Телесные споры

Новости Тольятти augustnews.ru

Антимонопольная служба обвиняет тольяттинскую компанию такси в уничижении женского достоинства.

В мае текущего года жительница Тольятти обратилась в мэрию с жалобой на рекламный баннер, который висел на стене здания автовокзала в Центральном районе. На рекламной растяжке одного из тольяттинских такси была изображена девушка в стиле пин-ап (на фото). Стрела, которая попадает в мишень, расположенную за девушкой, как бы невзначай задирает юбку молодой дамы. Жительница Тольятти сочла эту графику непристойной и обратилась с жалобой в мэрию. Мэрия в свою очередь передала данную жалобу на рассмотрение в Федеральную антимонопольную службу, где на предпринимателей было заведено дело за распространение ненадлежащей рекламы. Такое разбирательство пока и для антимонопольного ведомства, и для предпринимателей – дело не частое. Так что наш корреспондент отправился за подробностями на заседание ФАС.

Изначально, по словам Андрея Хохлова, директора провинившегося такси, компании и вовсе собирались приписать ответственность за распространение порнографии. Но в итоге претензию сменили на более легкую, и теперь директор, учредитель и юрист в который раз совершают рандеву в Самару, дабы уверить представителей антимонопольной службы в том, что не имели намерений оскорблять женщин как социальную группу, а лишь намеревались привлечь внимание к собственной рекламе.

Свои доказательства сторонники службы такси строят на том, что обсуждаемый и осуждаемый баннер висел на здании автовокзала на протяжении одиннадцати месяцев и до известного момента не смущал граждан. По предписанию ФАС предприниматели тут же сняли баннер, но после начали мониторить отношение граждан к инциденту. В социальных сетях и по средствам массовой информации была распространена информация о рекламно-правовом прецеденте. По словам защитников, тольяттинцы отнеслись к претензиям УФАС как к чудачеству и призвали управление заниматься более важными вопросами. Некоторые пользователи делились картинками с более оскорбительными рекламными кампаниями, чем себе это позволила служба такси, что скорее поднимало вопрос ментальности населения, но не тяжести «преступления».

В числе оправданий юристы такси заявляют, что стрела на снимке не попадает в интимное место женщины, хотя сторона обвинения говорит об обратном. По словам защиты, лицо девушки не отражает ни боли, ни страдания, а это как бы должно служить доказательством того, что данное изображение не может считаться непристойным.

Однако комиссия УФАС сошлась на том, что рекламный проект все же неэтичен. В число комиссии входило 8 человек – представителей разных организаций – от муфтиев и православных священников до чиновников министерства градостроительства. Из восьми членов ничего предосудительного в рекламе не увидел только представитель министерства здравоохранения.

Сторона защиты, кроме всего прочего, жалуется на то, что саму заявительницу не обязуют являться на заседания и никаких дополнительных пояснений со времени обращения в мэрию от нее получено не было. Юристы службы такси сетуют на то, что гражданка не проявляет свою активную позицию в деле.

Пока антимонопольное ведомство отсрочило принятие решения на месяц, хотя директор службы такси Андрей Хохлов уже был готов ответить «за стрелу в неположенном месте». По словам ответчика, компании грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей.

Мнение:

Андрей Хохлов, директор тольяттинской службы такси:

– В любом случае это будет опытом. Хоть и дорогим, но опытом. А реклама работает только тогда, когда она креативная и интересная. Пин-ап является такой формой. Он широко применяется в рекламе за рубежом и у нас в стране. Но этот случай заставит более конкретно разбирать каждую ситуацию. Хотя все равно не угадаешь: ведь есть более откровенная реклама, и то ничего, висит на щитах. В любом случае рекламу нужно делать интересную, привлекающую внимание, но не выходя за грани. Я до сих пор считаю, что в данном случае мы не преступили никакие грани, никого не хотели обидеть и не обижали. Но если уж кто-то увидел в этой картинке что-то обидное, то на самом деле, если посмотреть нормальным, трезвым взглядом, там нет ничего такого. Просто шуточная картинка. Без всяких непристойностей и неприличностей. Мы взяли этот снимок за как бы удивленный взгляд на то, что именно рекламирует этот баннер. Кто-то счел это обидным. Но обидное можно найти в чем угодно.

Мнение:

Анна Скородумова, активистка тольяттинской феминистской группы:

– Современные предприниматели продают любые продукты и услуги через образ женского тела. Причем там, куда он вообще не вписывается концептуально. Буквально все – от покрышек до идеологии – сопровождается женской обнаженкой. Женщина как субъект в рекламе чаще всего либо домохозяйка, либо потребительница услуг и вещей, которые должны сделать ее привлекательной в глазах мужчин. Иногда женский образ вовсе используется как предмет в рекламе. То есть выступает чем-то вроде сопутствующего товара, приложения к основному, призванному показать, что потенция потребителя выходит далеко за рамки пылесоса или фастфуда. В таком ракурсе женщина воспринимается как предмет потребления, а мужчина – как потребитель. И главная беда в том, что эта же модель усваивается нами как адекватная и применимая к реальной жизни.

В данном случае изображение не только никак не соотносится с предметом рекламного сообщения, но и имеет откровенно унизительный контекст. В Америке полстолетия назад ни одна реклама не обходилась без подобных фривольных пин-ап картинок, но прогресс не стоит на месте, и сейчас за такую рекламу на Западе маркетологи получили бы порцию общественного негодования, которое закончилось бы разбирательством в суде. Но нашим «креативщикам» мировой опыт явно не указ – вот и творят, что душе угодно.

Интересно:

В прошлом году компания Coca-Cola в сотрудничестве с фотографом Ярославом Вечоркевичем запустила на американском рынке в ход новый рекламный проект, где использовала модельную пин-ап съемку молодых девушек. Представители общественности, серьезные медийные издания и блогеры прозвали эту кампанию пресловутой, старомодной и сексистской, а также обезличивающей женщин, низводящей их до уровня обычной сексуальной игрушки.

фото: Площадь Свободы

Владимир Сахмеев, “Площадь Свободы”