Тольяттинка Кристина Гутюм не представляет свою жизнь без танцев

Танцы — казалось бы, что в этом действии глубокого или сложного? Просто движения под музыку. Но для Кристины Гутюм это не просто образ жизни, а ее смысл. В свои 18 лет она добилась таких высот, которые многие достигают лишь в зрелом возрасте.

— Крис, для начала расскажи, как в твоей жизни появился танец? Сама ли ты этого хотела или родители повели?

— Сперва я занималась лыжами, мне было 12 лет. И вот как-то иду я с тренировки по лыжам и думаю, что «хочу в танцы». И на следующий день я уже пошла танцевать. Первый мой стиль был брейк-данс в школе «Old city».

— И когда начали появляться первые успехи?

— Через месяц после того, как пришла на танцевальные занятия, стала выигрывать танцевальные дуэли. Сначала внутри школы, потом ушла в анимейшн, который у нас тогда в городе был не развит. Это стиль танца, основанный на внутренних ощущениях, чувствах, где важна пластичность, но в то же время ты двигаешься как робот. Пришла туда, и так получилось, что это мой стиль. И начала выигрывать просто везде, любой батл, любые соревнования. Следующим моим стилем был уже хип-хоп. Это самое дорогое, что есть для меня.

— Танец давался тебе легко или это было преодоление себя? Ведь кто-то учится годами рисовать, а кто-то рождается и уже умеет рисовать. Бывает такое и в танцах?

— В танцах, я считаю, такого нет. Любой может танцевать, главное себя не стесняться. Я пришла, и у меня ничего не получалось. Я дергалась как могла на брейк-дансе. И тренер говорил, что это не мое. Но в итоге через два месяца попала в команду, и он перестал так думать.

— А почему для тебя так ценен именно хип-хоп?

— Хип-хоп дает самовыражение в первую очередь. Ни один другой танец не может быть настолько позитивным, настолько активным, эмоциональным. Всего я владею восьмью стилями. Это паппинг, локинг, брейк-данс, хип-хоп, анимейшн, робот, денсхол и бальные танцы. Танцую еще не на профессиональном уровне крамп, делаю успехи. Это мощный стиль, мужской стиль, мне он подходит. Я ездила в прошлом году в Пензу на соревнования по крампу, заняла там второе место. Но для меня любимым остается хип-хоп. И преподаю я исключительно хип-хоп. Знаю, что это такое, очень хорошо в нем разбираюсь.

— Собираешься ли изучить еще какой-нибудь стиль?

— У меня сейчас очень серьезная проблема с коленом, будет летом операция. Если бы не это, то изучила бы электродэнс, и думаю, пора уходить в классику. Потому что танцы современные и классические — это два разных направления, и надо изучать и то и другое, чтобы стать профессионалом в целом. Сейчас я практикую еще контемп — это танец, где важно полное погружение в себя, пока я не могу этого сделать.

— А много у тебя было травм?

— Травм у меня много. Я занималась не только танцами, с 6 лет занималась парусным спортом. Оттуда у меня очень много травм. У меня в спине два штыка стоит, ломала себе спину, постоянные были переломы, вывихи, растяжения. С коленом у меня все серьезно — артроз, вставной мениск, кристалловидная связка стерлась, и коленной жидкости нет. Но операцию сделаю, будет как новое. Железная нога, железный человек (смеется). От танцев я только шею скрутила, что потом голова не поворачивалась, когда училась на голове вертеться.

— Говорят, ты не только сама сейчас танцуешь, но еще и преподаешь?

— Преподавать я начала 2,5 года назад. Мне было 15 с половиной лет. У меня сейчас четыре группы. В каждой по 15-17 детей, четвертых-пятых классов. Это большой набор, и думаю, что еще одну группу я не потяну.

— Дети не вытягивают из тебя всю энергию?

— Вытягивают. Но я люблю преподавать, учусь в колледже, скоро получу педагогическое образование. Учусь на тренера-преподавателя адаптивной физической культуры. Мне все нравится. Потом собираюсь пойти на высшее, поступить в Высшую школу экономики на спортивного журналиста.

— За какой срок можно стать настоящим профессионалом в танцах?

— Я не профессионал. В танцах нельзя стать профессионалом. Потому что танцы — это каждый год что-то новое, разное. Это бесконечный поток смены культуры движения.

— А наград у тебя, наверное, очень много. Ты их считала?

— Даже не задумывалась, потому что не во всех соревнованиях дают медали и грамоты. Есть просто какие-то ценные призы, вещи. Никогда их не считала, танцую я для себя, а не для побед. У меня был момент в танцах, когда я хотела стать лучшей. И получилось так, что в этом году я выиграла все соревнования по хип-хопу, которые проводились по России. Сейчас хочу выйти на международный уровень с этого года. Потому что российский я уже тяну и на российском уровне преподаю.

— Есть ли награда, которой ты гордишься?

— Я выиграла соревнования в Питере, где был денежный приз, который при выигрыше уходил на пожертвование детям-сиротам. Там чем выше уровень танцора, тем больше был приз. И я билась за то, чтобы дети получили деньги. Сумма составила около ста тысяч.

— Ты участвовала в проекте «Танцы»?

— В Москве проходила кастинг на шоу «Танцы» на ТНТ. Один раз не прошла, расстроилась — кастинг был в Самаре. Второй раз поехала в Москву и прошла. И дальше не пошла. Я ходила, чтобы убедиться, что я могу попасть в шоу «Танцы», и поэтому дальше не видела смысла идти, так как здоровье бы мне не позволило выносить те тренировки, которые там были. Там очень большие нагрузки. Там 24 на 7 надо посвящать своему внутреннему состоянию. Каждый там — это твой соперник. И я понимала, что все они такие же сильные, как и я. Это ужасное ощущение. Я когда прошла, мне сказали, что мой следующий кастинг через 2 месяца, сказали готовиться. Как только тебя отбирают, сразу проводят мастер-классы, сразу с тобой работает психолог, знакомишься с хореографами.

— А страх перед публикой со временем исчезает?

— У меня нет страха. И не было никогда.

— Танец выражает характер человека?

— Да. В хип-хопе можно показать какую-то свою историю. Например, ты влюбился или ты счастлив. У каждого своего номера есть философия. Если брать хип-хоп в целом, то философия в том, чтобы получить кайф.

— А бывало ли такое, что из-за каких-то поражений тебе хотелось сдаться и бросить танцы?

— Ты знаешь мужчину, который изобрел лампочку? Это случилось после тысячи экспериментов и попыток. Но у этого человека не было ни одного поражения, он просто изобрел лампочку в тысячу этапов. Так же и у меня. У меня не было поражений, у меня был исключительно опыт. Да, мне постоянно говорили: «Ты не умеешь танцевать». Все считали, что это может быть только хобби. Но никогда у меня не было такого, чтобы опустить руки.

— Назовешь ли ты сейчас хип-хоп уличным стилем или многое поменялось?

— Хип-хоп разделился на два стиля. Это «old way» и «new way». И когда был только старый стиль, то хип-хоп танцевали только на улице. Люди стирали себе одежду, пачкали обувь, танцевали, в чем придется. Сейчас такого просто нигде нет. Сейчас все боятся испачкать свои кроссовки, кто-то натереть лишнюю дырку. Уличные джемы у нас в городе проводит школа «DanceFam». Они проводят уличный хип-хоп, которого сейчас просто нет в Тольятти. И очень жаль. Сейчас почти нигде не танцуют на улице, кроме Питера. За это я люблю этот город. Новый хип-хоп направлен более на командные танцы, что ты где-то выступаешь. Хотя я так и считаю, что все-таки хип-хоп — это совместный, командный танец, и из-за этого им стоит заниматься. Это дисциплинирует.

— А только ли плохие девочки выбирают такие танцы, как хип-хоп?

— Нет, я знаю много хороших (улыбается). А себя я считаю агрессивной. И закалило меня в жизни не преподавательство, а самостоятельная жизнь. В 14 я уже ушла из дома, получила паспорт, работаю и содержу себя сама.

— Ты преподаешь танцы, проводишь мастер-классы, учишься, ходишь на курсы по журналистике. Все ли тебя устраивает сейчас в жизни или хочешь что-то изменить?

— Конечно, кто живет по одному стандарту? Я очень многое собираюсь менять. Я хочу жить в доме на колесах и объездить весь мир. И надеюсь, к 30 годам все это будет. И через 10 лет я вижу себя счастливым человеком, который танцует, но не в России. В России перспектив я не вижу. Хочу в Майами, выиграть «Батл планеты». Там с 20 лет участие, потренируюсь и выиграю. Но в нем не участвуют люди из России. И за два года, что его проводили, там не было человека из России. Хотя я сама не из России. Я поеду выступать за Чехию. У них танцевально-уличный стиль, а в России танцевально-развлекательный. И «нашим» тяжело биться на улице. Я знаю четыре иностранных языка — английский, немецкий, чешский, итальянский, но не на 100 процентов. Русский я не считаю. И со мной до 7 лет разговаривали на чешском языке. Признаюсь, что учить язык дано не всем, но это не касается танцев. В танцах дано всем. Любая коряга может танцевать.

Пообщавшись с Кристиной, можно смело сказать, что хрупких, нежных и чувствительных девушек в танцевальных бандах вы уж точно не найдете. Зато найдете волевых, сильных и уверенных в себе. И именно такие девушки и танцуют уличные танцы.

Наша справка

Кристина Гутюм — тренер-преподаватель по хип-хопу, студентка педагогического колледжа, победительница городских и всероссийских соревнований по хип-хопу и брейк-дансу, а также мастер спорта по парусному спорту и, возможно, будущий спортивный журналист. Преподает мастер-классы по танцам по всей стране, а также участвовала в кастинге в шоу «Танцы».

— 1 место — за баттл «Get DOWN 4» — дисциплина «брейк данс». 2 февраля 2017 года, Нижний Новгород.

— 2 место — «Kalizey Battle» в дисциплине «брейк данс». 13 июля 2017 года, Нижний Новгород.

— 1 место — в соревновании «Elainz battle» в дисциплине «хип-хоп». 10 сентября 2017 года, Москва.

— 1 место — всероссийское соревнование «Level up» в дисциплине «хип-хоп». 16 октября 2017 года, Санкт-Петербург.

Елизавета Понякшова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru

танцор хип-хопа

фото: «Площадь Свободы»