Тольятти: наши дети гораздо лучше, чем мы

Новости Тольятти augustnews.ru

Режиссер Дмитрий Марфин рассказал, как в Тольятти удалось поставить мюзикл мирового уровня.

В начале июня в стенах Тольяттинской филармонии состоялась премьера мюзикла «Том Сойер и его друзья» по мотивам рассказов Марка Твена. Все роли в нем исполнили дети. Мы встретились с режиссером-постановщиком мюзикла Дмитрием Марфиным, который нашел и вывел в «звезды» новое поколение тольяттинцев.

— Дмитрий расскажите, как родился проект «Том Сойер и его друзья?»

— Спектакль задумала поставить директор филармонии Лидия Валентиновна Семенова. Она сама нашла все ноты. Но это не все. Мало найти ноты и музыку, нужно еще отыскать клавир. Клавир — это переложение партитур оркестровых или вокально-оркестровых произведений (симфоний, концертов, опер, ораторий и т. д.) для одного фортепиано или для фортепианного сопровождения вокальных партий). Лидия Валентиновна нашла его в Музыкальном театре юного актера в Москве, а я с удовольствием взялся за работу.

— Сложно было найти подходящих людей для спектакля?

— Нет! Дети сами изъявляли желание играть, пришли на кастинг. А за три месяца я увидел, кто как работает. Это на самом деле очень просто выявить. Самое главное, что в наших руках появились настоящие таланты. Я не побоюсь сказать, что наши дети гораздо лучше, чем мы. В нашей голове есть система стереотипов, которые держат нас в рамках, которые нам нередко навязывают, а у детей ее нет, так же, как у Тома Сойера. Что касается спектакля, то ко мне поступил весь материал полностью: двухактный, огромный, который длится сто минут. Ни один ребенок этого не выдержал бы. Поэтому мне пришлось с большим сожалением этот материал корректировать. По сути, мне пришлось писать новый сценарий. Общими усилиями, вместе с детьми и педагогами по вокалу мы его сократили. Сейчас же двадцать первый век — скорости и общение совсем другие. Премьера была 3 июня, мюзикл шел с аншлагом 4 дня подряд. Потом мы снова его отыграли уже 31августа и 1 сентября в День знаний. За время летних каникул дети не потеряли свой опыт, и где бы они ни пели, везде у них был успех.

— По какому принципу вы выбирали героев мюзикла?

— Два месяца от начала подготовки мюзикла никто из детей не знал, кто какую роль получит, но они отлично знали все роли: все девочки знали роль Бекки, все мальчики знали роль Тома Сойера. После двухмесячного обучения мы сообщили, кто кого будет играть. У нас все дети одаренные и вообще все дети одаренные просто потому, что они дети!

— Этот мюзикл проходил в нескольких городах России: Новосибирске, Вологде, Екатеринбурге и Москве — и везде под фонограмму. В Тольяттинской филармонии джаз-оркестр играл в живом исполнении. Это было впервые? С какими сложностями вы столкнулись, когда ставили подобный эксперимент?

— Кто бы знал, какая это была пытка для меня! Джазовые музыканты очень скептически относятся ко всем, кто вливается к ним в коллектив, если вы не музыкант, конечно. Когда им сказали, что с ними будут дети, то они это восприняли очень серьезно. Но потом дети смогли работать вместе с музыкантами, потому что эти дети — профессионалы! Проникновенность игры детей повлияла на музыкантов, и они изменили свое восприятие.

— Как вам удавалось поддерживать дисциплину в столь юном творческом коллективе?

— Мне в моей работе помогает армейский опыт. Все самые важные устои армии я пытаюсь соблюдать: сильнее всего я принимаю закон и чувство справедливости!

— И каким образом это выражается?

— Конечно же, в том, что если виноват один, то отвечают все.

— Какая идея для вас наиболее важна в мюзикле?

— В первую очередь философская идея образа Тома Сойера — это свобода и культура. Ты можешь быть не так хорошо начитан и образован, но если ты культурный, если ты уступаешь место женщине и целуешь ей руку, то ты просто не можешь быть плохим. Я 10 лет прожил в Санкт-Петербурге — городе по-настоящему культурном! Это то, что надо развивать в Тольятти.

— «Том Сойер» — не единственный мюзикл, идущий в городе, насколько нам известно.

— Да! Удивительно то, что в одно и то же время в Тольятти поставили 3 мюзикла: театр «Дилижанс» — «Волшебника Изумрудного города», ДК «Тольятти» — «Русалочку», а мы — «Тома Сойера и его друзей». И это здорово. Для всех них проводили кастинги. Свобода заключается еще и в том, что не было ограничений. Мы не ставили рамок, любой ребенок мог прийти на кастинг и сыграть в мюзикле. Было бы желание. Еще одна из идей — чтобы взрослые хотя бы на час почувствовали себя детьми. Мне очень приятно, что приходят дети посмотреть мюзикл, но когда я вижу, что со взрослыми происходит такая удивительная перемена — вот это вкусно и сладко!

Сверхзадача этого мюзикла, конечно, чтобы у нас в городе наконец-то построили хотя бы один профессиональный театр. Ведь в Тольятти все театры работают либо в Домах культуры, либо в бывших кинотеатрах. Живой звук и ощущение картинки — это 100% впечатлений. Если смотреть спектакль на видео — это ущербное восприятие того, что есть на самом деле. Вот почему для меня театр стоит на более высоком месте, чем кино. Я 4 года проработал в кинокомпании, имею опыт. В кино все смонтированное, а в театре весь процесс живой.

— Вы ожидали, что будет такой успех?

— Никто не ожидал. Признаюсь, у меня была мечта, чтобы на наши тольяттинские спектакли была очередь в кассу. И моя мечта не то что воплотилась, она превзошла мои ожидания во много раз, когда я увидел, что перед филармонией стоит женщина, которая спрашивает: «Есть лишний билетик?». В этот момент я думал, что разрыдаюсь от радости! Я служу 25 лет в театре, но такого в Тольятти не видел. Это действительно мирового уровня мюзикл. Ведь мог бы получиться вариант спектакля, который ставят в каждом детском саду, а здесь темп и ритм на высшем уровне, дети поют джаз, поют на несколько голосов, нет ни одной неосмысленной паузы, и все моменты отработаны. Даже когда дети существовали в драматических сценах без музыки, я просил их чувствовать свой внутренний ритм.

Все артисты, принимающие участие в мюзикле «Том сойер и его друзья», сегодня продолжают работать в новых проектах режиссера Дмитрия Марфина. Горожане увидят маленьких артистов в «Приключениях Вовки в Джазовом царстве», «Серебряном копытце» и в других программах. А пока узнали от новых тольяттинских «звездочек», каково это — реализовать столь серьезный «взрослый» проект.

— Мы с папой как-то ехали из Самары и услышали по радио, как Дмитрий Николаевич говорит, что в филармонии будет проходить кастинг, — говорит Саша Казначеев, исполнитель роли Тома Соейера. — Я захотел поучаствовать. Мы пришли в филармонию и узнали всю информацию: какие надо петь песни. И еще я выучил стихотворение для кастинга. Как помню, был 55-м в списке. Когда настала моя очередь, очень заволновался и обрадовался, а потом на электронную почту мне пришел список, в котором я присутствовал как участник. Я обрадовался и пришел 11 марта на репетицию. С этого момента я стал более счастливым человеком, чем я есть на самом деле.

— А я не знал, что проводятся кастинги, потому что участвовал в мюзикле «Волшебник Изумрудного города», — продолжает Данил Непомнящий, исполнитель роли Гекльберри Финна. — Мой друг в соцсети Арина отправила мне сообщение о проведении кастинга на мюзикл «Том Сойер». Я, конечно же, согласился поучаствовать и очень обрадовался, когда меня приняли!

— Это не первая моя роль, потому что я уже играла в мюзикле «В гостях у сказки» в филармонии, — говорит любимица публики. Дмитрию Марфину понравилось, как я выступа, — и он меня пригласил принять участие в «Томе Сойере». Тут я познакомилась с очень хорошими ребятами, которые стали для меня теперь настоящими друзьями.

— Я участвую в мюзикле уже второй раз, — рассказал. Первый раз я играл Страшилу в мюзикле «Волшебник Изумрудного города» в «Дилижансе». У нас с Данилом одинаковое лицо, и мы часто выступали в одном составе. Только вот в Томе Сойере разделились на двое в одной роли.

Артисты также рассказали о том, как познакомились со звездой джаза американцем Элвином Джонсом, который оставил «росписи» у них на руках», послушал их пение и остался доволен. И с большим удовольствием вспомнили своих взрослых коллег, которые помогали им осуществить задуманное: Светлану Владимировну Терентьеву, Наталью Александровну Селяткину, Валерия Мурзова, Алексея Дмитрова, Гришу Ляндреса и, конечно, Дмитрия Марфина…

Алексей Афонченко, газета «Площадь Свободы»

Фото: «Площадь Свободы»