Тольятти не готов: Строительство дороги через лес

Есть в Тольятти традиция — раз в 5-7 лет обсуждать дорогу через лес между Автозаводским и Центральным районами. Тема эта будоражит уже не одно поколение горожан и разделяет их на два лагеря сторонников и противников дороги. Не удивительно, что как только речь зашла о необходимости достойной явки на будущих выборах президента, лучший вопрос для еще одного голосования представить было сложно.

В городе есть и более важные проблемы, с которыми тольяттинцы встречаются ежедневно, но они требуют незамедлительного решения, тогда как итог референдума по дороге можно принять и отложить до лучших времен. К примеру, когда город сможет получить средства для строительства такого шоссе.

Сторонники дороги старательно обходят стороной финансовый вопрос, а кроме того, никто не может точно сказать, какой эта дорога должны быть — проекта строительства просто не существует. Вот и получается, что даже те тольяттинцы, которые готовы проголосовать за новое лесное шоссе, не совсем понимают что за трасса в таком случае проляжет между районами. Противники дороги напротив уже сейчас имеют целый багаж доводов о том, почему в Тольятти нельзя строить такую трассу. Об особенностях и опасениях, связанных со строительством лесного шоссе, мы поговорили с известным активистом и общественником Владимиром Волгой.

горожане решают 2018 Владимир Волга

Владимир Волга

Дорога в лесу нарушит закон

Прямо сейчас лесное законодательство просто не позволит построить между двумя районами эту дорогу. В том числе и поэтому все идеи и проекты, которые предлагались ранее, откладывались в долгий ящик, говорит Владимир Волга.

«Сейчас наш лес имеет статус городского, — объясняет он. — И в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса, строительство любых капитальных объектов на этой территории запрещено, кроме возведения гидротехнических сооружений. Уже на основании этого можно эту тему закрыть».

Четырехполосная дорога от Ленинского проспекта до улицы Баныкина протяженностью 5,9 км и шириной проезжей части 15 м, которую пока называют самым явным вариантом для строительства, должна пройти по территории памятника природы «Ставропольский сосняк» и «Тольяттинского лесничества», захватив молодые зеленые деревца, которые посадили горожане.

«В случае, если дорогу все же одобрят, есть только один вариант — с выведением части леса из лесного фонда, — говорит Владимир Волга. — Но по лесному закону, та часть леса, которая выводится из лесного фонда, где-то должна быть компенсирована. А у нас нет территорий для посадки новых лесов в черте города».

Это же ранее подтвердила начальник отдела городского лесного хозяйства Светлана Брыкина, по сведениям специалистов отдела, таких участков просто нет. А меж тем, новая магистраль потребует высвобождения более 22 га лесной зоны.

Еще одним препятствием на пути новой дороги являются водозаборы в лесу.

«В защитной зоне водозаборов строительство вообще запрещено. Это выхлопы, это тяжелые металлы, все это пойдет в почву, в конце концов дойдет до грунтовых вод», — отмечает активист.

На запрос в городской администрации отметили, что для решения этой проблемы возможен перенос скважин водозабора, попадающих в зону проектирования дороги. Однако это означает, что появится еще одна статья расходов, которая увеличит и без того высокую стоимость дороги, которая, по предварительным подсчетам, может обойтись в 2,5 млрд рублей.

Тем не менее, часть тольяттинцев уверена, ни законодательные ни экологические барьеры не помешают построить дорогу, если она действительно стоит в планах. И с этим связано главное опасение противников дороги через лес.

вывоз леса срубленного

Застройка убьет лес

При обсуждении дороги ее сторонники предлагают сделать магистраль скоростной, без съездов, возможно, даже огородив защитным барьером (что, кстати, еще больше увеличит стоимость строительства). По замыслу, граждане будут быстро (на скорости до 100 км/ч) проезжать по магистрали, не заезжая в сам лес.

«Кем и как будет это контролироваться? — задается вопросом Владимир Волга. — Вот у нас есть шоссе от Комсомольского района до Портпоселка, там тоже в принципе съезд запрещен, но люди останавливаются, заезжают в лес. Ездят по дорогам, которые предназначены для пожарной охраны, для обслуживания водозаборов. Дорога вся замусоренная, каждый сезон с нее вывозят горы мусора, а в 2010 году вдоль нее также были пожары, там много леса сгорело. Случайно брошенный окурок — уже риск».

Еще более важной проблемой является возможное строительство жилья вдоль дороги. В том, что такое строительство не начнется спустя некоторое время, не уверен никто. Экологи и общественники каждый раз напоминают об этой проблеме при обсуждениях в стенах горадминистрации и думы. Однако ответа не получают.

«Никто никаких гарантий, что там не начнется застройка, дать не может. Сейчас нам пообещают, но через 3-5 лет законодательство можно изменить. Добьются изменений и начнут застройку, — считает Волга. — А однозначное мнение специалистов-экологов по поводу дороги через лес – строительство дороги приведет к тому, что лес, разбитый на две части, начнет потихонечку умирать, мы потеряем уникальный сосновый бор, который сейчас всеобщими усилиями восстанавливаем».

лес города Тольятти

Для дороги не существует проектов

Проектная документация на строительство дороги через лес отсутствует — это официальный ответ, полученный нами из горадминистрации.

Проработкой детальных проектов такой дороги никто не занимался, сообщил ранее руководитель департамента дорожного хозяйства администрации г.о. Тольятти Павел Баннов.

Можно понять с чем это связано. Ранее тольяттинцы неоднократно высказывали свой протест по поводу строительства такой дороги. В начале двухтысячных предполагалось появление шоссе от улицы Мира до Ленинского проспекта, но оно проходило через водозабор и уже на первоначальных слушаниях горожане не поддержали проект, а кроме того он получил отказ по экологическим требованиям, вспоминает Владимир Волга и рассказывает, что сейчас среди возможных проектов фигурирует три варианта дороги:

«При первом варианте от улицы Мира до Ленинского проспекта снова появляется защитная зона водозаборов, где строительство запрещено. Второй вариант предполагался от улицы Баныкина до Ленинского. Но тут при выезде из Центрального района эта дорога попадает в особоохраняемую природную зону «Ставропольский сосняк». Третий вариант — от Баныкина до улицы Спортивной. Тут уже в двух местах мы попадаем в особо охраняемую природную зону. И этот проект проходит по территориям, где посажены молодые деревца. Я специально накладывал карту этой предполагаемой дороги на карту лесопосадок и она действительно проходит по этой территории».

Сторонники дороги указывают на то, что еще полвека назад в генплане Тольятти была проведена дорога через лесной массив от Ленинского проспекта до улицы Баныкина. При этом, далеко не все сейчас знают, что на этом месте планировалось строительство скоростного трамвайного пути, а не автомобильного шоссе. Там действовал бы лишь общественный транспорт для людей, которые едут из Центрального района работать на ВАЗ. И все равно из-за большой экологической опасности и финансовых затрат от этой идеи в Советском союзе было решено отказаться.

горожане решают дорога через лес

Третий раунд дебатов по вопросу строительства дороги через лес Тольятти: «ЗА» выступает руководитель Центра гражданской безопасности А. Дербенев. Позицию «ПРОТИВ» отстаивает президент Тольяттинской торгово-промышленной палаты В. Шамрай.

Для дороги нет финансирования

«Никто не говорит, где взять денег на эту дорогу. Даже те, кто ее отстаивает, — отмечает Владимир Волга. — Яркие представители, которые сейчас принимают участие в дебатах, так и не назвали источники финансирования. А суммы озвучиваются очень серьезные – 2,5-3 млрд рублей. Сделали расчет, сразу эти деньги не выделят, они будут поступать частями, что может растянуть строительство дороги чуть ли не на пять лет».

На одном из совещаний почетный гражданин Тольятти Виталий Гройсман высказал предположение, что частично вернуть затраты на строительство дороги поможет введение платы за проезд по ней. В таком случае в проект можно пригласить частных инвесторов. Но готовы ли тольяттинцы пользоваться такой дорогой?

«С начале 2000-х обсуждается вопрос платной дороги. Не так давно в соцсетях проводился опрос, результаты которого показали, что люди, может быть, готовы платить 10 рублей за проезд по дороге, но не готовы платить 40 рублей. 10 рублей… по нынешним ценам, я не думаю, что стоимость проезда по ней будет такой, скорее всего, проезд будет гораздо дороже, — считает Владимир Волга. — Следовательно, если построить дорогу, по ней будут ездить единицы, и это не сможет значительно снизить напряженность на других магистралях, как утверждают сторонники дороги».

К слову, для решения проблем с пробками на дорогах Тольятти существуют и другие варианты, к которым мы еще вернемся. Кроме того, и сама проблема заторов в городе может быть несколько преувеличена, что подтверждают в ГИБДД. На данный момент остается понимание — Тольятти просто не готов к строительству новой лесной дороги через лес.

тольяттинский лес дорога

Читайте также: Тольяттинцы стали свидетелями спора

Василий Горемыкин

диалог спор тк парк-хаус
Оригинал статьи опубликован на информационном портале «Агентство Новостей Тольятти» («АНТ»), Свидетельство о регистрации: Эл №77-4560 от 17.05.2001