Тольятти, конечно, не самый зеленый город России, пора уже расстаться с мифами. Есть города, где побольше парков и скверов. Но таковых у нас в последние годы прибавилось целых три: парк 50-летия АВТОВАЗа, скверы имени Жилкина и Итальянский. Вопрос: почему только на входе в последний написано его название? Предположительный ответ: чтобы было понятно, что это именно Итальянский сквер, ведь без этого совсем не догадаться.
На популярном сайте «Отзовик» этот сквер набрал самый низкий балл из трех. Одна из посетительниц его рассказала, как съездила с дочкой на другой конец города, чтобы показать место, посвященное нашей дружбе с Италией. Дочка разочарованно протянула:
– Это же обычная детская площадка, что здесь итальянского?!
Напомним, что устами младенца глаголет истина! На сайте скаламбурили:
– Скверный сквер!
Вспомним анекдот о мнениях людей и специалистов, которые должны вроде бы кардинально расходиться. И обратимся к специалисту. Инна Бурая – искусствовед, преподаватель лицея искусств, автор научных работ по краеведению и архитектуре. Свое исследование на тему «Является ли итальянским Итальянский сквер?» она представила в краеведческом музее.
– В феврале 2014 года в мэрию обратились с инициативой создания сквера руководители Поволжского института итальянской культуры и Джорджо Вердучи, владелец производства автокомпонентов в Самарской области. Тогда же инициатива была поддержана благотворительным фондом Тольятти и выбрано место для его размещения…
Напомним, что это юго-запад Автозаводского района: пересечение Приморского бульвара и улицы Революционной, между Дворцом спорта и католическим храмом.
Дальше всё завертелось довольно быстро, и уже в мае объявили результаты конкурса, в котором победил проект итальянского архитектора Андреа Скопеллити. Кстати, а два конкурирующих проекта кто-нибудь видел?
Но проект Скопеллити Инна Викторовна вполне одобряет. Она подробно разобрала все его составляющие и провела параллели с элементами итальянской традиционной культуры. Ведь добросовестные проектировщики очень старались, чтобы буквально на каждом шагу у гуляющих в сквере возникали ассоциации с южной страной, родиной человека, чье имя носит наш город.
Это было довольно непросто. Италия обладает неровным ландшафтом, который удачно используют при создании на естественных склонах террасных парков, текучих фонтанов и прочей красоты. У нас – равнина, на ней проектировщики запланировали горки и возвышения.
Очень важный момент – всефасадность сквера, то есть он одинаково выигрышно смотрится и с Приморского, и с Революционной, и со Спортивной. Светлая полукруглая дорожка, ведущая к павильону Италии, пересекается тропками менее яркими и темноватыми. Павильон представляет из себя комплекс небольших помещений: кафе, конференц-зал, пергола с решетчатой крышей от зноя и, извините, туалет. Этот комплекс продолжается скромной колоннадой и полукругло примыкает к небольшому круглому бассейну.
Инна Бурая показала на фото виллу д Эсте в Тиволи, которая построена в 16 веке и более роскошна, спору нет. Но эта полукруглость, эти скромные, без капителей и прочих украшений, по-современному минималистичные колонны – всё весьма по-итальянски! Забегая вперед: вы их видели?!
Что же в итоге соорудили в центре сквера? Бассейн там есть, и в нем круглогодично бьют фонтаны. Не то, чтобы красоты ради – так требует технологический процесс создания искусственного льда во Дворце спорта. Однако павильона нет, зато вокруг бассейна установили деревянные сиденья, отгороженные металлической решеткой от воды. Наверное, чтобы отдыхающие не падали в бассейн.
– А сидеть приходится спиной к бассейну и фонтанам!
Южнее должен был располагаться театр под открытым небом, тоже решенный архитектором Скопеллити в современном минималистичном стиле. Но он тоже напоминает античные зрелищные сооружения, даже чуть-чуть сам Колизей, пусть это и нескромно.
В реальности театра тоже нет. Интересно, что между предъявлением победившего на конкурсе проекта и воплощением на территории, где в июне 2014 года был установлен закладной камень, предъявлялся еще рабочий проект, разработанный проектной организацией ООО «GSPPROject».
Это было, по словам искусствоведа, то ли в 2018-м, то ли уже в 2019 году. И на нем, примерно на месте театра, мы видим… ротонду. В общем-то довольно милое и полезное сооружение, и тоже античного происхождения. Но в реальности нет и ее! Приземистое круглое строение без крыши, вот во что «эволюционировал» объект. Причем такие имеются и в других российских городах, Бурая показала фотографии.
Наверное, есть типовой проект, которым решило ограничиться ООО «Исток-Инвест». Именно эта организация, как сообщает на своем ресурсе администрация города, «в сжатые сроки справилась с задачей». Тут ключевое понятие «сжатые сроки»…
Заметьте, идея возникла и была обнародована в начале 2014 года, открытие состоялось 5 ноября 2019 года. Проект представлялся несколько раз: и на думе, и на экспертном совете, в рамках международного форума, проходившего в конце 2014 года в УСК «Олимп». Он даже ездил в Москву, в посольство Италии! Это всё замечательно и не зря, ведь в итоге 18 марта 2018-го проект победил в общественном народном голосовании и был включен в муниципальную программу «Формирование современной комфортной среды на 2018-2022 годы».
И вот наконец 30 июля 2019 года объявляется о начале строительства сквера. А уже через три месяца – открытие! Как тут не вспомнить национальную особенность долго запрягать, но быстро ехать?
Кстати, о комфорте. О странных лавочках у бассейна и ротонде без крыши уже сказано. Дорожки, любовно нарисованные Андреа Скопеллити, преобразились, утратив свою плавность и полихромность.
В начале главной аллеи планировалась установка высоких пересекающихся колец с изречениями самого Пальмиро Тольятти. Вместо высоких колец, символизирующих, наверное, дружбу и партнерство, появились низкие арки. Тоже типовые – в некоторых российских городах есть такие, символизируют они то ли космос, то ли атомную промышленность. И без изречений.
Вместо деревянных конструкций для спортивных активностей появился опять же типовой детский городок с яркими остроконечными крышами. И наконец, вместо всефасадности территория сквера приобрела усадебность. Это когда всё самое красивое располагается вдоль одной только красной линии.
– Самое красивое во всем сквере, – подвела итог Инна Викторовна, – деревянная решетчатая конструкция на входе, на которой укреплены буквы названия сквера.
Искусствовед добавила, что такие конструкции обычно устанавливали возле санаториев-профилаториев и домов отдыха. Итальянских? Нет, конечно, советских!
Но, по программе, формирование комфортной среды сквера может продолжаться и в течение нынешнего, 2022 года. Интересно, что теперь инициируется установка здесь памятника Пальмиро Тольятти. Инна Бурая удивлена, ведь когда обсуждались формы увековечивания памяти лидера итальянской компартии, было предложено три варианта: скульптурное изображение, памятный знак, тематический сквер. То есть что-то одно.
Выбрали же! Теперь на выставках и обсуждениях представляется эскизный вариант бюста Пальмиро, который смотрится довольно крошечным на фоне неких стеклянных объектов. Они должны символизировать горы: итальянские Альпы и наши Жигулевские. Скажем честно – не похоже и вообще непонятно. Лично мне напоминает какие-то крылья.
А запрокинутая голова в странной шляпке смотрится даже комично. Среди каких групп населения проводился опрос? По его результатам большинство высказались за памятник. А вот в сетях очевидно, хотя и неожиданно, лидирует противоположное мнение с таким главным аргументом:
– А что Тольятти сделал для нашего города? Да он в нем и не был ни разу!
Инна Викторовна призналась, что она тоже не поддерживает идею памятника. Может, мы и не правы. Против памятника Татищеву, помните, сколько народу было? А сейчас все довольны.
Но если вернуться к теме беседы, очевидно одно: сегодня итальянский сквер является таковым исключительно по названию. Эксклюзивные элементы, которые должны были ассоциироваться с итальянской архитектурой и ландшафтом, заменены типовыми и случайными.
Можно ли что-то исправить за год? А пока неуютно себя чувствуют инициаторы создания сквера и разработчик первоначального проекта. Ведь именно их обвиняют простые обыватели в скверности сквера. Но разве они виноваты, что хотели, как лучше, а получилось, как всегда?!
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 5 (1389) 11.02.22