Тольятти стал серым и скучным, из него ушла жизненная энергия

вид на волгу и новый город тольятти

15 сентября – Международный день демократии. Звучит очень красиво и… непонятно. Официально демократия – это политический строй, при котором верховная власть принадлежит народу. И этот народ является единственно легитимным, то есть законным, источником власти.

Рамки демократии

Если кто-то знает такое общество, такое государство, пусть назовет его, я ему пожму руку. И хотя многие, особенно на Западе, говорят, что у них-то и есть настоящая демократия, образцом которой называют США, но все, разумеется, от лукавого, ради противопоставления России. Историки считают, что государственные формы демократии существовали в античном мире, но, честно говоря, в это верится с трудом. Любят вспоминать новгородское вече, где все вопросы решались толпой. Мне больше нравится определение Платона, считавшего, что «демократия – это власть завистливых бедняков».

Если пользоваться современными понятиями демократии, то легко определить, что у нас такое в нынешней России. Признаки демократического режима: господство закона (с этим у нас как-то не очень); разделение властей (формально есть, а на деле…); наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан (с этим как кому нравится, у каждого свое понимание свободы); выборность органов госвласти (тут, кажется, все в относительном порядке).

А еще – существование оппозиции и плюрализма (оппозиция вроде есть, а вот с плюрализмом до сих пор не получается). В России больше подходит выражение: говори, что хочешь, но делай, что велят. Главные защитники демократии – журналисты, потому им кажется, что в неком демократическом обществе они могли бы писать о чем угодно и сколько угодно. Интересно, о чем бы они писали, если бы вокруг было все в порядке? Где-то прочитал отличное определение: в рамки демократии всегда можно вставить решетки. И власть прекрасно это знает, так что журналистам редко дает распоясаться. Все должно быть в рамках демократии.

Отцом «прямой» демократии считается Руссо, хотя именно он дал ей нелицеприятную оценку. А именно:

– Никогда не существовало подлинной демократии и никогда таковой не будет.

Философ объяснил, почему народ никакого отношения к демократии не может иметь: потому что нельзя представить, чтобы он все свое время занимался общественными делами.
Это видно на местном уровне, где, казалось бы, власть «под рукой». Народной активности хватает лишь на время выборов, да и то если есть выбор. А вот сплоченные группы, объединенные одной идеей, совсем другое дело. Потому в Европе активную демократию продвигают представители нетрадиционных ориентаций, доказывая, что только они имеют на это право.

Интеллигенция считает, что лишь свобода творчества определяет демократию. Но в XIX веке наука, искусство, литература стремительно развивались при полном отсутствии демократии. А где сейчас менделеевы, толстые, крамские? Ответ у поэта:

– И торжествуют, домогаясь благ, лжецы с демократической улыбкой.

Последним всплеском блистательного творчества была советская культура, от которой с воцарением «свободы» остались рожки да ножки. Сегодня главный фактор творчества – торжество плагиата. Так что демократия все больше воспринимается как победа интересов олигархического капитала, который и определяет рамки дозволенного.

Денежная… грязь

Массовая культура стремится стать высокой, а высокая хочет стать массовой. Очень понятная фраза времен советских. Сегодня она не звучит, поскольку любая культура теперь просто мечтает стать массовой, то есть хорошо оплачиваемой. И никто уже не говорит, что есть искусство ради искусства и тому подобное. Сбылся афоризм Фаины Раневской: деньги – грязь, но уж очень лечебная.

Большую лепту вносит телевидение, все эти «голоса», где соревнуются и младенцы, и почтенные старики. Еще какая-то передача, там детишки являют свои таланты, надеясь получить главный приз – миллион рублей. Бесплатно никто не танцует, не поет и не голодает во имя прекрасного. У Диккенса мистер Пиквик советовал кричать с толпой.

– Но тут же две толпы, – возражали ученики.

– Кричите с той, что больше!

Когда наша юная тольяттинка Диана Анкудинова победила в шоу «Ты – супер!», Игорь Крутой подарил ей квартиру в Москве. Для него, известного продюсера и композитора, это семечки. А сколько мечтателей, сидящих у телевизора, задохнулись от желания – «мне бы так».

Главный показатель нынешнего жизненного успеха – разделение людей по наличию возможностей. К примеру, что вам когда-нибудь дарила Российская Федерация? Ну разве что повышение пенсионного возраста. А вот некоторым друзьям известно, кому именно РФ подарила дворцы, виллы, яхты… Попробуйте обвинить их в коррупции, злоупотреблениях, не получится. Все честь по чести, подарок – он и есть подарок.

Недавно отмечали 100 лет поэту Михаилу Кульчицкому. Знают его немногие, он не успел издать ни одного сборника своих стихов. Известна только его строчка из стихотворения, написанного на фронте в 1942 году:

– Не до ордена, была Родина с ежедневными Бородино.

В 1943 году он погиб в бою. Отец поэта Валентин Кульчицкий написал книгу «Советы молодому офицеру», где есть замечательная фраза: правильно мыслить – более ценно, чем много знать.

Собственно ради этих слов я и отвлекся от нашей действительности, о которой надо постоянно «правильно мыслить». Хоть о государственных делах, хоть о делах местных – городских. Сама власть редко мыслит и действует правильно, предпочитая пускать пыль в глаза или морочить голову.

Большинство такая жизнь устраивает. Меня – нет. Так что критикую вполне осознанно и в надежде быть услышанным, но, судя по реакции, скажем, нашей администрации, ее руководство предпочитает затаить обиду. Особенно если не упоминаешь про ее «добрые дела». Но когда начинаешь разбираться в этих делах, оказывается, что это просто элементарные обязанности чиновников.

Конечно, за добросовестное исполнение обязанностей хвалят, но уж никак не публично: сделали, и хорошо. А народ, как писал Пушкин, безмолвствует. Чего ему возмущаться? Все и давно (еще известно со слов Карамзина) воруют. Так что основная масса российского населения предпочитает находиться в роли зрителей. Надо бы гражданам участвовать в политике, самим выбрать свою собственную судьбу, но они упорно передоверяют выбор своей судьбы начальству.

В США самые развитые с экономической точки зрения регионы те, где население активно участвует в политической и общественной жизни. А где беднее всего? Там, где самое инертное население. Это можно проследить на примере Тольятти.

Пока существовал общественно активный коллектив ВАЗа, наш город считался значимым. После распродажи завода, когда каждый работник опасался сокращения и вел себя тихо, Тольятти стал серым и скучным, из него ушла жизненная энергия.

Выходит, что нашему городу требуется подзарядка!

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти, член Союза российских писателей.
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 35 (1266) 13.09.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

вид на волгу и новый город тольятти