Тольятти на распродажу

объявление о продаже сталы "Ладья"

Тольяттинцы, привыкшие к тому, что рыночный сайт предлагает обычно продать-купить буквально все (от подгузников до кошачьего корма), неожиданно прочитали о том, что кто-то пытается продать то, что не продается: память, историю, символ – взмывающую к небесам стелу «Ладья», которая не одно десятилетие украшает транспортное кольцо на пересечении Южного шоссе и улицы Борковской.

Без нее давно нельзя, нет, просто невозможно представить ни Автозаводский район, ни город. Тольяттинцы перечитывали и пересказывали новость друзьям, возмущались, что «продавец» буквально в копейки оценил то, что десятки лет красиво и гордо тиражируется в туристических, краеведческих и ВАЗовских буклетах; что стало символом города автостроителей; что заводчане, и не только, каждое утро видят по пути на работу. Компания «РТ-Капитал» оценила выставленный ею «товар» в парадоксальные 56400 рублей. Уцененка, да и только!

При этом продавцом оказались свои. В смысле официального родства «свои»: сегодня собственник стелы «Ладья» – ОАО «АВТ». Это подразделение государственной корпорации «Ростех», которая совладеет автомобильным заводом вместе с Renault. Когда-то бывший «АвтоВАЗтранс», а до этого – транспортное управление ВАЗа. Объект торговли, расположенный на кольцевой развязке Южного шоссе и улицы Борковской, в объявлении обозначили как «металлический», про стаж символа города указали привычное в частной торговле: «Б/У».

На расстоянии

Однажды сказано: «Большое видится на расстоянии». Сергей Александрович Есенин бесспорно прав: и мы уж точно не пытаемся свести «расстояния» к метрическим единицам. Хотя и они тоже имеют отношение к предмету разговора. Ведь и художник, и архитектор учитывали «рост» стелы так, чтобы ее образ был виден автомобилисту или пассажиру автобуса и с Автозаводского шоссе, и с улицы Юбилейной, а фоном для нее было бы заводоуправление Волжского автомобильного.

Все так и было. Но если бы имело значение только это, ветераны ВАЗа не подняли бы такую высокую волну возмущения, отстаивая «Ладью» в интернете и всюду, где только смогли. Первыми это сделали вечный двигатель правды Юрий Целиков и ныне питерец, сердцем живущий в Тольятти, Леонид Пахута.

32 метра славы

Как родилась «Ладья»? Какие времена вписали ее в образ нашего города? «Площадь СВОБОДЫ» попросила Тольяттинский краеведческий музей помочь ответить на эти вопросы. И музейщики откликнулись. Правда, без точного указания даты: «Открытие монумента состоялось в период с 1979-1980 гг. (точные сведения не установлены). В статье Бориса Мержанова «Новый город: содружество архитектора и художника» стела указана как декоративная скульптура с названием «Челн».

Вот выдержка из цитируемой специалистами музея статьи: «…стела представляет собой вертикаль со скульптурным изображением «челна» – символа Волжских автомобилестроителей (скульпторы – А. Зеленский, С. Рабинович, архитекторы Б. Рубаненко и Б. Мержанов). Этот своеобразный памятный знак высотой в 32 метра установлен в настоящее время на Восточном кольце – Круглой площади, являющейся развязкой скоростных автомагистралей, ведущих в новую и старую части города Тольятти, на автозавод и к железнодорожному вокзалу. Титановая вертикаль, фиксируя центр круглой площади, читается лишь с быстро идущего автомобиля, и поэтому главная задача авторов заключалась в верном нахождении ее масштаба и легкой узнаваемости скульптурного изображения челна с различных точек обзора».

Спасибо музею. Доскажем сегодня, что стократ важнее географии расположения стелы на карте города и, к примеру, материалов, из которых она была изготовлена, конечно же, знаковость ее открытия. Ведь стела посвящалась окончанию строительства автогиганта – всесоюзной комсомольской стройки. Значит, людям, которые приехали Тольятти со всех уголков СССР. И построили завод, которым каждый из них имел и имеет право и поводы гордиться.

И в шутку, и всерьез

Точной даты возникновения идеи установки стелы пока не определил даже наш Кузьмич (Юрий Целиков. – Прим. ред.): «…Знаю только, что идея возникла в конце 70-х годов прошлого столетия в недрах Управления главного архитектора ВАЗа Наума Яковлевича Штриха. Оригинальный проект был поддержан академиком Рубаненко, который курировал строительство завода и Нового города. Штрих как один из руководителей строительной дирекции в короткий срок обеспечил воплощение этого проекта в жизнь. Он вместе с начальником отдела Екатериной Зусмановской участвовал в разработке чертежей, подбирал подрядчиков, лично контролировал сооружение фундамента и вел строительство этого культового знака города и завода».

– Друзья Наума Штриха позднее даже произвели на свет шутливую картинку – подарок Науму Яковлевичу, – продолжает свой рассказ Юрий Кузьмич Целиков. – На ней – стела в виде буквы «Я», а наверху – шаржированный портрет Наума Штриха. Помню, я даже эпиграмму на Штриха написал: «Я – памятник себе!!! – сказал один придворный. Спросите у Штриха, что это не туфта. Тот памятник его. И точно рукотворный, но ниже всем известного столпа…». Если серьезно, то высота этого «памятника» около 35 метров. К этому символическому знаку привыкли быстро и стали использовать его изображение на многих картинках про наш город. Высотная башня заводоуправления с вазовской ладьей на крыше – тоже своеобразный памятник его делам на ВАЗе. Он внес большой вклад и в сооружение Спасо-Преображенского собора в Новом городе. Об этом тоже надо помнить.

Непродажная «Ладья»

Оказывается, дату установки стелы продавец определенно знает: «Монумент был открыт в 1975 году…» – указано в информации о выставленном лоте на сайте «РТ-Капитал». И помнит, что автор стелы – заслуженный художник СССР Юрий Боско. А вот то, что бывают вещи и люди, которые не продаются, наверное, нет.

– Когда появилась информация о том, что стела с «Ладьей» выставлена на продажу, то сразу вспомнил Высоцкого: «Если правда оно, ну хотя бы на треть, остается одно: только лечь помереть…, – признается Юрий Целиков. – Оказалось, что эта глупость – правда. Все ветеранское сообщество завода и города возмутилось.

«Юридическая формулировка продажи «Ладьи» хитра и точна, морально – оскорбительна, – говорит Леонид Пахута. – Что сделают с «непрофильным» объектом новые «рачительные» хозяева? Ежу понятно. Да разве так поступают патриоты со знаменем разбитого героического полка?!»

Когда ветеран завода (в прошлом – директор производства пресс-форм и штампов ОАО «АВТОВАЗ», а ныне – генеральный директор ООО «Подъем», выпускающего самые современные инвалидные коляски и подъемники) Сергей Перевезенцев узнал от нас о продаже «Ладьи», он не просто возмутился фактом торговли и сказал, что «это недопустимо, ведь символ завода, Автозаводского района продать просто невозможно, допустить этого нельзя», но и сразу без размышлений принял решение:

«Я могу выкупить этот памятник для города». Потом горько вспомнил о том, что несколько лет назад примерно из того же района, напротив АВТОВАЗтехобслужиания, на улице Юбилейной исчез указатель. На нем была указана дата укладки первого блока при строительстве Автозаводского района: «Я, честно говоря, не сразу это заметил. Кто это сделал? Почему? Я не понимаю. А тут опять кто-то затевает продажу?»

«Куда катимся? Что с городом происходит?! – кричат социальные сети. – И нескольких лет не прошло, как чудом уцелели монументальные декоративно-скульптурные композиции «История транспорта» (паровоз, колесный пароход, воздушный шар) на ул. Революционной… Ну что, народ, может, шапку по кругу пустим?»

«Надо скинуться, готов поучаствовать, – пишут горожане в откликах на пост Юрия Целикова о продаже. – Один из самых красивых символов города надо спасать и реставрировать». «…Какое-то безумство! Трудно в это поверить», «…Очень хороший повод проверить на вшивость уровень мышления современных менеджеров АВТОВАЗа. Вспоминаю символический подарок от Карлоса Гона (помните такого командира от «РЕНО») во время одного из его визитов в город. Его подарок Тольятти меня и удивил, и поразил своим символизмом. Это был…реанимобиль».

Впрочем, история, встряхнувшая горожан, похоже, заканчивается хорошо. Глава Тольятти Николай Ренц услышал ветеранов, да и сам возмутился продажей непродажного: он заявил, что готов за свой счет выкупить памятный монумент и уже связался с собственником стелы.

«Хорошо, что глава города Николай Ренц сразу достойно среагировал и сказал, что культовый знак Тольятти будет сохранен!» – ставит точку в этой истории Юрий Целиков.

Лично мне эта точка очень нравится.

Юлия Дроглева, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»