То ли юноша, то ли девушка

Новости Тольятти augustnews.ru

Недавно Федеральная служба наркоконтроля пресекла деятельность разветвленной преступной группировки, сбывавшей синтетические наркотики из Китая. Многомиллионную выручку наркосбытчики направляли в банки украинского олигарха Коломойского, который финансирует «Правый сектор» и другие террористические организации.

Филиалы преступного синдиката были в 38 городах России. И в Тольятти? Этот вопрос я в первую очередь задал руководителю городского отдела наркоконтроля (официальное название – отдел по городу Тольятти управления ФСКН России по Самарской области) Владимиру Ватолину.

– Мы по этому делу задержали трех человек. С учетом того, что расследованием занимаются московские коллеги, мне бы не хотелось сейчас сообщать какие-либо подробности. Поверьте, дело очень серьезное, могут быть новые эпизоды.

– Подождем, когда реализуете оперативную информацию. Ваш отдел работает не только в Тольятти?

– В зону оперативной деятельности входят еще Ставропольский район и Жигулевск.

– С чего начинается ваш рабочий день?

– Грустно он начинается. А если без лирики: каждое утро, когда я прихожу в отдел, дежурный докладывает оперативную обстановку и обязательно – информацию, поступившую из службы скорой помощи. Медики практически ежедневно сообщают о двух-трех отравившихся неустановленным веществом.

– Наркоманы?

– Конечно. Месяц назад в общежитии на Новопромышленной девчонка и два мальчишки, им 14-15 лет, употребили синтетические наркотики. Один быстро оклемался, а двоих врачи долго выводили из комы и сумели спасти. Стали мы, комиссия по делам несовершеннолетних и другие службы, разбираться в случившемся. Оказалось, что мать девочки перебралась в Самару к новому сожителю. Ребенок остался с бабушкой, которая не является для нее авторитетом. Без должного контроля оказались и мальчишки. И вот – результат.

– Как быстро подсаживается молодежь на «синтетику»?

– Зависимость наступает сразу же – после употребления первой дозы. Понимаете, «синтетика» действует на мозг, разрушая его кислотами. Плюс передозировки. Знаю случай, когда 16-летний парень полгода употреблял эти наркотики. Родители наконец-то заметили его странное поведение и привезли в наркодиспансер. Парень там смог ответить только на один вопрос.

– Какой?

– Как его зовут. Когда же его спросили, кто он: юноша или девушка, то не знал, что сказать. Еще три десятка простых вопросов остались без ответа: полный распад личности. Его из наркодиспансера направили в психдиспансер, но необратимый процесс вряд ли и там смогут остановить.

– Парень обречен?

– А вы как думаете, если давно пройдена точка невозврата? Где были родители все эти полгода? Куда смотрели? Почему поздно спохватились?
Сейчас многие родители заняты либо собой, либо зарабатыванием денег, а воспитание детей у них ушло на второй и даже третий план. Хотя есть много примеров, когда наркоманами стали очень успешные дети весьма успешных родителей.

– Эти с жиру бесятся?

– Кто как. У них занятия спортом, музыкой, иностранными языками и… усталость, которая постепенно накапливается. Такие детки знают о пагубности наркотиков, говорят, что умеют себя контролировать и, по их словам, принимают «допинг» чуть-чуть – для расслабления. Но это «чуть-чуть» мгновенно перерастает в постоянные дозы и – нет уже точки возврата. Так успешные дети из надежды родителей превращаются в их беду.

– Я помню, одно время у молодежи, именно успешной, прошла мода на наркотики.

– Примерно в 1995-м, плюс-минус год, был пик употребления героина. Когда экономика пошла на подъем, у молодежи сменились приоритеты. В 2008-м был пик «бытовой химии», ее стали продавать круглосуточно в арендованных магазинах. ФСКН забила тревогу, новые наркотические вещества внесли в список запрещенных. В течение 10 дней можно было добровольно сдать «товар», избежав таким образом уголовной ответственности.

– Сдавали?

– Килограммами к нам в отдел приносили. Сейчас третья волна употребления наркотиков. «Синтетика», закладки, интернет. Но уже принят закон о создании специального реестра, куда быстро включают новые разновидности наркотических средств. Раньше на это уходило полгода, чем и пользовались «дилеры». Я думаю, волну наркоагрессии удастся сбить.

– Владимир Владимирович, неожиданный вопрос. В кризис все дорожает, цены на продукты меняются каждую неделю. А наркотики?

– В одном грамме «синтетики» 5 доз. Так было до недавнего времени. Теперь наркосбытчики фасуют иначе: 0,3, потом 0,5 и 1 грамм.

– То есть подталкивают к употреблению, по сути заставляя брать больше.

– Правильно. Раньше грамм «скорости» стоил 1 600, сейчас – 2 000 рублей. И важно всему этому поставить надежный заслон, чтобы уберечь молодежь от разрушения.

– Актуально звучит накануне Дня защитника Отечества…

– Спасибо, что напомнили. Я поздравляю жителей тольяттинского региона с этим героическим праздником. Нашим ветеранам – крепкого здоровья и низкий поклон, молодежи – светлого ума и правильных ориентиров. Всем – оптимизма, стабильности и хорошего настроения!

Сергей Русов, газета «Вольный город»