Весенняя премьера театра «Дилижанс» — поэтическая клоунада «Вверх кармашками» — легко завербовала в армию поклонников ТЮЗ новых зрителей.
Педантичный критик возразит: «Какая ж это поэтическая клоунада? Когда в спектакле ни одного слова, ни одной рифмы, ни одной строфы». И точно: почти ни одного слова в новой блестящей постановке талантливой актрисы и режиссера Екатерины Зубаревой действительно нет. Такая вот жанровая революция не только на этих тюзовских подмостках, но и на тольяттинской, а может быть, и самарской сцене.
Спектакль-пантомима, спектакль-клоунада для маленьких зрителей — те прежде неизведанные для Кати глубины, которые могли превратить симпатичную режиссерскую идею в мелководный титаник, не сотвори авторы и исполнители спектакля настоящее поэтическое чудо. Проверить это легко: пересказать поэзию невозможно. Тончайшая поэтическая субстанция исчезнет от одного неловкого слова «пересказчика».
Со Звездой
Конечно, можно пересказать серьезный взрослый сюжет, который режиссер доверила четверке очаровательных, трогательных, удивительно тонких и очень несерьезных клоунов. Но от сюжета до спектакля — космическое расстояние, настоянное на любви. И этот космос можно было преодолеть, только взлетев над простой и понятной сюжетной канвой. Взлететь со Звездой, которая вместе с исполнительницей этой и еще нескольких масок Екатериной Зубаревой задала отважную высоту проникновенности чувств, без слов трогающую и юного, и взрослого зрителя.
Тот самый случай, когда залу не нужно переводить бессловесные шутки и маленькие музыкальные хулиганства. Тот случай, когда пятилетние театралы легко ловили тончайшие оттенки настроения и сердечных смут смешных и трогательных Мамы и Папы-клоунов, чудесных детворят — Старшего и Младшего.
Драгоценности для зрителя
Пластические шедевры Петра Зубарева и Илианы Хитяевой, клоунадная акварель Дмитрия Кошелева и Константина Федосеева, наверное, не случились бы без музыки Виктора Мартынова и художника спектакля Ольги Зарубиной. Лаконичное и практически беспредметное сценографическое решение случилось не по бедности театрального бюджета, а по богатству режиссерской и художнической фантазии. Катя и ее четверка придумали столько симпатичных, остроумных, лирических, трогающих душу реприз, что их легко хватило бы на парочку спектаклей. Но «Дилижанс» не экономит на театральных драгоценностях, не разбавляет волшебство водой. А в финале спектакля даже дает право стать таким же, как его актеры, волшебником простому зрителю из первого ряда партера. И это еще одна маленькая, но очень смелая режиссерская шалость. Еще один тест на своего, особенного, зрителя. Премьерный тест подтвердил: у «Дилижанса» такой зритель есть.
От Асиссяя
И все же, кажется мне, что одно искушение классикой на минуту-другую сбивает бесценную органику этой родившейся на фестивале «Премьера одной репетиции» пантомимы. В анамнез спектакля врывается наследство Полунинского Асиссяя. Грозит порвать тонкую бессловесную ткань творения единственное, наверное, весело изобретенное в «Дилижансе» слово, которое однажды произносит Папа и которого, конечно, нет ни в больших, ни в малых академических словарях русского языка. Молчание, которое в этом спектакле ну точно золото, пугается не только этого забавного слова, но даже неслучайных междометий.
Подарок
Конечно, этот подарок от «Дилижанса» нельзя завернуть и унести с собой. Но подарить его себе уж точно стоит. Чтобы потом посмотреть «Верх кармашками» еще не один раз.
Наталья Харитонова, «Площадь Свободы»
mail-ps@mail.ru