– Настоящая любовь никогда не заканчивается браком, – написал однажды нобелевский лауреат Иван Бунин, и с ним сложно не согласиться.
Его цикл рассказов «Темные аллеи» до сих пор остается одной из самых популярных книг о грустной любви. Здесь всюду она и с печальным финалом. Смерть любимого в рассказе «Холодная осень», уход в монастырь, как спасение грешной души, исцеление в «Чистом понедельнике» или убийство в «Генрихе».
Если не хватает любовных историй, переживаний и страстей, не хватает сложного в буднях, тогда вам к Бунину. Смело можно сходить на постановку в Молодежный драматический театр «Темные аллеи».
Как показать любовь без прикрас эротизмом, надрывом? Это получилось у Ивана Бунина, а получилось ли у актеров и режиссера, решать вам после просмотра.
Кому-то из зрителей не понравилось: слишком затянуто, актеры медленно ходили, зато много катались по полу. Кто-то ничего не понял, это больше к горожанам помладше и тем, кто не читал книгу. А вот если после спектакля захотелось прочесть, значит, все-таки вас зацепило.
Но одно могу отметить: то, что поставили на сцене – необычно. И с многочисленными любовными сценами, важно не опошлить их. У сценической группы это неплохо получилось. Обратите внимание на зарисовку с фруктами, где герой водит яблоком… по своей возлюбленной. Оригинальная задумка.
Удивила и одновременно порадовала пластичность актеров, их спортивные фигуры, даже атлетические. Один из героев постоянно отжимался поочередно на руках и с легкостью поднимал свою партнершу.
Что такое «Темные аллеи»? Это темные аллеи души самого автора, его темная любовь, как тяжелое бремя, которое он пронес всю жизнь. И очень сексуальная тема. Возможно, поэтому некоторым было непонятно, что же происходит на сцене.
А на сцене – любовь, где режиссер изобретательно и хитро объединил несколько новелл в один художественный ряд. Зритель порой путался, где начиналась новая, или уже середина другой, а вот и концовка следующей.
Сами любовные истории часто рассказывал писатель – Иван Бунин, он представлен в спектакле немолодым и чудаковатым, даже лишенным любви. Он всю ее растерял, пока писал свои печальные рассказы.
Все-таки основная идея коротких новелл сводиться к тому, что любовь – довольно призрачное чувство: сегодня есть, завтра – нет. Как вспышка, возможно, он путает понятия любви и мимолетной страсти. А может, и нет.
Обратимся к истории «Кавказ», на нем и сделали акцент в спектакле. О чем она? Деспотичный муж, хрупкая жена, ни разу не перечившая супругу. Вроде любила, он тоже, но ребенок не получался. Супруг винил избранницу, вообще, много на нее вешал. В принципе, во всем виновата она. Женщина же рвется на юг, тянет на море. В итоге уезжает с молодым любовником и понимает, что верный супруг ее подозревает…
Финальная сцена шикарна: муж, выпив шампанского и выкурив сигару, стреляется сразу из двух револьверов. Оригинал новеллы читается всего за 8 минут.
Бунин с режиссером не дают оценок действиям своих героев, их не приукрашивают. Они, как загадочная русская душа, все время мечутся, все время в вечном поиске истины.
Название рассказа «Чистый понедельник» – очень символично. Это первый день Великого поста, время некого очищения и смирения. А для юной героини этот день становится началом новой жизни, отказом от мирской суеты. Она ушла в монастырь.
– Оказавшись у ворот Марфо-Мариинской обители, он почувствовал желание зайти. Дворник не хотел его пускать, так как шла служба для великой княгини и великого князя. Сунув ему рубль, рассказчик все же попал внутрь.
Из церкви с большой свечой в руках вышла княгиня, а следом потянулась вереница поющих инокинь. Одна из них вдруг подняла голову и направила черные глаза прямо на рассказчика, словно почувствовала сквозь темноту, что он там. Он повернулся и вышел из ворот…
Кстати, Бунин считал «Чистый понедельник» одним из лучших своих произведений.
Жаль, что в спектакле не нашлось места собственно рассказу «Темные аллеи». Мы его считаем одной из лучших новелл сборника. Где утонченный мир барской усадьбы и суровый, холодный мир крестьянской избы не смогли соединить даже любовь.
Читайте книги и ходите в театр, даже можно в наш, провинциальный. Чтобы вновь пережить любимые сцены из русской классики и теплые мгновения собственной жизни…
Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»