То есть в Тольятти имеет место хронический финансовый кризис

    В ближайшее время в Тольяттинскую городскую думу (ТГД) поступит проект бюджета города 2020 года и следующего трехлетнего периода. Во время работы согласительной комиссии снова стали возникать конфликты. По мнению экспертов «Панорамы Тольятти», спровоцировали их не только состояние городской казны, но и отношения между депутатами.

    Удивляться нечему

    Напомним, с какими показателями бюджет был утвержден в первом чтении перед согласительной комиссией. В 2020 году собственные доходы муниципалитета составят 7,64 миллиарда рублей, а расходы — 7,59 млрд руб. То есть в бюджете впервые за долгие годы образовался небольшой профицит в 48,2 миллиона рублей, но никто, ни администрация, ни депутаты, не скрывают, что это, скорее, техническая деталь, чем реальные деньги.

    Похожая картина прослеживается и дальше. В 2021 году баланс выглядит так: доходы — 7,96 млрд руб., расходы — 7,8 млрд руб., профицит 160 млн руб. В 2022 году в проекте стоит цифра доходов 8,3 млрд руб, а расходов — около 8 млрд руб. Рост по местным меркам небольшой, но мог бы внушить оптимизм. Однако, из мнений некоторых депутатов, стало понятно, что радоваться особенно нечему.

    Колоссальные долги Тольятти продолжают оставаться данностью, которую власти города пока никак не могут изменить. Муниципальный долг перед коммерческими банками и вышестоящими бюджетами на 1 января 2020 года составит 6,97 миллиарда рублей, в 2021 году — 7,2 млрд руб, в 2022 — 7,5 млрд руб. В сравнении с этим рост доходов, конечно, теряет свою значимость. На проценты по кредитам в 2020 году заложено 475,8 млн руб. И далее ситуация будет складываться похожим образом.

    Как и раньше, город рассчитывает на то, что в казну будут поступать средства из вышестоящих бюджетов, которые заметно улучшают картину нашей бухгалтерии. Однако новости, которые приходят из областного центра, говорят о том, что из-за политической обстановки в Тольятти и с этим все непросто. Сразу несколько СМИ, ссылаясь на реплики губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, намекают, что денег не дают из-за конфликтов в городской думе.

    Депутат Самарской губернской думы Алексей Краснов в социальных сетях пишет: «На днях в областной думе прошло расширенное заседание профильного бюджетного комитета. То, что услышал, вызвало недоумение.Тольятти попросил 7 миллиардов. Из них 5 — бюджетного кредита. Комментируя это, глава бюджетного комитета СамГД Габибулла Хасаев заявил: «Мы, конечно, (или естественно — не помню уже точно) отказали». По мнению Краснова, администрация просила денег, чтобы погасить муниципальный долг.

    Далее депутат поясняет, что причина отказа, по всей видимости, в том, что нужно было тщательнее оформлять заявку. То есть просить не на погашение кредита, а, например, на финансирование социальной сферы. Однако в других социальных сетях пишут, манипулируя цитатами выступлений губернатора, что «депутаты, которые скандалами занимаются» — это основная причина, по которой тем же молодым семьям могут не профинансировать 700 сертификатов на покупку жилья. Это умозаключение, конечно, больше похоже на манию преследования, чем на реальную позицию главы региона.

    Пусть говорят

    В такой непростой ситуации подогревают обстановку и депутаты малочисленных, но очень гибких в своей политике фракций городской думы. После подозрительно тихого обсуждения бюджета в первом чтении на заседании думы 13 ноября многим показалось, что это спокойствие «удава перед броском». Позже в своих аккаунтах и некоторых СМИ члены фракций ЛДПР и СР всё-таки разразились претензиями и угрозами в адрес коллег.

    Суть их состоит в том, что членов этих двух фракций не включили в состав согласительной комиссии, где обычно и происходит всё самое интересное. В частности, депутаты могут добиваться внесения тех или иных поправок до финального рассмотрения бюджета. В данном случае две фракции, ЕР и КПРФ, решили обойтись без голосов СР и ЛДПР, тем более что в этом тандеме они вполне смогут принять бюджет и без обиженных коллег.

    Для городской думы VII созыва такие коллаборации — норма, но либералы и эсеры не намерены молча смотреть, как бюджет проносят мимо них, и уже выступили с заявлениями по поводу предстоящего второго чтения. Депутат Евгений Архангельский сообщил, что ЛДПР даже не предложили альтернативной формы участия в бюджетных вопросах. В ответ эта юридически подкованная фракция собирается забросать коллег поправками в ходе второго чтения.

    «Фракция ЛДПР готовит более 100 поправок к принятому в первом чтении бюджету, мы будим настаивать на их рассмотрении в думе, — цитируют депутата. — Будем каждую строчку рассматривать». Заметно активизировался и депутат Иван Попов, который еще недавно намекал на то, что на согласительной комиссии делать нечего, так как всё уже и без нее решили и поделили, забыв об интересах избирателей.

    «Плохо, когда решение о судьбе целого города принимает группа людей, которую никто не контролирует. Сейчас вот идет 2019 год, а чиновники администрации сами, не опираясь ни на мнение простых людей, ни на депутатов, уже решили, как потратят деньги из бюджета-2020! — возмущался Иван Викторович. — Согласительная комиссия по бюджету 2020 года назначена на 18 ноября, но соглашаться членам комиссии будет не с чем. Разве что с собственной бесполезностью. Потому что бюджет-2020 уже потрачен на 90%».

    Теперь его позиция выглядит иначе, Попова волнуют причины игнорирования СР. С его подачи в СМИ возникла версия, что ЕР и КПРФ так дружно приступили к согласованию бюджета из-за того, что решили поднять арендные ставки на землю для предприятий, оказывающих услуги населению. ЛДПР также уличает коллег в сговоре, но ради повышения тарифов в сфере ЖКХ. Понять истерику вокруг нынешнего альянса КПРФ и ЕР несложно. Если так пойдет и дальше, то голоса оставшихся фракций перестанут быть решающими в торге и полностью обесценятся.

    Третий лишний

    За всеми этими историями, которые заинтересованные стороны усиленно трактуют каждая в свою пользу, нельзя не заметить некоторых очевидных тенденций бюджета 2020-2022 годов. Во-первых, приход коммунистов во власть, по всей видимости, не способен улучшить наполняемость казны, скорее наоборот. Проданное за 12 миллиардов кресло спикера денег в бюджет так и не принесло. Что неудивительно, если учесть, что к креслу не прилагался главный атрибут — стабильная и единодушная лояльность всех членов фракции КПРФ.

    Во-вторых, бюджет на предстоящий до 2022 года период не содержит данных, говорящих о том, что в нем что-то существенно изменится в лучшую сторону хотя бы в перспективе. И даже в Год Тольятти рассчитывать на подарки, которые могли бы погасить долги города, не приходится. Наблюдатели связывают это в числе прочего с происхождением этих долгов. В частности, с персонами, которые управляли экономикой и финансами муниципалитета до прихода главы города Сергея Анташева.

    В-третьих, администрация действительно предпринимает попытки увеличить доходы бюджета за счет продажи, аренды муниципального имущества и некоторых других мер, но все это решает лишь его косметические проблемы. То есть в Тольятти имеет место хронический финансовый кризис, решить который ни исполнительная, ни представительная власть пока не могут.

    Тема увеличения собственных доходов Тольятти за счет сокращения средств, отчисляемых в вышестоящие бюджеты, которую несколько раз поднимали на пресс-конференциях члены фракций ЕР и КПРФ, так и не получила развития. Очевидно, что у нее просто нет перспектив дальше стен городской думы. Ведь менять нужно нормы Налогового кодекса РФ.

    Единственное, что улучшает состояние казны, это ежегодные, зависящие от политики, вливания вышестоящих бюджетов. В этом смысле предполагаемый союз КПРФ и ЕР, который так невыгоден двум другим фракциям, избирателям, зависимым от муниципального бюджета, скорее на руку. Насколько и в каких именно случаях — станет известно уже в ближайшее время, когда проект бюджета 2020-2022 годов будут рассматривать в окончательном варианте.

    Ирина Смирнова, Опубликовано в газете «Панорама Самарской области» от 2 декабря 2019 года

    вид на зимний Тольятти сверху