Александра Орлянская, целевой аспирант кафедры «Педагогика и психология» Тольяттинского госуниверситета, предложила новый подход к изучению правил дорожного движения (ПДД) в школах с учётом психологических особенностей детей в соответствии с возрастными и когнитивными способностями.
Свой доклад она представила на Международной научно-практической конференции Алтынсаринские чтения «Инновационные технологии в современном образовании: стратегия, задачи, внедрение».
Конференция проходила в онлайн формате. Для участия были приглашены преподаватели вузов, колледжей, докторанты, магистранты, учителя школ, методисты, а также все педагоги, проявляющие интерес к инновационным технологиям в современном образовании.
– На конференции я описала опыт по обучению детей безопасному поведению на дорогах в рамках авторской программы «Дорога БЕЗопасности», – рассказывает Александра Орлянская. – Развитие личности ребёнка происходит в среде, полной рисков и опасностей. Важной частью воспитательной работы является образовательная деятельность по профилактике и обучению детей основам безопасного дорожного движения. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий обрывается жизнь около 1, 19 миллиона человек. Дорожно-транспортный травматизм – одна из основных причин смертности детей и молодых людей в возрасте от 5 до 29 лет.
В 2023 году в институте дополнительного профессионального образования «Жигулёвская долина» совместно с Тольяттинским государственным университетом была разработана и апробирована программа повышения квалификации педагогов в области обучения детей безопасному поведению на дорогах. В процессе курсов повышения квалификации педагогам была предложена модульная программа «Дорога БЕЗопасности» и учебно-методическое пособие к ней.
– Программа состоит из четырёх модулей, оснащённых технологическими картами и мультимедийным сопровождением к занятиям. Каждый модуль предусматривает разработку готовых сценариев с презентациями на каждый учебный год начальной школы. Занятия разработаны с учётом психолого-возрастных особенностей младших школьников, форма подачи способствует интеграции теоретического и практического материала, – поясняет Александра Орлянская.
В процессе обучения школьники знакомятся с правилами безопасности для разных участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей средств индивидуальной мобильности. Основной теоретический материал подаётся через поисковые задачи. Каждое занятие начинается с поиска темы через ребусы или загадки. Затем педагог вместе с детьми рассуждает о значимости новых понятий в области дорожного движения, демонстрирует их на интерактивной доске. Рассказы, сказки и истории о правилах дорожного движения помогают детям в игровой форме запомнить важную информацию. На «физминутках» темы бесед подаются в стихотворной форме. Практическая отработка и применение полученных знаний предусматривают решение ситуационных задач, участие в ролевых играх и обсуждение подборки видеороликов.
– Программой предусмотрено участие детей совместно с родителями в патрулировании подъездных путей к школе. Так у ребят формируется представление об ответственности за нарушение правил дорожного движения, о необходимости использования автокресел для маленьких пассажиров и о значимости световозвращающих элементов в тёмное время суток для пешеходов, – рассказывает Александра Орлянская. – При знакомстве с правилами для велосипедистов проводятся занятия с представителями велоклубов. Предусмотрено и обучение оказанию доврачебной помощи, а итоговые занятия могут проходить в виде квест-игр «Безопасная дорога». Такой подход даёт нам возможность говорить с детьми на их языке, при этом обучая школьников важным навыкам безопасного поведения на дорогах.
Доклад Александры Орлянской вызвал положительные отзывы коллег. Организаторы конференции поблагодарили научного руководителя – профессора кафедра «Педагогика и психология» ТГУ Ирину Руденко и Александру Орлянскую за интересный подход к разработке актуальной темы.