Тольятти и Самару ждут изменения

Новости Тольятти augustnews.ru

В среду, 24 сентября, состоялось расширенное заседание Общественной палаты Самарской области, участие в котором принял губернатор Николай Меркушкин. В заседании также участвовали депутаты Самарской губернской думы, представители общественных палат Самары и районов области, теоретики и практики применения закона о местном самоуправлении.

Главу администрации предлагают назначать
Участники заседания рекомендовали региональному парламенту принять областной закон “О порядке избрания главы г.о. Самары”. Этот документ был внесен в губернскую думу губернатором Николаем Меркушкиным на этой неделе и предусматривает отказ от прямых выборов мэра Самары.

Законопроект также прописывает введение института сити-менеджерства. Согласно документу, глава городской администрации будет наемным работником, которого назначает специальная комиссия. В состав комиссии на паритетных началах войдут депутаты муниципального парламента, а также представители областных властей и губернатор. Главой города будет считаться спикер городской думы, он же будет выполнять представительские функции.

Регулировать смену схемы управления областным центром региону позволил федеральный закон. Напомним, 10 июня в Самарской области был принят закон, определивший аналогичный порядок формирования органов местного самоуправления муниципальных районов и городских и сельских поселений. Такая схема уже работает в пяти из десяти городских округов Самарской области: Отрадном, Октябрьске, Сызрани, Кинеле и Жигулевске. Решение по схеме формирования органов власти в остальных муниципалитетах должно быть принято до 27 ноября.

Тренд на сити-менеджеров
Представляя законопроект на заседании Общественной палаты, руководитель главного правового управления администрации губернатора Владимир Моргунов отметил, что тенденция на отказ от прямых выборов глав городов – общая как для Приволжского федерального округа, так и для России в целом. Уже в середине 2013 г. в ПФО прямые выборы глав городских округов остались только в пяти регионах из 14.

Эту тенденцию Моргунов объясняет усталостью людей от большого количества местных выборов, а также “интуитивным осознанием людьми необходимости конструктивных и партнерских взаимоотношений государства и местного самоуправления без конфликтов и противостояний”.

Большинство присутствующих сошлись во мнении, что многолетняя борьба между региональными и областными властями в Самаре действительно вредила областному центру. Одним из первых эту тему поднял зампред Общественной палаты Самарской области Вадим Чумак. Он полностью поддержал внесенный губернатором законопроект. “Все мы помним времена, когда противостояние мэра Самары и губернатора негативно влияло на развитие города”, – заявил Чумак.

Общественник считает, что упразднение прямых выборов мэра имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, глава администрации, работающий по контракту, перестанет тратить время на политические игры и займется хозяйством. Избранный депутатами и представителями областной власти, он не будет иметь обязательств перед финансово-промышленными группами.

Вадим Чумак напомнил и об экономическом эффекте, который даст отказ от проведения еще одной избирательной кампании. В заключение он остановился на возможности контролировать главу администрации, которую дает законопроект: “Одной из проблем действующей системы является сложная процедура отзыва или сокращения полномочий всенародно избранного мэра в случае, когда он не оправдывает доверия населения. В отличие от мэра, сити-менеджер работает по контракту с городской думой, который может быть прекращен в любой момент”.

Отказаться от борьбы за власть
Депутат Самарской городской думы Сергей Арсентьев, присутствовавший на заседании, также поддержал законопроект. В своем эмоциональном выступлении он тоже затронул многолетнюю проблему противостояния мэра Самары и главы региона. Арсентьев считает, что борьба между этими политиками – системная проблема, не связанная с конкретными персонами: “Так получилось, что глава Самары был политической фигурой №2 в регионе и всегда рассматривался как потенциальный претендент на губернаторское кресло”.

Он перечислил вехи противодействия самарских властей областным и наоборот. Вспомнил, как на политический ринг выходили Олег Сысуев и Константин Титов, затем Георгий Лиманский и Константин Титов, а после – Виктор Тархов и Владимир Артяков. “Было время, когда город недополучал средства, жил фактически на голодном пайке. Поэтому отмена прямых выборов мэра – это событие, которого я ждал почти 20 лет. Пока идет борьба элит, город будет лишен денежных средств”, – уверен Арсентьев.

Он добавил, что мэр-назначенец позволил бы уйти от политических баталий, что положительно сказалось бы на жизни Самары. “Городом должен управлять хозяйственник, назначенный губернатором и депутатами. И ответственность за его работу должны нести губернатор и депутаты. Глава администрации должен быть подотчетен, сменяем и работоспособен”, – считает депутат.

Член общественной палаты Самары Владимир Золотарев, наоборот, высказался в том смысле, что конфликты во властных структурах добавляют остроты, а иначе царят “болото и застой”. Еще одним противником отмены выборов в Самаре выступил депутат областного парламента Михаил Матвеев.

Он считает, что это риски для города: “Сейчас у нас хороший губернатор, и ему не страшно доверить выбирать главу Самары. А потом вдруг будет плохой?” Депутат заявил, что не собирается противостоять реформе местного самоуправления, но предложил подумать над системой сдерживающих факторов и противовесов, которые минимизируют риски при переходе на новую систему управления областным центром.

Свое мнение губернатор Николай Меркушкин высказал последним. Выступая, он рассказал, что скандалы и противоборство региональных и городских властей в Самарской области были известны далеко за пределами губернии. И вызывали у всей страны только недоумение. “Пока система власти устроена так, что столкновения неизбежны. Но это никому не на благо”, – считает он.

Глава региона признался, что “ручное” управление в муниципалитетах его тяготит. “Сегодня некоторые говорят о том, что выборы отменяются в угоду моим амбициям. Это не так, я не хочу “царствовать”, чтобы мне все подчинялись. Напротив – намного лучше будет, если появится самостоятельный, активный, творческий человек, смотря на работу которого, я буду радоваться. А если таких у власти будут тысячи – значит реформа МСУ состоялась”, – откровенно сказал Николай Меркушкин.

Кроме того, руководитель области привел статистические данные: примерно половина жителей губернии хотят отказаться от выборов мэров городов, другая половина ратует за введение института сити-менеджерства. Но при этом подавляющее большинство хочет, чтобы, так или иначе, у главы региона был спрос с мэра Самары, чтобы городского голову можно было при необходимости освободить от занимаемой должности.

Кстати, губернатор заметил, что хотел бы, чтобы в трех из четырех городов области – Чапаевске, Новокуйбышевске и Похвистнево, – где сейчас есть всенародные выборы, осталась возможность прямого избрания. “В городах, где население меньше 100 тыс. человек, где все на виду, это все же местное самоуправление”, – подчеркнул он.

Открытым остается вопрос по Тольятти. Здесь руководитель области все же склоняется к “самарскому” варианту и смене схемы управления в пользу назначения главы администрации. Отметим, что все нововведения начнут действовать только после прекращения полномочий действующих глав упомянутых городов.

В Самаре и Тольятти появятся новые районы
Николай Меркушкин также уверен, что прямые выборы главы Самары имеют мало общего с местным самоуправлением, ведь мэр по-прежнему является политической фигурой, тогда как жители далеки от решения реальных вопросов. Решить эту проблему и призвана реформа МСУ.

Ее суть – организовать во внутригородских районах органы местной власти, передать на этот “низовой” уровень часть полномочий местного значения и дать возможность формировать бюджеты. Среди вопросов местного значения однозначно будет благоустройство в широком понимании, часть вопросов ЖКХ, противопожарная безопасность, планировка территорий. Полный перечень будет определяться позднее, этот вопрос власти намерены проработать детально.

Но главное, по мнению губернатора, – что человек должен иметь возможность в любой момент дойти до чиновника, который знает всю специфику территории, имеет возможность помочь либо своими силами, либо оперативно связаться с вышестоящим уровнем власти.

Кстати, с той же целью в Самаре также предложили пересмотреть деление на районы. Руководствоваться будут тем, как исторически сложились территориальные объединения внутри города. Предполагается, что Тольятти ждет та же судьба. В качестве примера возможных новых административных единиц глава региона привел пос. Зубчаниновку, микрорайон Крутые Ключи, Безымянку в Самаре. Все эти территории должны иметь собственные администрации и советы депутатов, а также представителей в городской думе.

Член общественной палаты Виктор Полянский добавляет: администрации городов-миллионников при этом логично выделить в третий уровень государственной власти, возложив на них соответствующие полномочия. “Создание в районах самостоятельной власти соответствует нашим планам на будущее. Задачи у области и города очень серьезные, включая грядущее проведение чемпионата мира по футболу. На уровне самоуправления решать такие вопросы трудно”, – отметил он.