Заявка на федеральный грант была подготовлена и представлена МБУ «Школа № 93» при поддержке Института дополнительного образования «Жигулёвская долина» Тольяттинского государственного университета (ИДО ТГУ). К участию в проекте уже присоединились две школы с углублённым изучением отдельных предметов – МБУ «Школа №61» и МБУ «Школа №13». Об этом подписано соответствующее четырёхстороннее соглашение.
Реализация гранта с одной стороны предполагает переподготовку учителей школ-участниц «Цифровой коллаборации». По словам директора Института дополнительного образования ТГУ Елены Даценко, программы повышения квалификации педагоги пройдут с применением технологии перевёрнутого класса и цифровых инструментов. Эта педагогическая модель, в которой перевёрнута типичная подача уроков и организация домашних заданий: учитель предоставляет материал для самостоятельного освоения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление изученного. Обучат учителей в опорном ТГУ в формате встреч и игровых тренингов по решению учебных кейсов с применением симуляторов и тренажёров. Впервые такой смешанный формат в вузе применили ещё в 2019 году в рамках реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого», и он подтвердил свою эффективность.
На средства гранта для ИДО ТГУ и трёх ресурсных площадок «Цифровой коллаборации» в школах закупят: 3D-принтеры и специальный пластик, электролобзики, дрель-шуруповерты, паяльные станции и сверлильные станки. На этом оборудовании на уроках технологии и информатики школьники будут практиковаться в робототехнике, 3d-моделировании и прототипировании.
Проект должен быть реализован до 2022 года. Его участники выявят лучший опыт по формированию цифровых навыков у школьников. В итоге этот кейс при помощи специалистов ИДО ТГУ ляжет в основу цифровых учебно-методических комплексов по информатике и технологии как для учеников, так и для педагогов. В эти комплексы будут включены специальные лабораторные практикумы и тренажёры с дополненной реальностью.
– С помощью таких комплексов будет создана цифровая модель обучения в школах по данным предметам, что позволит распространить опыт не только в Самарской области, но и в России, – добавляет Елена Даценко.
Тольяттинский государственный университет с 2015 года уже имеет успешный опыт организации преподавания и управления образовательным процессом с помощью «цифры» в рамках выстроенной экосистемы предоставления высшего образования онлайн «Росдистант».
Ректор Тольяттинского госуниверситета Михаил Криштал уверен: чтобы справиться абсолютно со всеми вызовами, возникающими сейчас в связи с цифровизацией образования, школам и университетам необходимо не только создавать и реализовывать собственные проекты, но и кооперироваться для обмена опытом в создании цифровых моделей обучения студентов и школьников.
– Пандемия обострила вопросы дистанционного образования. Мы понимаем, что в одиночку оперативно встать на рельсы цифрового обучения трудно не только общеобразовательным учреждениям, но и крупным вузам, – отмечает Михаил Криштал. – Именно поэтому на сегодняшний день мы являемся инициаторами создания хартии цифрового образовательного пространства и создаём Консорциум цифровых университетов, а также с радостью будем сотрудничать со школами, которые всегда были и будут для нас равноправными партнёрами.
В ноябре в рамках реализации гранта ТГУ организует образовательный форум «DIGIT». По теме «Цифровое образование» пройдут воркшопы, мастер-классы, игровые тренинги для педагогов и корпоративных центров предприятий. ТГУ представит на форуме кейсы по дополненной и виртуальной реальности, киберспортивной школе.
Александр Родионов, директор МБУ «Школа № 93»:
– Образование, на пороге которого мы стоим, основано на совершенно других механизмах. Мы должны научить детей получать необходимые знания при помощи цифровых ресурсов. Благодаря федеральному проекту «Цифровая коллаборация» мы можем погрузиться в котёл взаимодействия с научным потенциалом ТГУ и совершенствовать учебный процесс, используя ценный опыт и компетенции специалистов Тольяттинского госуниверситета.
Для справки:
Проект «Цифровая коллаборация» получил грантовую поддержку в результате победы в открытом конкурсе федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика». Программа рассчитана до 2024 года и направлена на совершенствование всех уровней системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами.