Как проявляются последствия в сфере психики после перенесенной коронавирусной инфекции

у девушки закрыто лицо волосами

Снова пик заболеваемости коронавирусом, беспокойство людей за собственное благополучие растет. Нагрузки, которые несет пандемия, не могли не сказаться на здоровье людей, даже не переболевших ковидом, а у переболевших нередко развивается постковидный синдром.

О том, как проявляются последствия в сфере психики после перенесенной новой коронавирусной инфекции, «Панораме Тольятти» рассказала заведующая дневным стационаром № 1 Тольяттинского психоневрологического диспансера, врач высшей категории Татьяна Золотарева.

Среди населения многих городов, в том числе и Тольятти, нарастает паника по поводу статистики заболевших новым штаммом ковида. Увы, но Россия сейчас занимает непрестижные первые места в мире по многим позициям этого заболевания. Здоровое беспокойство людей о текущей ситуации то и дело сменяется паническими комментариями по поводу болезни и ее последствий. Многие переболевшие и их близкие уже успели столкнуться с тем, что болезнь имеет крайне необычные осложнения, в том числе влияющие на психику человека. Психиатры всего мира столкнулись с такими осложнениями после перенесенной ковидной инфекции. Эти изменения входят в так называемый постковидный синдром, который признан ВОЗ и уже нашел свое место в международной классификации болезней. Что это такое, объясняют нам специалисты Тольяттинского психоневрологического диспансера.

Постковид – это комплекс последствий коронавирусной инфекции, которым страдают люди, перенесшие COVID-19. Его долгосрочные симптомы могут продолжаться от 3 до 12 месяцев и дольше. С этим феноменом врачи столкнулись впервые, и он сейчас находится в стадии активного изучения врачами всех специальностей, поскольку нарушения при постковиде могут проявиться в любом органе и системе. Причем корреляция между тяжестью клинического течения COVID-19 и тяжестью постковидных симптомов прослеживается не всегда.

У меня под наблюдением сейчас находится молодая пациентка, перенесшая коронавирусную инфекцию в легкой форме, но с тяжелым постковидным синдромом в виде вегетативных кризов с внезапными скачками АД до 200/100, пульсом до 120 ударов в минуту. Ранее этими состояниями не страдала. Обследована в общесоматической сети, патологии не выявлено, и с тревожно-депрессивным состоянием направлена к нам в дневной стационар.

Причин постковида несколько. Во-первых, вирус вызывает нарушение в эпителии мелких сосудов, а их километры. Если быть точным, 100 000 км. И вот все это богатство вирус и портит. В тех органах, где их много, нарушения будут возникать в первую очередь, а это щитовидная железа, надпочечники, сердечная мышца, половые органы. Во-вторых, на развитие постковидного синдрома влияет также само лечение коронавирусной инфекции, во время которой врачи порой вынуждены применять довольно тяжелые препараты. Многим назначаются антибиотики, и не один, глюкокортикостероиды, а от них могут развиться грибковые заболевания, вплоть до черной плесени.

В Индии сейчас идет вспышка именно этого заболевания как последствия лечения коронавируса, напоминает заведующая дневным стационаром №1 Татьяна Золотарева. Некоторые препараты могут вызвать психические нарушения в виде бреда, делирия, галлюцинаций и депрессий. И третьим фактором в развитии постковидного синдрома является нейротропность SARS CoV 2 к ЦНС, куда он попадает непосредственно через обонятельные рецепторы и напрямую поражает гипоталамус, лимбический комплекс, мозжечок. Вирус также поражает n.vagus , то есть вегетативную нервную систему, и в первую очередь симпатическую. А это, в свою очередь, приводит к лабильности пульса, скачкам артериального давления, расстройствам дыхания, терморегуляции и пищеварения.

Статистики роста заболеваемости больных постковидным синдромом именно с психиатрической спецификой в Тольятти нет. Однако в своей практике психиатры отчетливо видят рост числа обращений, происхождение которых отчетливо связано с перенесенной коронавирусной инфекцией. При этом предпосылок к снижению числа таких больных врачи не видят.

Психогенная нагрузка на общество сейчас как никогда велика. Из-за пандемии люди боятся попасть в больницу или, наоборот, не получить лечения, боятся, что родственники заболеют. Возникают материальные риски. Многие теряют бизнес или работу, при этом остаются кредиты, ипотеки. Плюсом идут нагрузки, связанные с изоляцией, например дистанционное обучение детей в школе, все это психогенные факторы, которые влияют на появление всевозможных невротических расстройств у населения, вплоть до развития тяжелых посттравматических расстройств, и в первую очередь – у людей, перенесших коронавирусную инфекцию.

– Те вещи, которые происходят в обществе, психиатры наблюдают как отражение в кривом зеркале. В международной классификации болезней коронафобии нет, но есть специфические фобии, как, например, спидофобия. Симптомы коронафобии мало чем отличаются: люди бояться заболеть, появляется сильнейшая тревога, они делают неадекватно большое число обследований, – объясняет Золотарева. – В случае с ковидом пациенты делают без конца ПЦР-тесты или несколько КТ в разных больницах, ограничивают все контакты, у них развивается бессонница, пропадает аппетит, появляется масса соматических жалоб, которые не подтверждаются объективными обследованиями. Человек считает, что он уже болен, и переубедить его невозможно. Жизнь начинает кружиться вокруг одной темы: болезнь.

В таких историях сегодня многие узнают себя или своих близких. В Тольятти переболели тысячи людей, и со временем стало ясно, что ковид начинается, как и любое ОРВИ, а протекать и закончиться может самым неожиданным образом. У одного из тольяттинских пациентов после перенесенного ковида появилось навязчивое желание совершить противоправное действие. При этом он понимал абсурдность своей мысли, был полностью критичен, но избавиться от нее не мог. На этом фоне у него развивается бессонница, появляется страх общения с людьми, он увольняется с работы и пытается сам справиться с состоянием. Не получилось, вынужден был обратиться к психиатрам, и снять это состояние удалось только с помощью серьезных доз медикаментов. Другая больная завалила психиатров исследованиями на коронавирус и только после их лечения поняла, что заговора врачей не было, как и коронавируса в ее теле.

Основные постковидные нарушения, с которыми чаще всего мы сейчас сталкиваемся, – это тревоги, депрессии, нарушения сна, панические реакции. Причем обращаются и первичные больные, и возникают обострения у тех, кто ранее обращался. Самая распространенная жалоба – это слабость, «туман в голове», нарушения сна, снижение внимания и памяти. Понаблюдав за больными во время пандемии, мы пришли к выводу, что после перенесенной инфекции организму и психике нужно время и условия, чтобы восстановиться. И в этом плане незаменимым было бы санаторно-курортное лечение.

Коронавирус – это вирус, который действует наоборот. Многое в его действиях не поддается логике. Например, от него не спасает повышенный иммунитет. В первую волну, мы знаем, дети почти не болели, а молодые спортивные мужчины до 40 лет попадали на ИВЛ, болело много молодежи. В эту волну начали болеть дети, и основной контингент больниц – люди после 60 лет. Когда речь заходит о профилактике, то в первую очередь – это прививки и еще раз прививки.

А также маски и дистанцирование. И конечно, надо опираться на внутренние ресурсы организма. В нормальных условиях, когда человек имеет правильный режим сна и бодрствования, хорошо питается и следит за психогигиеной, у него гораздо больше шансов в целом быть здоровым и в случае заболевания коронавирусом свои ресурсы использовать только на борьбу с ним, а не лечение еще и своих обострившихся хронических заболеваний. И в списке профилактики любых заболеваний психогигиена – далеко не последнее условие.

– Я всех своих пациентов учу смотреть на жизнь как на стакан, который наполовину полон, – шутит наша собеседница. – Не нужно нагнетать негативные мысли. Позитивное мышление требует тренировки, но эти усилия дают результат. Начать можно с того, чтобы перестать напряженно следить за новостями. Не всё, что несут СМИ, хорошо для психики. Пока нам не стали рассказывать о расстрелах в школах в Америке, у нас никому в голову не приходило творить такое, а сейчас посмотрите, что происходит! Люди также недооценивают влияние сна на стрессоустойчивость организма, в том числе и к болезням.

Правильный режим сна – это непрерывный 7-8-часовой сон. И ложиться спать надо не позже 12 часов ночи, чтобы сработали все фазы сна, которые являются целой биологической лабораторией по восстановлению организма. Здоровое бодрствование – это день, в котором есть место физическим нагрузкам, и лучше, если это будут такие кардионагрузки, как ходьба. Это банальные вещи, но они работают лучше любых новомодных методик ЗОЖ.

И напоследок я еще раз хочу подчеркнуть: ничто не является лучшей профилактикой COVID-19 и постковидного синдрома, чем вакцинация, это самое надежное и действенное средство. И каждый из нас по возможности должен внести свою лепту. А для этого необходимо, чтобы вакицинировалось 80% населения. Только так мы защитим себя и окружающих!

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» от 11 октября 2021 года.