Тольяттинские предприниматели массово готовятся к похоронам своего бизнеса из-за коронавирусного кризиса

девушка в маске

В Тольятти, как и по всей стране, над многими объектами малого и среднего бизнеса нависла угроза катастрофы. В условиях самоизоляции и прямого запрета на работу многие предприниматели пребывают в минорном настроении и прямо готовятся к похоронам своего бизнеса. А если и надеются выжить, то понимают: это будет сложно. С некоторыми из них побеседовала «Площадь свободы».

Алексей Кирюшин, генеральный директор АН «Русская жемчужина»:

— Безусловно, на рынке недвижимости ситуация сейчас тоже сложная. Спрос сократился примерно на 50%, поскольку большинство потенциальных покупателей и продавцов находятся на изоляции. Тем не менее риелторы продолжают проводить сделки через нотариусов или Сбербанк. Чтобы как-то поддерживать бизнес, некоторые предлагают онлайн-показы объектов недвижимости. Правда, положительный конечный результат это вовсе не гарантирует. Люди могут соглашаться и даже вносить задатки, но, увидев объект вживую, нередко отказываются от покупки, потому что, что называется, не лежит душа. Всетаки картинка не всегда точно передает атмосферу.

Поскольку рынок недвижимости, к сожалению, до сих пор остается не совсем прозрачным, ни на какие меры поддержки мы особенно не рассчитываем. Как работали без государства, так и продолжаем. Конечно, не хватает работы МФЦ, но пока хотя бы работает Росреестр. Впрочем, уже есть опасения, что и его деятельность будет приостановлена. Думаю, нас ждет ужесточение ограничительных мер.

Наталья Дашкина, владелец и директор арт-кафе «dе Фонаря»:

— У меня небольшое кафе с двумя маленькими залами в аренде – на 20 и 8 человек. Мы стараемся, чтобы было атмосферно и вкусно. Почему мы не можем работать с соблюдением необходимых условий (дистанция, дезинфекция и т.д.)? Работают супермаркеты, банки, магазины, маршрутки, в больших городах метро. У меня аренда, персонал, коммунальные платежи. Понимаю, что это входит в категорию бизнес-рисков. Но я не знаю, сколько продержусь со своими обязательствами. ЧС не объявляли, а карантин и запрет на работу не являются основанием для арендных каникул.

Свой коллектив я формировала долго, и мои люди пока со мной. Они видели, какие убытки по продуктам свалились на предприятие. Тоже вопрос: насколько их хватит, людей, чтобы не уволиться и не пойти за пособием? У них семьи. И еще – государство предложило взять мне аж беспроцентный кредит для выдачи зарплаты. Но я воздержусь просто по той причине, что его, возможно, нечем будет отдать. Скорее всего, я потеряю с любовью выпестованное свое кафе.

Казалось бы, логичная ситуация – объявлено ЧС, мы сидим дома, я не плачу аренду, мой арендодатель не платит ипотеку. Выделяется какая-то минимальная сумма моим поварам и на предприятие, чтобы покрыть коммунальные расходы при простое, они немаленькие. Но на фоне салютов и новой плитки в Московии все происходящее выглядит очень циничным.

Евгения Юрьева, директор промоагентства «Промокухня»:

— Моя сфера деятельности (организация, оформление мероприятий) первой попала под запрет и последней, скорее всего, вернется в наш город, так как людям, очевидно, не до праздника. Десять лет назад, когда открывали студию, главным образом оформляли рекламные промоакции. Поэтому ОКВЭД 93 у нашей компании проставлен не в основных, а в дополнительных видах деятельности.

Это означает, что мы не имеем права получить отсрочку по налогам и отмену чего-либо. Вот так решило наше государство: если ты и занимаешься организацией праздников, то поддержать тебя могут, только если ты только этим и занимаешься. Предпринимателям с 13 апреля в Самарской области разрешили работать, но праздники под запретом. Поэтому у меня вопрос: а почему я должна платить страховые взносы государству за два и более месяца бездействия?

Понятно, ответа не будет. Я начинаю работать вне РФ. У меня есть выходы на другие площадки. Одним малым бизнесом в стране стало меньше. Я работала 10 лет, исправно платила налоги. Предоставляла рабочие места дизайнерам и студентам. Но сейчас все изменилось. Желания вести бизнес, подчеркну – в нашей стране, у меня нет.

Сергей, директор магазина белья:

— Что обещано? Отсрочка платежей по налогам, отсрочка платежей по аренде – это уже от арендодателей. И все. А сотрудники без зарплаты, так как она платится из выручки. Выручки ноль. Обещалось президентом сохранить зарплату. А с чего я ее должен платить, когда денег нет, и неизвестно, когда они будут. Некоторые просто закрывают ИП и увольняют народ толпами.

Просят также писать заявления без содержания на два месяца. Поставщики сидят без оплаты от дилеров и не знают, что дальше ждать, так как нет оборотных средств. У большинства поставщиков заказаны коллекции, их надо выкупать, а денег нет или их ограниченное количество. По кредитам банки совершают звонки и говорят, что в стране нет ЧС, и вы обязаны соблюдать условия договора. И им плевать, что нет денег у народа.

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015

девушка в маске