Слухи о том, что уничтожена вазовская научно-техническая библиотека, ходили несколько месяцев. Сначала говорили, что ее сожгли. Потом говорили, что книги просто выкинули… У цивилизованного человека плохо укладывается в голове любой из перечисленных актов вандализма. На АВТОВАЗе недоумевали, давали официальные опровержения, но их никто не слушал… Когда уже начли поступать возмущенные звонки из правительства, вазовцы пригласили в библиотеку журналистов и показали им два огромных зала, все еще полных книгами и шкафами.
Конечно же, просто так уничтожать товарно-материальные ценности никто не решится. Когда АВТОВАЗ принял решение о расформировании книгохранилища, на завод обращалась городская библиотека: «если вам не нужны книги, отдайте нам». Но руководство АВТОВАЗа распорядилось иначе: в первую очередь книги должны быть переданы в профильное учебное заведение. Восемь представителей Тольяттинского машиностроительного колледжа в течение двух недель перебирали книги, отыскивая самые нужные. Набралось около 17,5 тысяч томов и журналов. На момент подготовки публикации эти книги лежали увязанные в стопки рядом со стеллажами. И книги, и 88 стеллажей будут безвозмездно переданы колледжу. В договоре дарения свои подписи поставили президент АВТОВАЗа Бу Андерссон и директор колледжа Михаил Оборин.
Часть книг уже передана Металлургическому производству АВТОВАЗа, в одном из корпусов которого, собственно, и расположена библиотека. Часть книг зарезервировали себе специалисты разных подразделений завода; эта литература лежит в библиотеке запакованная и подписанная: фамилия, производство, телефон. Не определена судьба еще нескольких тысяч книг: преимущественно это устаревшая литература типа «Новые технологии металлообработки» за 1969 год или «Ремонт автомобилей Запорожец», «Ремонт автомобилей Москвич 412», «Магнитная звукозапись»… Эти книжки прошли уже несколько «фильтров» отбора и пока остались невостребованными. Тем не менее, в службе по персоналу АВТОВАЗа надеются, что вазовцы-книголюбы еще получат возможность поискать для себя что-то интересное.
В общем, слух не подтвердился. Ну а почему все-таки закрывают библиотеку? Ответ дают сами сотрудники – массовый читатель предпочитает Интернет.
О книгах и черном пиаре
Приказ о постепенном расформировании библиотеки был подписан еще в феврале, поэтому неудивительно, что за несколько месяцев эта тема обросла слухами. Пока АВТОВАЗ был не готов официально обнародовать, куда пойдут книги, люди пересказывали истории в духе «велели освободить помещение, а книги – в топку». Однако на момент подготовки этой публикации помещение было все еще занято книгами и шкафами.
Кульминацией слухов стала статья в «Известиях», сплошь состоящая из «свидетельств» не работающих на АВТОВАЗе людей: «я слышал, мне рассказали»… Кстати, это была уже третья публикация, базирующаяся на неподтвержденной информации и имеющая целью дискредитировать руководство АВТОВАЗа. В одной из статей автор пытался вычислить зарплату президента АВТОВАЗа. Выходило маловато, особенно в сравнении с некоторыми его предшественниками… Но ничего, автор вышел из положения: про предшественников «забыл», а цифру подтянул до желаемой. А самая интересная статья безапелляционно рассказывала, что себестоимость «Лады Гранты» составляет 55 тысяч рублей. Между тем известно, что просто тонна «черного» металла стоит на рынке около 30 тысяч рублей. А ведь его надо еще отштамповать, сварить, покрасить… А еще нужно купить комплектующие… Рентабельность мирового автопрома не выходит за 10%. Сам АВТОВАЗ ставит себе целью 6% прибыли. А тут на тебе – себестоимость автомобиля в шесть раз ниже его конечной цены. В общем, знающие люди просто посмеялись над этим сообщением. Но большинство читателей и журналистов, перепечатывающих эту «новость», тысячу раз подтвердили тезис Пауля Геббельса: «Чем чудовищней ложь, тем легче в нее поверят».
информационный портал «TLT»