Тольяттинец Николай Маслов восстановил одну из первых вазовских «копеек»

    один из первых автомобилей ваз 2101
    Фото: «Площадь СВОБОДЫ»

    19 апреля 2020 года исполняется 50 лет с того дня, когда с конвейера Волжского автозавода сошли первые собранные серийно ВАЗ-2101. Любимице нескольких поколений водителей – легендарной «копейке» – стукнуло полвека! А ведь и сегодня некоторые из них в строю – продолжают бегать по дорогам страны. В нашем городе, по данным У МВД ГИБДД Тольятти, все еще зарегистрировано 350 легендарных 2101. Разумеется, многие из них уже не на ходу, однако есть и такие, что мелькают на улицах на радость всем.

    Многие тольяттинцы видели ВАЗ-2101 невероятно эффектного небесно-голубого цвета в идеальном состоянии. Глядя на эту «ласточку», человек словно на мгновение попадает в советское прошлое, когда наш город был молодым, а его широкие улицы только строились. Едва голубая «копейка» появляется на дороге, люди поворачивают головы, многие выхватывают телефоны и начинают снимать.

    Второе рождение мечты

    Корреспондент «Площади СВОБОДЫ» познакомился с хозяином редкого автомобиля. Предприниматель Николай Маслов подробно рассказал о своей красавице. Машину он приобрел в мае 2016 года в память о семейном автомобиле – точно такой же небесно-голубой ВАЗ-2101 был у его дедушки. Именно на такой машине самого Николая в 1975 году забрали из роддома. Когда в 2016 году Николай увидел объявление о продаже машины своего детства, он немедленно связался с владельцем. «Копейка» 1972 года выпуска продавалась в селе Долговка Курганской области. Ее хозяин умер еще в 70-е, и получилось так, что практически 40 лет машина стояла в гараже. Ездила она очень мало, за все время спидометр намотал всего 22 тыс. км. У «копейки» было битое крыло, но в целом она была в очень хорошем состоянии, на ходу.

    Николай заказал доставку машины до Тольятти. Здесь разобрал ее до винтика и вновь собрал, полностью отреставрировав. Почти три года новый владелец собирал оригинальные запчасти – именно для этой модели и этого года выпуска. Затем машину загнали на СТО, там за два месяца ее собрали заново, дав второе рождение. «Копейку» перекрасили в точно такой же колор. Как рассказывает хозяин, это редкий цвет, он применялся на очень небольших партиях «копеек» в 1971 и 1972 годах. Была использована акриловая краска, такая же, как и в советское время. С голубым кузовом эффектно сочетается вишневый салон автомобиля. Он тоже оригинальный, вазовский. ВАЗ-2101 выпускали с салонами черного, коричневого и вишневого цветов. Именно последний вариант, точно такой же, как у деда, и достался Николаю. Салон новый хозяин собственноручно вычистил, доведя до состояния нового.

    Когда садишься в эту «голубую мечту», возникает ощущение, что она буквально на днях сошла с конвейера, ведь даже пахнет в салоне новым автомобилем! «Это потому что покраска была недавно», – объясняет Николай.

    двигатель ваз 2101

    Даже болтики с «Фиата»

    С особой гордостью хозяин показывает полное соответствие каждой детали машины оригинальным вазовским 1972 года выпуска. Даже на фарах и на резине колес написано «Сделано в СССР»! На сленге коллекционеров это означает «стоковая» машина. Если деталь один в один соответствует оригиналу, это называют «сток» (от английского stock – «склад»), то есть как на заводе-изготовителе. Так вот у Николая машина «стоковая» почти на 100%. Все, начиная от штампов на каждом стеклышке до малейшего провода и резинок под капотом, такое, как должно быть на ВАЗ-2101 1972 года выпуска. Двигатель, соответственно, тоже родной.

    «Когда мы его разбирали, увидели там даже болты с надписью Fiat, – рассказывает хозяин. – То есть машины в то время были отчасти из итальянских комплектующих».

    В салоне стоит оригинальное «копеечное» радио с единственной колонкой. Необычная деталь: струя воды на лобовое стекло подается кнопкой. Именно так было на первых «копейках» – точно так же, как на «Фиатах». Однако затем наши конструкторы решили, что рычажок на руле безопаснее. Внешне первые ВАЗ-2101 отличались от более поздних рядом деталей. Например, круглое зеркало заднего вида, более широкий профиль «клыков» на бамперах. В 80-е «клыки» стали делать уже – экономили металл. Есть и другие штрихи экстерьера и интерьера ВАЗ-2101, по которым специалист сразу определит, в какие годы выпущен этот автомобиль. На своем автомобиле Николай представил полный «сток», отказавшись от всех компромиссов, кроме, пожалуй, единственного: это современный аккумулятор. Советская АКБ есть, но, естественно, она давно нерабочая.

    внутри салона автомобиля

    Тот самый звук

    На такой «ласточке» грех не прокатиться! Николай включил зажигание, двигатель послушно запустился, работает отлично. Сев в машину, я был удивлен тем, как мягко захлопнулась дверь, – над этим потрудились специалисты. Чистенький, непривычно просторный салон, мягкие сиденья – ощущения очень приятные, наплыли воспоминания из детства…

    Едва мы выкатились из гаража, вся улица была наша: на машину оглядываются все до одного, долго провожая взглядом. С ветерком двинули на набережную. Разгон у «копейки», конечно, не такой резвый, как у современных «Калин» и «Вест», не говоря об иномарках, в салоне довольно шумно, зато с нами целая эпоха!

    Спрашиваю, сколько «копейка» выжимает. По словам Николая, разгонял до 120 км/ч, больше лучше не рисковать. Уже на 80 ощущается некоторое снижение управляемости, машина начинает «гулять» по сторонам. Сказываются рисунок и качество советской резины, которая еще вдобавок и очень узкая. Хозяин жмет на руль – «копейка» выдает веселую высокую ноту: звуковой сигнал здесь тоже тот самый, родом из СССР. В целом мы едем вполне себе неплохо.

    По словам владельца, в семье это машина выходного дня: съездить на прогулку по городу или даже на дачу – это запросто. Разумеется, постоянно на ней не поездишь, да и не хочется «убивать» такую красавицу. Машина дорога семье прежде всего это память о детстве. Заодно вышло так, что автомобиль получил культурную, историческую ценность – Николая приглашают участвовать на выставках. К слову, это не единственный раритет нашего героя, у него есть еще темно-зеленая «тройка» – тоже из семидесятых. Но это уже, наверное, тема другой статьи.

    Цена вопроса

    Приобретение ВАЗ-2101 с доставкой в Тольятти обошлось Николаю примерно в 50 тыс. рублей, более 200 тыс. он вложил в запчасти и ремонт. В итоге расходы на семейный раритет составили порядка 270-280 тыс. рублей. Сейчас все это было бы гораздо дороже: в России растут интерес к восстановлению машин и, соответственно, цены на «стоковом» рынке.

    Автомобиль столетия

    ВАЗ-2101 был создан с прототипа Fiat 124, но претерпел значительные изменения под более суровые реалии СССР. Выпуск первого автомобиля ВАЗ был приурочен к 100-летнему юбилею В.И. Ленина. Машина комплектовалась двигателем объемом 1,2 литра, а позднее 1,3, позволявшим разгоняться до сотни за 18-22 секунды. Отличная динамика для того времени. Расход топлива в смешанном цикле составляет 9,2 литра. В Советском Союзе «копейка» стоила 5150 рублей, выпускалась с 1970 по 1986 годы, всего было собрано 3 млн таких машин.

    Евгений Халилов, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
    Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015

    один из первых автомобилей ваз 2101

    Фото: «Площадь СВОБОДЫ»