Современные информационные технологии позволяют в любой точке планеты ощущать пульс родного автозавода и Тольятти – места главного дела и лучших лет жизни многих из нас. Среди волжских вестей последнего времени греют хорошо организованные апрельские прогулки тысяч горожан с детьми по автозаводу, открытому для этой долгожданной встречи, и передача двухмиллионного автомобиля первой модели краеведческому музею – факт, предполагающий потепление в отношениях градообразующего предприятия и главного хранилища истории Ставрополя-Тольятти.
Обновлен, пусть и нежданно-негаданно, товарный знак «Ладья». Празднично встречена сборка 900-тысячной LADA Priora. Пресса отмечает интерес автолюбителей к новинкам LADA Vesta и LADA XRAY. Между тем интернет призывает к сбору народных средств на будущий памятник любимой народом «копейке» – ожидаемой теперь и в Тольятти, следом за Москвой, где стараниями успешного тогда дилерского центра позолоченный ВАЗ-2101 давно обжил почетный постамент.
Особые эмоции вызывает идея сооружения монумента в честь создателей Волжского автозавода. По замыслу уже знакомого тольяттинцам скульптора Рукавишникова величественный (ценою под 350 млн рублей) мемориал вознесет десяток фигур отцов-основателей автозавода над облагороженной линией фонтанов вдоль парка Победы, недостроенных в проблемные 90-е годы. Эту окультуренную территорию уже предлагают окрестить парком автостроителей, забывая, что именно так мы называли рукотворный парк вдоль набережной Автограда. Тот самый, что когда-то весело пестрел табличками с нашими фамилиями и сопротивлялся упрямым ветрам с Жигулевского водохранилища, но теперь оказался позабытым-позаброшенным потомками пионеров Волжского автозавода.
А еще недавний май принес бодрые сообщения о создании федеральной и областной властями рабочих групп «по подготовке к празднованию 50-летия выпуска первого автомобиля на ВАЗе» (согласно пресс-релизу правительства Самарской области). На организационном заседании председатель областного правительства Александр Нефедов сказал о грядущих юбилеях главного налогоплательщика губернии:
– Параллельно со строительством завода возводился новый жилой район Тольятти. Фактически тогда был построен новый крупный город с самой современной на то время инфраструктурой. Поэтому сейчас одним из важнейших направлений подготовки должно стать благоустройство и модернизация инфраструктуры города. Для привлечения федеральной финансовой поддержки необходима разработка подробного комплексного плана, по которому мы будем действовать. Наша главная задача: предусмотрев все нюансы, подготовиться и достойно отметить юбилейные даты гиганта отечественного автопрома. Тем самым мы отдадим дань уважения заслугам строителей, первых работников и первого директора ВАЗа, а также подчеркнем значимость предприятия, его большого коллектива для города, нашего региона, для всей страны.
Как славно! Впору оживиться героическому вазовскому народу. А с ним и местной власти, получающей возможность чуточку пополнить бюджетный дефицит богатого в былые дни промышленного центра, очередного мэра, которого молва окрестила «господином-нет-средств». Но присоединиться к общему ликованию земляков мне помешал обозначенный упомянутым сообщением волевой срок предоставления свежеиспеченной рабочей группой перечня юбилейных мероприятий: 1 июня… текущего года?! Ну уж! Или простая опечатка?
Что можно придумать за недельку для пяти грядущих праздничных лет, поскольку торжествовать планируется с 2016 по 2020 годы? Поневоле вздохнешь: «Не юбилейте, господа!»
При такой спешке к государственному кошельку (пара-другая экспроприированных миллиардов справедливо вернется муниципалитету) сомнителен интерес официальных оргкомитетов и рабочих групп к возможным (почему бы и нет?) инициативам виновников и главных действующих лиц золотых именин Волжского автомобильного завода, справедливо упомянутых председателем областного правительства. К данной гвардии именинников, на мой взгляд, следует обоснованно добавить и 65 тысяч недавних сотрудников АВТОВАЗа, отлученных от «Его Величества главного конвейера» московскими назначенцами. Но, скорее всего, по устойчивой управленческой практике современной России без нас, сермяжных, будут сочинены грандиозные программы благоустройства угасающего моногорода, так и не спасенного прожектами вице-премьера Шувалова. Найдутся значительные средства, из коих что-то потратится по целевому назначению задумываемого общероссийского праздника.
Весьма вероятно, под праздничную шумиху достроят православный университет у кинотеатра «Сатурн». Заботливые власти вновь озадачатся проблемной годами транспортной инфраструктурой и судьбой жилищных долгостроев. Пообещают довести до ума яхт-клуб и набережные Автограда. В очередной раз пригласят важных гостей к закладке парадного камня на месте очередного архивостребованного заводика. Праздничными баннерами оживится многоликая социальная реклама. А потом и правительственные приемы расплещутся шампанским в нужные сроки, в нужных местах. И новые награды сверкнут перед достойными, причастными и… непричастными.
Тут своим часом подоспеют соответствующие выборы, когда непременно вспомнятся и востребуются десятки тысяч здравствующих ветеранов Волжского автомобильного. Ну и ладно. Удалось бы не разрушить творческую атмосферу заслуженного всеми нами народного праздника! Да услышать бы прилюдно кремлевское «спасибо» подлинным создателям флагмана отечественного автомобилестроения. Тем, кто обеспечил массовую автомобилизацию советской страны (оценка Виктора Полякова) и сохранил автогигант в разрушительном околорыночном беспределе. Кого ранят губительное превращение АВТОВАЗа в заурядное СП по сборке иномарок и потускневшая красота стареющего, озабоченного выживанием Автограда. Кто по-прежнему верен заводской трубе и готов присоединяться к дружному тосту «За нас! За вас! За АВТОВАЗ!»
Не спешите, начальники, декларировать полную и всеобщую готовность к юбилейным здравицам. Поверьте, настоящие патриоты автозавода и города охотно ответят на призыв организаторов юбилейных мероприятий: мыслями, идеями и проектами, скромными пенсиями и привыкшими к благоустроительному труду руками. Посоветуйтесь с народом – такое простое и мудрое правило нормальной власти. Не усугубляйте «ахиллесову пяту» современного АВТОВАЗа, игнорирующего преемственность поколений и лучшие традиции дружного некогда трудового коллектива.
Сейчас услышу: чего ему неймется там, в культурном Петербурге? Постараюсь пояснить. Беспокойные – и не у меня одного – мысли о здравии лучшего российского автозавода вызваны последовательными действиями новоявленных хозяев, промелькнувших перед нами за последнее смутное десятилетие АВТОВАЗа. Начинали порученцы Рособоронэкспорта с сокращения принятой каданниковским советом директоров обстоятельной программы подготовки к 40-летию образования автозавода в Тольятти. Следом закрыли кабинет Полякова в НТЦ. Отложили в небытие задачу достройки под автомобильный музей главного здания технического музея (ныне — парковый комплекс истории техники имени Константина Сахарова). Отказались от собственности по улице Ворошилова, почти подготовленной для вселения задавленного теснотой музея АВТОВАЗа, в который так и не решился заглянуть велеречивый президент Алешин.
Отдадим должное его преемнику, пониманием и личным контролем добавившим немного воздуха заводскому музею. Молчаливый Игорь Владимирович останется в признательной памяти и своей подписью под многострадальным приказом об учреждении Дня ветерана АВТОВАЗа, приуроченного к мартовской дате рождения первого генерального директора завода. Правда, при том же Комарове, пусть и за чьей-то рядовой подписью, из недр высотки ушел поразительный по некорректности ответ акционерного общества на предложение ректора ТГУ Михаила Криштала. Полное оговорок служебное письмецо похоронило намерения бессменного образовательного партнера возобновить результативное сотрудничество по научной историографии автозавода и подготовить 3-ю всероссийскую научную конференцию «История ОАО «АВТОВАЗ»: история, проблемы, современность».
В январе 2014 года трудягу-россиянина сменил общительный Бу Андерссон. Явление заводу и городу активного борца за чистоту промплощадки, сопровождаемой оптимизацией численности персонала, странно совпало с потерей корпоративным сайтом великолепно исполненной страницы history.vaz.ru (чем теперь наш портал досадно отличается от аналогичных ресурсов FIAT, RENAULT и даже ИЖМАШа). Следом и сайт дочернего холдинга «ЛАДА-МЕДИА» столь же знаково похудел на архивный раздел, в котором прежде доступно размещались преинтересные передачи о делах и людях общего яркого прошлого. Из оргструктуры акционерного общества вывели скромный штатами отдел корпоративной культуры (понятие, запретное сегодня к упоминанию в практике заводской службы по персоналу).
Автозавод тихо попрощался с единственным своим высокопрофессиональным историком Степановым, составителем всеобъемлющего трехтомника «АВТОВАЗ. Хроника истории». Распыл и реальность исчезновения угрожают сегодня фотоархиву расформированного отдела рекламы. Туманна судьба собрания фото-, аудио- и видеоматериалов вчерашней телерадиокомпании «ВАЗ-ТВ», добросовестно переведенных специалистами на электронные носители во исполнение своевременного распоряжения президента – генерального директора Алексея Николаева. Соратники и друзья Марка Демидовцева обеспокоены безразличием начальствующих инстанций к уникальному наследию бывшего главного дизайнера ВАЗа и почетного гражданина города Тольятти.
Робкие попытки немногочисленных ветеранских организаций выйти на системный диалог с президентом-шведом топятся блистательной заводской бюрократией. Вряд ли внимательным очам Бу Андерссона было представлено скромное обращение ветерана ВАЗа и признанного российского поэта Константина Рассадина о поддержке давно собранного издания стихов заводских авторов. Но уж совсем конфузной и постыдной выглядит неготовность менеджмента высотки изыскать 40 000 рублей (только сорок тысяч!) для восстановления разрушенного временем надгробия на месте захоронения Бориса Кацмана, написавшего (по прямому поручению Виктора Полякова!) уникальную рукопись «Завод без компромиссов» – первую и самую правдивую книгу по истории молодого Волжского автозавода.
Кстати, знакомство с этим легендарным первоисточником, изданным сигнальным тиражом в 500 экземпляров, могло быть определено проверочным условием для получения высокооплачиваемого места в автозаводской иерархии, когда бы вдохновляющую вазовскую летопись однажды прочел и понял топ-менеджер Сергей Чемезов, главный над нами сегодня. Но – не читал! Вот и возникает грустное ощущение недоброй установки на искоренение всякого упоминания о достойной заводской истории.
Сомневаюсь, что губительная сия команда идет от завладевших автогигантом французов, поскольку читал об уважении Карлоса Гона и его коллег к вековой истории знаменитой автомобильной фабрики, созданной талантливым инженером Луи Рено. Самое-то печальное, что теперь и в умах молодой начальствующей поросли (дети пионеров ВАЗа?) пугающе торжествует навязываемый принцип: «Все, что было до декабря 2005 года – скверно и подлежит забвению». Чем обернется завтра подобная антикультура? Можно ли достойно служить отечественному автогиганту, его не любя и пренебрегая предшествующей историей, коллективным опытом и традициями? Увы, можно. Но итогом станет слабая корпоративная культура, гарантирующая неуспех и поражение в соперничестве с грамотно управляемыми автомобильными корпорациями. Впрочем, понимающему – достаточно.
А пока уместно задаться вопросом: кто главный адресат завтрашних юбилейных дат? Вы справедливо скажете: мы, создатели автозавода, вчерашние и сегодняшние сотрудники АВТОВАЗа. А кто тогда вправе «заказывать музыку» приближающихся наших 50-летий? И вновь кивнете уверенно: мы, поскольку основные затраты на юбилейные акции и мероприятия ожидаются из госбюджета, формируемого нами с вами, добросовестными российскими налогоплательщиками. Вот почему мы ожидаем введения в составы всевозможных юбилейных организационных комитетов авторитетных представителей ветеранов «Куйбышевгидростроя» и Волжского автомобильного завода. Подобные комитеты обязаны действовать открыто. Особенно – городской, еще не сформированный ждущим команд градоначальником, и недоступный для контактов юбилейный оргкомитет АВТОВАЗа.
Обе структуры должны уважительно отнестись к нашим инициативным предложениям в общую юбилейную копилку, найти возможности создания запоминающегося праздника. Праздника для всех и каждого. Моральная обязанность ответственных организаторов – не пугаться активности «низов», но воспользоваться нашей готовностью всячески способствовать качественной подготовке нашего юбилея, умножить действия ветеранского сообщества по сохранению и пропаганде нашей общей истории.
Разумеется, чиновничья машина будет равнодушно отсеивать и даже игнорировать наши скромные встречные шаги. И постарается, скорее всего, воспрепятствовать возможному созданию инициативных групп и движений «АВТОВАЗ-50». Не привыкать: поспорим, убедим, попашем. Вместе с тем, вполне ожидая знакомого кабинетного умолчания, хочу публично обозначить назревшие, как думается, позиции совместной перспективной работы в юбилейные кануны. Во-первых, надо срочно приступить к осуществлению программы «Мемуаристика АВТОВАЗа» (задумка авторитетного ветерана тольяттинской журналистики Анатолия Шаврина), цель которой – сохранить для потомков, историков, для будущего музея автомобилестроения (а таким непременно обзаведется наш Ставрополь-Тольятти) устные воспоминания, документы, фотографии и дневники ушедших и живых создателей «Автомобильной державы с названьем гордым АВТОВАЗ».
При оперативной разработке этого базового проекта многие выявленные артефакты органично впишутся в назревшую полноценную экспозицию тольяттинского краеведческого музея, социальным заказчиком и главным спонсором строительства которой надлежит выступить самому юбиляру – АВТОВАЗу. Наконец, непременным шагом городского юбилейного оргкомитета должна стать реставрация монументальной мозаичной стелы-панно «Радость труда», воздвигнутой за Дворцом спорта «Волгарь» в честь присвоения Волжскому автозаводу имени 50-летия СССР (1972-й год) и предательски брошенной орденоносным автозаводом. Итак, не упустить: мемуаристика АВТОВАЗа – обстоятельная юбилейная экспозиция в ТКМ – восстановление и сохранение памятных свидетельств общего подвига.
Что и говорить, трудные времена переживает наш обескровленный трудовой мегаполис. Печально, что победные «поляковские» высоты год за годом сдают временщики. Что им ВАЗ, что они ВАЗу?! Карьеристы и кабыничегоневышлистики, как выразился о таких Евгений Евтушенко. Потому и не очень верится в оптимистичный результат заявленных днями заводским руководством мероприятий «по повышению удовлетворенности работой». Почему бы организаторам соответствующего социологического опроса работающих сотрудников промплощадки автозавода не провести параллельное анкетирование ветеранов и жителей Автозаводского района по вопросу их отношения к новому АВТОВАЗу? Заодно бы поинтересоваться как патриотическими настроениями, так и, к общей пользе, взглядом горожан на цели и содержание предстоящих громких юбилеев. Неплохую подсказку получили бы господа Бу Андерссон, Сергей Андреев и Дмитрий Микель!
Впрочем, будем верить в успех организованного с нашим участием нашего праздника. Будем содействовать через преемников нашей трудовой славы возрождению привлекательности автомобильной столицы России и стабильности побед автомобилей LADA. И очень может статься, что в праздничном июле 2016 года мы раскроем-таки альбом «Улыбки ЛАДЫ» (составители Виктор Бормотов и Маргарита Брилевская тепло подготовили его к печати 10 лет назад) и улыбнемся своим давним жизнеутверждающим шуткам. Улыбнемся состоявшемуся делу и спешащим к конвейеру молодым автостроителям. Уверенно шагнем навстречу друг другу и завтрашнему дню. Мы заслужили наш праздник!
Леонид Пахута, ветеран ВАЗа
Тольятти – Санкт-Петербург
«Вольный город»