Тольятти: об эстетическом внешнем облике

Новости Тольятти augustnews.ru

С начала 2015 года заместитель мэра г. о. Тольятти — глава Центрального района Артем Гончаров начал активную работу по формированию более эстетичного внешнего облика района. Артем Гончаров нацелен на то, чтобы с территории были убраны разнообразные тонары и ларьки, в которых торговая деятельность ведется без разрешительной документации. В частности, основное внимание уделяется налаживанию порядка в сфере торговли продуктами питания, например т.н. шаурмой. О том, какие имеются сложности, а также какие успехи уже достигнуты в ходе этого процесса, Артем Гончаров рассказал в интервью.

– Артем Валерьевич, какие цели вы преследуете, начав процесс закрытия нестационарных объектов торговли и иной деятельности?

– На территории Центрального района Тольятти находится достаточно много разных неприглядных ларьков, которые функционируют еще с 90-х годов прошлого века. Эти объекты, как я считаю, очень сильно портят облик города, делают его, если так можно выразиться, потертым. Если не сказать жестче. Кроме того, я не понимаю, как в таких ларьках можно соблюдать санитарные нормы, которые прописаны для общественного питания. Ну как в будке 2 на 2 м можно разместить туалет и умывальник? А они должны быть, потому что человек, который готовит пищу, должен иметь возможность в любой момент помыть руки, я уже не говорю про отправление естественных нужд человеческого организма.

При этом я хочу, чтобы меня правильно понимали. Я не против общепита и не против такого блюда, как шаурма. Равно как и любой другой еды. Я лишь выступаю за то, чтобы процесс приготовления пищи и ее продажи носил цивилизованный характер. Ведь есть же примеры, когда сооружаются стационарные капитальные павильоны, например, на тех же остановках общественного транспорта, которые оборудованы и туалетами, и умывальниками. К таким заведениям вопросов нет. Они и облик города не портят, и питаться в них можно культурно и не боясь за последствия.

А эти «вагончики» — это пережиток прошлого. Причем во многих городах с этим явлением борьба уже давно начата. Как пример можно назвать Москву. Мэр Сергей Собянин распорядился полностью убрать подобного рода ларьки, и город стал выглядеть заметно лучше — чище и опрятнее. А мы вынуждены мириться с этими некрасивыми сооружениями. Почему? Оказывается, большая часть договоров на аренду земли у предпринимателей заключена с Росимуществом, т.е. земля принадлежит Российской Федерации. 90% подобных мелких ларьков стоят на такой земле, и мы с точки зрения муниципального земельного контроля к ним даже и подойти не можем.

К примеру, в Центральном парке функционируют цветочные ларьки и только один из них находится там на законных основаниях, причем на земле РФ. Мы планируем полностью перенести этот цветочный «развал» на площадку у Дворца культуры «Тольятти» и предложить предпринимателям гораздо более современные и эстетичные с точки зрения внешнего вида павильоны. Однако один павильон, о котором я говорил выше, похоже, все равно останется в Центральном парке, пока используемый под ним земельный участок не передадут в муниципалитет. Задаем вопросы предпринимателям, а они нам говорят: все вопросы — к Росимуществу. Хотя имеется надежда, что с вступлением в силу в марте 2015 г. новой редакции Земельного кодекса эти участки передадут в муниципальную собственность, и мы сможем влиять на договор по аренде городской территории. При этом работа по передаче земли из Росимущества в город — это то дело, качество выполнения которого будет ощущаться долгое время.

Как, например, до сих пор пожинаем плоды межевания земли под многоквартирными домами, когда есть территории, размежеванные буквально по отмостке. Такое межевание привело к тому, что, по сути, у домов юридически не осталось придомовой территории. Т.е. в ее состав не вошли дорожки от подъездов к тротуару и управляющие компании оказались не обязаны де-юре их убирать от снега, мусора и т. д. Не маразм ли? А заново межевать теперь возможно только за счет жителей. Но кому охота платить за чужие ошибки? Поэтому работа по приему-передаче земельных участков от Росимущества в муниципальную собственность носит стратегически важный характер и о важности решения этой задачи высказывались как губернатор Самарской обл. Николай Иванович Меркушкин, так и президент России Владимир Владимирович Путин. Думаю, все заинтересованы в том, чтобы эта работа была проведена качественно и в кратчайший срок.

Также я считаю, что более плотно с этими ларьками, особенно с теми, где торгуют едой, должен работать Роспотребнадзор. Каждый из ларьков должен быть проверен на предмет соблюдения санитарных норм. В результате такой комплексной работы с участием муниципальных и государственных структур мы постепенно делаем Тольятти более привлекательным и комфортным для жизни людей. Также наша цель — достичь максимального соблюдения действующего законодательства при деятельности подобных ларьков.

– Получается, проблему следует рассматривать шире. Это и правильное использование земельных ресурсов, и контроль над санитарными условиями, и забота об общем облике города и благоустройстве?

– Я бы сказал, что главная моя идея — создать красивый, эстетический вид Центрального р-на, поскольку я глава именно этого района. Но подобная работа должна быть сделана и в других районах. Ведь Тольятти — это самый крупный в России город, не являющийся областным центром. И это не дело, что в таком городе мы до сих пор встречаем на улицах какие-то потертые, грязные, некрасивые ларьки. Причем часто подобные сооружения уже и вовсе не работают. К примеру, на ул. Жилина напротив ЗАГСа уже около двух лет стоит закрытый ларек с разбитыми стеклами. Какой вид он создает нашему городу? Причем подобные конструкции занимают место, которое можно было использовать с пользой. К примеру, под парковки, тротуары и т.д. Сейчас же получается, что удобства от таких сооружений — ноль, а неудобства они причиняют существенные.

– Если вспомнить, то ларьки и тонары в массе своей появились в то время, когда департамент потребительского рынка мэрии Тольятти возглавлял Хетаг Тагаев. Т.е. несколько лет назад в муниципалитете было другое видение ситуации?

– Как показывает практика, в свое время было выдано много разрешений и обещаний тем, кто до сих пор ведет деятельность без соответствующих документов. Те же «цветочники» на наши вопросы относительно оснований их нахождения на территории Центрального парка отвечали нам примерно следующее: нам Тагаев разрешил. Но разрешительных бумаг от департамента потребительского рынка торговцы не имели. Поэтому и был поднят вопрос наведения порядка в сфере нестационарной торговли.

– Но не все жители Тольятти -высокие ценители городской архитектуры. Многие предпочитают дешевую еду и возможность что-то приобрести в непосредственной близости от дома. Т.е. вряд ли инициатива по сносу ларьков была поддержана всеми. Наверняка была и негативная реакция?

– Действительно, нашлись и те, кто выступил против моей инициативы. Когда я первый раз высказался на этот счет, я попросил провести опрос на предмет того, какую реакцию произвели мои слова. Опрос проводили в социальных сетях, и, наверное, остались сомнения по качеству репрезентативности. Скорее всего, в большей степени отвечали молодые люди, студенты, т.е. те, кто не живет рядом с подобными ларьками, зато питается там. Поэтому две трети респондентов высказались против моей инициативы, соответственно, одна треть — за.

Если бы речь шла только об облике города, можно было бы согласиться с результатами этого опроса. Но поскольку питание в подобных ларьках несет определенную опасность для самих жителей, думаю, мы на положительном результате своей работы в этом направлении должны убедить сомневающихся в полезности подобных мероприятий. Тем более что в нашем городе уже были случаи, когда в шаурме, которую продавали в ларьке у торгового центра «Русь на Волге», нашли, я деликатно выражусь, одну из жидкостей, образующихся в человеческом организме. Об этом случае даже показывали репортажи на федеральных телеканалах. И что? Этот ларек до сих пор работает.

– Насколько может быть эффективным взаимодействие с Роспотребнадзором по линии контроля за санитарными условиями в заведениях общепита?

– Теоретически именно при взаимодействии с этой надзорной инстанцией мы могли бы быстро навести порядок в этой сфере. Но на практике, к сожалению, пока достичь желаемого результата не получается. В силу разных причин. При этом я уже дважды обращался с официальными письмами в тольяттинский отдел Роспотребнадзора с просьбой провести проверки ларьков, торгующих едой. В первый раз мое письмо было отправлено еще в то время, когда действовали законодательные требования о необходимости получить согласование в прокуратуре для проведения тех или иных внеплановых проверочных действий. При этом в письме я указал конкретные адреса, где, по моему мнению, реализация пищи идет в антисанитарных условиях. Может быть, Роспотребнадзор не смог убедить прокуратуру? По крайней мере, в ответе из Роспотребнадзора было указано, что мною не были указаны конкретные нарушения в том или ином ларьке. Поэтому пока проверок по поводу санитарного состояния, насколько я владею информацией, не было.

Но с началом 2015 г. ситуация несколько изменилась. В этом году вступил в силу закон, который дает возможность Роспотребнадзору проводить внеплановые проверки без согласования с прокуратурой. С учетом этого я отправил еще одно письмо, в котором еще раз указал о санитарных нормах, которые, по моему мнению, были нарушены во всех ларьках. Думаю, повторного обращения в условиях изменившегося законодательства будет достаточно для проведения проверочных действий и выявления нарушителей.

Так или иначе, но я надеюсь, что в течение года мы общими усилиями сможем полностью убрать с территории Центрального р-на все незаконные объекты, а также ларьки и тонары, портящие облик города. Планирую подключить к этой работе общественные организации, тот же общественный совет Центрального р-на. Думаю, всем месте нам удастся сделать Тольятти более привлекательным и комфортным для жизни.

областной аналитический еженедельник «Хронограф»