В пансионате «Радуга» «Тольяттиазот» для инженерной смены десятиклассников провел образовательный и увлекательный мастер-класс с химическими опытами.
Это еще один способ привлечь юных горожан к естественным наукам и помочь определиться с будущей профессией.
На импровизированном занятии старшеклассникам рассказали, насколько химия востребована и важна для промышленности и всего мира в целом. Технологи и лаборанты «Тольяттиазота» вместе с учащимися ставили научные опыты, наблюдали, как проходят различные химические процессы.
Как заинтересовать детей наукой? Как без шаблонов и нескучно рассказать о химии? Учимся у ведущего инженера-технолога Елены Ветренко:
– Химия вокруг нас, без нее не будет ни мебели, ни косметики, да и продуктов тоже. Возьмем, например, карбамидноформальдегидный концентрат, КФК по-другому: это ваша парта, за которой вы сидите в школе. Там присутствует КФК, смола, которой склеивают древесную стружку в этой мебели.
Отличный пример! Старшеклассники в момент затихли и приготовились участвовать в мастер-классе с опытами.
Как вам название эксперимента – «золотой нож»? В жидкость голубого цвета погрузили железный ножичек. И уже через несколько секунд погруженная часть оказалась покрыта розовым медным слоем. По словам химиков, это классический опыт по вытеснению меди из раствора соли более активным металлом – железом. Эффектно выглядело.
Погрузить ножичек в жидкость нашлось много желающих. Что говорить – очередь была к каждому эксперименту.
Лаборант центральной заводской лаборатории Мария Жмуренко с удовольствием участвует в профориентационных мероприятиях ТОАЗа. В свое время она с отличием окончила химико-технологический колледж и целенаправленно пошла трудиться на завод. Для этого на втором курсе заключила целевой договор. Во время обучения проходила практику на предприятии, а после успешной защиты и получения диплома ей сразу же предоставили рабочее место.
– В чем заключается ваша работа?
– Выполнение различных анализов по технологии, работа с цехами. К примеру, в аппаратах образуются какие-то осадки, нам нужно понять, что это за осадок, как его извлечь. Осваиваем новые методики.
– Здесь, на мастер-классе, для учеников какую задачу ставите?
– Мы хотим заинтересовать детей наукой.
И заинтересовали!
– Углекислота – побочный продукт производства аммиака. На нашем предприятии мы переработаем ее в продукт, который необходим для охлаждения, газирования напитков, – пояснила Елена Ветренко. – Покажем опыты с сухим льдом, сухой углекислотой. Это такое вещество, которое имеет всего два агрегатных состояния: либо твердое, либо газообразное. Итак, берем обычную воду, в нее помещаем сухой лед…
– Жидкое мыло добавьте! – порекомендовала одна ученица.
– Конечно, добавим.
– Тогда пузырьки будут…
– Откуда это знаешь? – спросила я у десятиклассницы 55-й школы Леры.
– Занимаюсь опытами и думаю пойти после вуза работать на ТОАЗ. Нравится химия как наука. У меня дома есть химический чемоданчик, его подарили родители, изучаю реактивы, соединения и читаю много литературы. Всегда завораживала химия… Если подумать, то тайны химии доступны каждому. Просто нужно чуть больше прилагать усилий и заниматься, – подчеркнула старшеклассница.
Все ребята с удовольствием участвовали в экспериментах, внимательно слушали экспертов-технологов. Так что увлекательные истории по химии продолжаются!
Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»