрировались на 4 европейских этапа «Formula Student» – в Испании, Италии, Нидерландах и Венгрии. Они имеют достаточно высокий рейтинг, – рассказала руководитель проекта «Формула Студент ТГУ» Дарья Горохова, на счету которой этот болид уже четвёртый. – Также традиционно получили приглашение на московский этап, он состоится в сентябре. А первый выезд уже в июле­ на «Smart Moto Challenge» в Барселоне.

    В завершение презентации студенты гоночной команды попросили у ректора ТГУ автограф, после чего на чёрном болиде появилась ещё одна белая надпись – «Удачи!».

    Отметим, что работа команды Togliatti Racing Team в Тольяттинском государственном университете, а также её выступления на российских и международных этапах Formula Student осуществляются в рамках реализации стратегического проекта «Высшая инженерная школа» Программы развития опорного университета.

    Для справки

    «Формула Студент» – это международный образовательный проект, целью которого является формирование инженерного мышления у студентов и воспитание специалистов, готовых к решению боевых творческих задач. Уже больше 30 лет этот проект является крупнейшим, не имеющим аналогов инженерным соревнованием в мире.

    За один год команда, собранная исключительно из студентов, проживает полный жизненный цикл автомобилестроительной компании, производящей спортивные автомобили особого класса мелкой серией. Болид должен быть построен в соответствии с техническим регламентом проекта, который обновляется каждый год.

    Для успешного существования участникам команды приходится решать конструкторские и технологические задачи наравне с финансовыми и кадровыми. Ценность проекта заключается в уникальной возможности преобразовать полученные на занятиях теоретические знания и навыки в прикладные.

    болид собранный студентами

    фото: «Ставрополь-на-Волге»