Тольяттинец Анатолий Яркин — Герой советского спорта

    яркин на велосипеде

    20 июля 1980 года велосипедист Анатолий Яркин стал обладателем первой в истории тольяттинского спорта золотой олимпийской медали.

    Эту историческую награду Анатолий Яркин завоевал на XXII Олимпийских играх в Москве, в командной велогонке на 101 км, вместе с товарищами по сборной СССР Олегом Логвиным, Юрием Кашириным и Сергеем Шелпаковым. А начинал он свой путь к олимпийской вершине в тольяттинской городской ДЮСШ № 4 под руководством тренера Виталия Бабина. Затем попал в знаменитый куйбышевской центр велоспорта, к его ведущему тренеру Владимиру Петрову. Выигрывал медали на чемпионатах и Спартакиадах народов СССР, их у него в общей сложности не менее двадцати, участвовал и в престижнейшей для той эпохи Велогонке Мира по территории социалистических стран. Сначала его взяли запасным в сборную команду. Но запасной сыграл свою роль азартно и вдохновенно, показав себя настоящим командным бойцом.

    – Отбор на Олимпиаду был жестким, – вспоминает Яркин. – Наша четверка выиграла Спартакиаду народов СССР, показав великолепный результат – чуть более двух часов, – и у нас уже появилось предчувствие олимпийского успеха. Нам помогли вера в себя, родные стены и мощная поддержка болельщиков.

    Победа в полторы минуты

    В тот день, 20 июля 1980 года, в неблизкий путь по Минскому шоссе раздельным стартом были отправлены 23 команды, и главными претендентами на победу считалась сборная ГДР – действующие чемпионы мира Фальк Боден, Бернд Дроган, Олаф Людвиг и Ханс-Йоахим Хартник. Причем стартовали они в самом конце и могли ориентироваться на результаты других. Несмотря на это, спортсмены СССР привезли немцам в итоге полторы минуты (результат победителей – 2 часа 1 минута 21,7 секунды), держа всю трассу очень высокий темп. А вот разница между второй и третьей – чехословацкой – командой составила ничтожные 0,7 секунды. Интересно, что не сохранились все три страны, чьи флаги поднимались в честь призеров. В современном мире нет ни СССР, ни ГДР, ни ЧССР.

    олимпийский чемпион из тольятти

    Олег Логвин, Юрий Каширин, Сергей Шелпаков, Анатолий Яркин

    После победного финиша в командной гонке Анатолий принял участие в групповом старте на 189 км, где занял шестое место, и это тоже успех! Ведь всем советским велогонщикам пришлось работать на своего лидера Сергея Сухорученкова, ставшего в итоге первым. Отработав на товарища, Яркин сам включился в борьбу за медаль, но два падения, замена колеса и неисправность переднего тормоза перечеркнули надежды на подиум.

    Через пару недель олимпийский чемпион прилетел домой. В аэропорту Курумоч его встречали журналисты, задавали вопросы. Но никаких пышных чествований ни в Самаре, ни в родном Тольятти не было. Побыв в семье, пообщавшись с друзьями, он улетел на очередную гонку, и спортивная жизнь закрутилась с новой силой. А на денежную премию за олимпийскую победу Анатолий купил финскую стенку из карельской березы, диван и два кресла, которые до сих пор стоят в его квартире. Также о той выдающейся виктории напоминает и медаль московской чеканки.

    На велосипеде по Южной Америке

    Через год после Олимпиады Анатолий Яркин стал серебряным медалистом в командной гонке мирового чемпионата, проходившего в Чехословакии. Победили гонщики ГДР, и Анатолий до сих пор сомневается в чистоте той победы, ведь допинг-контроль в те времена был не столь строгим, как сейчас.

    Из большого спорта он ушел в 25 лет, что по нынешним меркам очень рано. Причин было несколько. Почти во всем мире в этом возрасте ведущие гонщики переходили из любителей в профессионалы. В СССР это запрещали. И, ко всему прочему, ввели возрастной ценз, который заметно ущемлял права спортсменов старше 25 лет в ряде видов спорта. Участвовать лишь в первенстве Вооруженных сил показалось скучным занятием. Последней каплей стал бойкот Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе, на которые Яркин возлагал большие надежды. Выиграв напоследок чемпионат СССР в гонке на 50 км с раздельным стартом, он завязал с большим спортом. Впрочем, совсем расставаться с велоспортом и не думал. Участвовал в Кубках мира среди ветеранов. В 1990 году, прослышав, что в Риге проводится 24-часовая велогонка, принял в ней участие, став лучшим с результатом 825 км 600 м. А вскоре был замечен на локальных велогонках в Южной Америке.

    – Перед Кубком мира в Австрии мне предложили погоняться за одну любительскую команду, в ней не хватало гонщика, – припоминает олимпионик. – Мы отправились в Бразилию, там что-то не получилось, переехали в Чили, закрыли одну гонку, вторую, третью и в итоге остались там на целый год.

     

    Ушел в леса

    В постперестроечный период заслуженный мастер спорта Анатолий Яркин работал тренером. Тренировал, в том числе, женскую национальную сборную России, которую привел к победе на чемпионате мира. В Тольятти стал развивать детский велоспорт, создав секцию маунтинбайка. Как признавался сам Анатолий, велоспорт, из-за засилья автотранспорта, вынужден был повсюду перебираться в лес. И он самозабвенно расчищал лесные тропинки, на которых проводил потом междусобойчики для своих мальчишек и девчонок. Благодаря его стараниям в Автограде проводился даже этап Кубка России по маунтинбайку. В этой дисциплине велоспорта у Тольятти также есть своя доморощенная звезда – трехкратная чемпионка России Алла Епифанова, которая на Олмпиаде-2004 в Сиднее стала четвертой. В ее становлении есть и доля тренерского труда Яркина.

    Увы, вскоре нелегкие времена наступили не только для шоссейного велоспорта, но и для маунтинбайка. Секция Яркина, лишенная финансовой подпитки, долго держаться не могла. И он несколько лет вынужден был банально подрабатывать ремонтом велосипедов для любителей велопрогулок. Еще помогала государственная пенсия, полагающаяся олимпийскому чемпиону.

    Второе дыхание

    Но было бы несправедливо, если бы профессионал такого высокого полета оказался окончательно забыт. В 2010 году Анатолий Яркин вновь стал востребованным на самом высоком уровне: его пригласили в велокоманду «Русь», созданную под патронатом Федерации велоспорта России, чтобы работать с андерами (молодыми велогонщиками). И он несколько лет готовил молодежь по старой, проверенной системе Петрова, а сильнейших передавал в профессиональную всемирно известную команду «Катюша». Все эти годы Яркин также занимал должность технического директора континентальной команды «ИТЕРА-Катюша», был спортивным директором команды «Вертолеты России».

    Сейчас Анатолий Николаевич Яркин находится на заслуженном отдыхе, и главное место в его жизни занимает семья – жена, дочери, внучки. И, конечно, велотренировки. Первый олимпийский чемпион Тольятти – частый гость региональных и федеральных спортивных форумов, крупнейших соревнований, велотусовок. Анатолий Яркин в целом считает себя счастливым человеком, и не потому, что является олимпийским чемпионом. Медаль игр-80, пылящуюся в дальнем ящике шкафа, он достает лишь по особым случаям.

    Мнение

    Сергей Кондратьев, председатель Совета ветеранов спорта г. Тольятти:

    – Скромный, спокойный, честный, открытый и очень порядочный человек – так бы я охарактеризовал Анатолия Николаевича Яркина. Он не боится сказать правду чиновникам в глаза. Это человек, фанатично преданный велоспорту – делу своей жизни. Он всей душой поддерживает ветеранский спорт. В нашем совете ветеранов одним из жестов признания спортивных заслуг являются поздравительные дипломы за подписью первого олимпийского чемпиона Тольятти, первой в городе чемпионки мира Ольги Стариковой, экс-рекордсмена мира Владимира Малоземлина и еще одного олимпийского чемпиона по велоспорту – Бориса Шухова.

    Справка

    Маунтинбайк (от англ. mountain bike) – гонки вне дорог на горных велосипедах. В конце 70-х годов новая форма велосипедных гонок начала развиваться в Калифорнии. В конструкцию велосипеда были добавлены мотоциклетные толстые шины, и постепенно он развился в современный горный велосипед. Первый национальный чемпионат по горному велосипеду прошел в 1983 году в Соединенных Штатах. Первые чемпионаты мира по горному велосипеду начали проводиться в 1987 году. В 1990 году маунтинбайк, как вид велоспорта, был признан Международным союзом велосипедистов. А в 1993 году гонки по пересеченной местности на горных велосипедах были приняты в программу Олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте.

    Игорь Агишев, газета «Площадь СВОБОДЫ», ultrarunner@list.ru