Тольяттинец Андрей Холмов признан лучшим клубным фотографом в двух хоккейных лигах

фотограф ХК Лада
фото: «Площадь Свободы»

Тольяттинец Андрей Холмов по итогам предыдущего хоккейного сезона признан лучшим клубным фотографом сразу в двух лигах – Высшей хоккейной лиге (ВХЛ) и Молодежной хоккейной лиге (МХЛ).

Андрей Холмов без малого 30 лет является фотолетописцем хоккейного клуба «Лада». Его снимки знакомы всем тольяттинским любителям хоккея. В домашнем архиве Холмова хранятся фотопленки и цифровые фотографии, отснятые за всю его жизнь. Главное, по его мнению, так применить свои навыки и умение, чтобы клуб «Лада» всегда был на виду. Андрей глубоко убежден, что Тольятти как никакой другой город достоин иметь свою команду в сильнейшем дивизионе отечественного хоккея. О тонкостях непростой профессии хоккейного фотографа с ним побеседовал корреспондент газеты «Площадь Свободы».

– Андрей, скажите несколько слов о своих наградах.

– Вначале был успех в МХЛ, которая совместно с Континентальной хоккейной лигой (КХЛ) в июне подводила итоги сезона 2021/2022 в Москва-сити, на каком-то 80-м этаже. Я на этой сессии не присутствовал, но были представители от нашего клуба. И вот когда пришла очередь награждать журналистов, комментаторов, пресс-атташе, было объявлено, что лучшим клубным фотографом сезона в МХЛ стал Андрей Холмов, «Ладья», Тольятти. А в июле я такую же награду получил от ВХЛ. Правда, доставили мне эту плакетку за подписью президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка буквально на прошлой неделе. Эх, еще бы добиться такого же звания в КХЛ, тогда, как говорят мои коллеги-журналисты, был бы фулл-хаус!

– Но для этого надо вернуть тольяттинскую команду в Континентальную хоккейную лигу.

– Мы, болельщики, этого очень ждем и хорошо помним тот период, когда «Ладу» пытались удержать от вылета из КХЛ, когда была построена для этих целей «Лада Арена», крупнейшее спортсооружение Тольятти. Помнится, я отснял все этапы строительства арены. Считаю, что несправедливый перевод «Лады» в ВХЛ стал ударом по всему российскому хоккею. Ведь чиновникам всегда надо помнить о болельщиках, о хоккейной школе, о традициях клуба. Мы с коллегами как-то подсчитали, что великих хоккеистов в магнитогорской школе было воспитано всего три. А у «Лады» можно было бы собрать целую сборную команду страны! Здесь и олимпийские чемпионы, и чемпионы мира, и победители Кубка Стэнли. А какие тренеры здесь трудились! И я до сих пор не понимаю, как такая беда могла случиться.

– Что значит хоккей в вашей жизни?

– Сам я родом из Архангельска, а он славен бенди – хоккеем с мячом. Я, как и многие, ходил на матчи многократного чемпиона страны «Водника». Ходили в валенках и полушубках. Мне это безумно нравилось. Приехав в Тольятти, первое время даже не обращал внимания на хоккей с шайбой, расстраивался, что нет в городе такой команды по хоккею с мячом, как в Ульяновске «Волга», например. К тому же, я никак не связывал свою профессиональную деятельность фотографа с хоккеем. Хотя в детстве все мы, мальчишки, болели за разные хоккейные команды по телевизору, сбегали с уроков, чтобы посмотреть трансляции знаменитой хоккейной серии матчей СССР против Канады. Играли в хоккей во дворах – кто клюшкой для бенди, а кому-то удавалось даже достать «Эфси». Выстраивали ворота из ящиков под молоко. Кстати, я был всегда вратарем. В общем, хоккей для меня являлся некой отдушиной в жизни. Раньше я был простым фотографом в службе быта, имел определенный разряд. И когда впервые пришел пофотографировать на матчи «Лады» (а слава о нашей провинциальной команде уже прокатилась по всей стране), то загорелся этим всерьез.

– Как началось ваше сотрудничество с хоккейным клубом «Лада»?

– Поначалу я понял, что ничего не смыслю в спортивной съемке. Меня это зацепило. Стал разбираться, что к чему. Познакомился со спортивными фотокорами Сергеем Богатюком, Владимиром Холодом, Юрием Михайлиным. С 1993 года я приходил на хоккейные матчи эпизодически, постепенно набираясь опыта и сноровки, а в сезоне 1994/1995 начал работать на клуб.

Одним из клубных маркетологов был Владимир Зудин, и как-то он предложил мне показать свои хоккейные фотографии тренерам «Лады» – Цыгурову, Михалеву, Тычкину. Мы сразу попали к Михалеву – человеку светлой души, от которого никто никогда слова плохого не слышал. Сергею Михайловичу фотографии понравились, он одобрил мою работу в клубе. И вот уже 28 лет я веду фотолетопись достижений ХК «Лада». А их было немало: золото и серебро чемпионатов Межконтинентальной хоккейной лиги и Кубка европейских чемпионов, медали чемпионатов России и победа в Континентальном кубке. Я благодарен судьбе за то, что присутствовал на этих событиях, болел за команду и снимал лучшие моменты ее истории. Для меня хоккей – это вид спорта номер один, вторая жизнь.

– Наверное, как и для половины населения Тольятти. И все же снимаете ли вы другие виды спорта?

– Конечно. Первое, что я начал снимать, приехав в Тольятти в 1985 году, был автоспорт. Сейчас тольяттинская «Лада Спорт Роснефть» участвует в гонках чемпионата России, и я поработал два сезона по приглашению клуба. Мне импонируют командные виды спорта – футбол, гандбол, баскетбол, регби.

– В каких городах и весях удалось побывать с «Ладой»?

– Объездил всю страну, включая Сибирь и Дальний Восток, был за границей. Помнится, на финал Континентального кубка в Венгрию мы, группа болельщиков, ехали туда и обратно пять суток. И болели так, что тренер «Лады» Петр Воробьев тогда сказал, что, если бы не было нашей группы, не было бы и этой громкой победы его «команды пионеров», как ее тогда называли. А победная шайба, которую забросил Евгений Кетов, до сих пор хранится у меня дома.

– В объектив вашей камеры попадает все, даже хоккейные драки?

– Стычка на льду – это элемент хоккейного шоу, и мне, конечно, приходится снимать кулачные бои. Помнится, раньше самой драчливой командой КХЛ был подольский «Витязь». Владелец клуба любил потасовки на льду. Клубный фотограф «Витязя» признался мне, что, если он на матче не снимет драку, его уволят. Поэтому он нанимал еще двух фотографов, которые закрывали другие зоны площадки, чтобы не проморгать конфликт. А на следующий день фотограф должен был сделать полноценный фотоальбом, в котором драки были на центральном месте. Слава Богу, сейчас такого хулиганского хоккея почти не осталось, все сосредоточены на игре, а всего несколько удалений ставят команду на грань поражения.

– В чем главный секрет мастерства хоккейного фотографа?

– Я считаю, что в процессе матча нельзя быть болельщиком – необходимо сохранять хладнокровие. Но это не всегда получается. Даже когда родная команда забивает гол, самое время переключиться на ликующих зрителей. Сейчас фотоаппаратура позволяет совершать 14 кадров в секунду. И как же бывает обидно, когда ты все равно пропускаешь шикарный кадр, оказываешься не готов в этот момент к съемке! Такие случаи запоминаешь надолго. Например, помню как тренер магнитогорского «Металлурга» Валерий Белоусов о чем-то заспорил с судьей, а когда судья повернулся и поехал, придержал его за свитер, который сильно оттянулся. И я это не снял, потому что не ожидал!

Сейчас хоккей востребован настолько, что если через 15 минут после окончания матча нет свежих фотографий, то позже они уже никому не нужны. У меня работа построена так, что уже во втором перерыве матча я выкладываю на сервере около 40-50 отобранных разноплановых фотографий. А за матч успеваю отснять от 500 до 1000 рабочих кадров. Оперативность размещения фотоснимков в галереях – очень жесткое требование к клубам; за опоздание положены большие штрафы, и в моей практике такого еще не было. Например, в МХЛ, как и в КХЛ, есть ряд очень строгих требований к фотографиям – обязательно надо снять судей, тренеров, трибуны и игроков, забивших голы и отдавших голевой пас. Надо прийти за два часа до начала матча и снять, как хоккеисты идут на игру.

– В наш цифровой век все это возможно. А как обстояло дело в 90-е годы?

– Тогда была аналоговая фотография. Пленку после матча нигде уже нельзя было проявить. С утра проявляешь, печатаешь фото, сканируешь его и только после этого отправляешь в лигу. За последние годы и Высшая хоккейная лига подтянулась к уровню КХЛ – во многом за счет клубов, выпавших из КХЛ в ВХЛ, в первую очередь за счет «Лады». Когда мы вошли в эту лигу, там все как-то значительно отличалось от КХЛ. Помнится, я предложил тогдашнему пресс-атташе «Лады» Надежде Бобрышовой не снижать уровня, продолжать работать столь же оперативно и качественно, как и ранее. Пресс-службы лиги были столь сильно впечатлены нашей работой, что в конце сезона признали нашу пресс-службу не просто лучшей в ВХЛ, а образцовой, а меня – лучшим фотографом лиги. Именно наш клуб дал толчок этому развитию, и со следующего сезона уже на официальном уровне стали определять лучших. Я же считаю, что вся эта работа делается для одной цели – чтобы ребята-хоккеисты показали достойные результаты.

Думаю, что профессия хоккейного фотографа не умрет никогда. Это особое призвание, умение предугадать момент, найти ракурс, передать эмоции, особый взгляд на игру, которые не заменят никакие гаджеты. Хотя, конечно, хорошая аппаратура сейчас стоит безумно дорого, цена за один только объектив может доходить до миллиона рублей! Я стараюсь держать себя в тонусе, берусь за любую работу, умею грамотно обрабатывать фотографии. На своих наградах стараюсь не зацикливаться и двигаюсь только вперед!

Игорь Агишев, газета «Площадь Свободы»