Тольятти пора расстаться с мифами

Тольятти, конечно, не самый зеленый город России, пора уже расстаться с мифами. Есть города, где побольше парков и скверов. Но таковых у нас в последние годы прибавилось целых три: парк 50-летия АВТОВАЗа, скверы имени Жилкина и Итальянский. Вопрос: почему только на входе в последний написано его название? Предположительный ответ: чтобы было понятно, что это именно Итальянский сквер, ведь без этого совсем не догадаться.

засохшие деревья в Итальянском сквере
фото: Максим Гусейнов

На популярном сайте «Отзовик» этот сквер набрал самый низкий балл из трех. Одна из посетительниц его рассказала, как съездила с дочкой на другой конец города, чтобы показать место, посвященное нашей дружбе с Италией. Дочка разочарованно протянула:

– Это же обычная детская площадка, что здесь итальянского?!

Напомним, что устами младенца глаголет истина! На сайте скаламбурили:

– Скверный сквер!

можжевельник в Итальянском сквере

Вспомним анекдот о мнениях людей и специалистов, которые должны вроде бы кардинально расходиться. И обратимся к специалисту. Инна Бурая – искусствовед, преподаватель лицея искусств, автор научных работ по краеведению и архитектуре. Свое исследование на тему «Является ли итальянским Итальянский сквер?» она представила в краеведческом музее.

– В феврале 2014 года в мэрию обратились с инициативой создания сквера руководители Поволжского института итальянской культуры и Джорджо Вердучи, владелец производства автокомпонентов в Самарской области. Тогда же инициатива была поддержана благотворительным фондом Тольятти и выбрано место для его размещения…

Напомним, что это юго-запад Автозаводского района: пересечение Приморского бульвара и улицы Революционной, между Дворцом спорта и католическим храмом.

Дальше всё завертелось довольно быстро, и уже в мае объявили результаты конкурса, в котором победил проект итальянского архитектора Андреа Скопеллити. Кстати, а два конкурирующих проекта кто-нибудь видел?

проект итальянского сквера возле ДС "Волгарь"

Но проект Скопеллити Инна Викторовна вполне одобряет. Она подробно разобрала все его составляющие и провела параллели с элементами итальянской традиционной культуры. Ведь добросовестные проектировщики очень старались, чтобы буквально на каждом шагу у гуляющих в сквере возникали ассоциации с южной страной, родиной человека, чье имя носит наш город.

Это было довольно непросто. Италия обладает неровным ландшафтом, который удачно используют при создании на естественных склонах террасных парков, текучих фонтанов и прочей красоты. У нас – равнина, на ней проектировщики запланировали горки и возвышения.

Очень важный момент – всефасадность сквера, то есть он одинаково выигрышно смотрится и с Приморского, и с Революционной, и со Спортивной. Светлая полукруглая дорожка, ведущая к павильону Италии, пересекается тропками менее яркими и темноватыми. Павильон представляет из себя комплекс небольших помещений: кафе, конференц-зал, пергола с решетчатой крышей от зноя и, извините, туалет. Этот комплекс продолжается скромной колоннадой и полукругло примыкает к небольшому круглому бассейну.

высохшие газоны в Итальянском сквере

Инна Бурая показала на фото виллу д Эсте в Тиволи, которая построена в 16 веке и более роскошна, спору нет. Но эта полукруглость, эти скромные, без капителей и прочих украшений, по-современному минималистичные колонны – всё весьма по-итальянски! Забегая вперед: вы их видели?!

Что же в итоге соорудили в центре сквера? Бассейн там есть, и в нем круглогодично бьют фонтаны. Не то, чтобы красоты ради – так требует технологический процесс создания искусственного льда во Дворце спорта. Однако павильона нет, зато вокруг бассейна установили деревянные сиденья, отгороженные металлической решеткой от воды. Наверное, чтобы отдыхающие не падали в бассейн.

– А сидеть приходится спиной к бассейну и фонтанам!

Южнее должен был располагаться театр под открытым небом, тоже решенный архитектором Скопеллити в современном минималистичном стиле. Но он тоже напоминает античные зрелищные сооружения, даже чуть-чуть сам Колизей, пусть это и нескромно.

В реальности театра тоже нет. Интересно, что между предъявлением победившего на конкурсе проекта и воплощением на территории, где в июне 2014 года был установлен закладной камень, предъявлялся еще рабочий проект, разработанный проектной организацией ООО «GSPPROject».

металлический бак возле фонтана
фото: «Вольный город Тольятти»

Это было, по словам искусствоведа, то ли в 2018-м, то ли уже в 2019 году. И на нем, примерно на месте театра, мы видим… ротонду. В общем-то довольно милое и полезное сооружение, и тоже античного происхождения. Но в реальности нет и ее! Приземистое круглое строение без крыши, вот во что «эволюционировал» объект. Причем такие имеются и в других российских городах, Бурая показала фотографии.

Наверное, есть типовой проект, которым решило ограничиться ООО «Исток-Инвест». Именно эта организация, как сообщает на своем ресурсе администрация города, «в сжатые сроки справилась с задачей». Тут ключевое понятие «сжатые сроки»…

Заметьте, идея возникла и была обнародована в начале 2014 года, открытие состоялось 5 ноября 2019 года. Проект представлялся несколько раз: и на думе, и на экспертном совете, в рамках международного форума, проходившего в конце 2014 года в УСК «Олимп». Он даже ездил в Москву, в посольство Италии! Это всё замечательно и не зря, ведь в итоге 18 марта 2018-го проект победил в общественном народном голосовании и был включен в муниципальную программу «Формирование современной комфортной среды на 2018-2022 годы».

И вот наконец 30 июля 2019 года объявляется о начале строительства сквера. А уже через три месяца – открытие! Как тут не вспомнить национальную особенность долго запрягать, но быстро ехать?

Кстати, о комфорте. О странных лавочках у бассейна и ротонде без крыши уже сказано. Дорожки, любовно нарисованные Андреа Скопеллити, преобразились, утратив свою плавность и полихромность.

нет досок в оргаждении фонтана в Итальянском сквере

В начале главной аллеи планировалась установка высоких пересекающихся колец с изречениями самого Пальмиро Тольятти. Вместо высоких колец, символизирующих, наверное, дружбу и партнерство, появились низкие арки. Тоже типовые – в некоторых российских городах есть такие, символизируют они то ли космос, то ли атомную промышленность. И без изречений.

Вместо деревянных конструкций для спортивных активностей появился опять же типовой детский городок с яркими остроконечными крышами. И наконец, вместо всефасадности территория сквера приобрела усадебность. Это когда всё самое красивое располагается вдоль одной только красной линии.

– Самое красивое во всем сквере, – подвела итог Инна Викторовна, – деревянная решетчатая конструкция на входе, на которой укреплены буквы названия сквера.

Искусствовед добавила, что такие конструкции обычно устанавливали возле санаториев-профилаториев и домов отдыха. Итальянских? Нет, конечно, советских!

Но, по программе, формирование комфортной среды сквера может продолжаться и в течение нынешнего, 2022 года. Интересно, что теперь инициируется установка здесь памятника Пальмиро Тольятти. Инна Бурая удивлена, ведь когда обсуждались формы увековечивания памяти лидера итальянской компартии, было предложено три варианта: скульптурное изображение, памятный знак, тематический сквер. То есть что-то одно.

Выбрали же! Теперь на выставках и обсуждениях представляется эскизный вариант бюста Пальмиро, который смотрится довольно крошечным на фоне неких стеклянных объектов. Они должны символизировать горы: итальянские Альпы и наши Жигулевские. Скажем честно – не похоже и вообще непонятно. Лично мне напоминает какие-то крылья.

А запрокинутая голова в странной шляпке смотрится даже комично. Среди каких групп населения проводился опрос? По его результатам большинство высказались за памятник. А вот в сетях очевидно, хотя и неожиданно, лидирует противоположное мнение с таким главным аргументом:

– А что Тольятти сделал для нашего города? Да он в нем и не был ни разу!

название сквера в тольятти

 

Инна Викторовна призналась, что она тоже не поддерживает идею памятника. Может, мы и не правы. Против памятника Татищеву, помните, сколько народу было? А сейчас все довольны.

Но если вернуться к теме беседы, очевидно одно: сегодня итальянский сквер является таковым исключительно по названию. Эксклюзивные элементы, которые должны были ассоциироваться с итальянской архитектурой и ландшафтом, заменены типовыми и случайными.

Можно ли что-то исправить за год? А пока неуютно себя чувствуют инициаторы создания сквера и разработчик первоначального проекта. Ведь именно их обвиняют простые обыватели в скверности сквера. Но разве они виноваты, что хотели, как лучше, а получилось, как всегда?!

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 5 (1389) 11.02.22