Тащат продукцию со всех соседних регионов, а на пробу – безвкусная кислятина

    посетители пивнушки

    Пивнушки постепенно меняются в плане внешней привлекательности.

    Коронавирусные ограничения их, видимо, не слишком затронули (а что было народу дома делать столько месяцев?), так что у многих владельцев нашлись средства на изменение облика – все чаще можно видеть модный дизайн, панорамные окна, огромные блестящие краны на стойках… Впрочем, если говорить о количестве питейных заведений, то оно по-прежнему слишком велико. Из нестационарных торговых объектов власти почти всех пивников повыгоняли, однако на уменьшении числа точек это едва ли сказалось.

    Уже больше трех лет журналисты «Вольного города» периодически гуляют по улицам, подсчитывая магазины, в которых, помимо прочего, торгуют алкоголем, а также пивные разливайки, зачастую именующие себя не иначе как барами. Количество последних, мягко говоря, вызывает тревогу (иногда по 4-5 точек на расстоянии тридцати метров друг от друга), однако рассчитывать на резкое сокращение едва ли приходится, поскольку полученные с алкобизнеса денежки наполняют не только карманы коммерсантов, но и бюджет.

    Как отметила на заседании губернской комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции руководитель областного управления федеральной налоговой службы Ольга Крикова, за первые полгода 77 организаций, работающих в сфере торговли алкоголесодержащей продукцией, перечислили в федеральный бюджет 4 миллиарда 607 миллионов акцизных сборов и еще 4,3 миллиарда – в областной. Основная доля поступлений – акцизы на пивоваренную продукцию.

    В свою очередь представители Росалкогольрегулирования заявили, что особую остроту сейчас приобретает проблема теневого производства. В Самарской области развиты традиции пивоварения, достаточно сказать, что здесь расположены крупные компании и производится в три раза больше пенного напитка, чем в соседних Татарстане или Башкирии. Много в регионе и маленьких частных пивоварен. Некоторые из них пытаются организовать торговлю нелегально.

    – Важнейшей задачей власти остается помощь и поддержка бизнеса, но в отношении нарушителей закона меры должны быть самые жесткие, чтобы у людей, которые осуществляют или планируют организовать подобную деятельность, такие намерения не возникали, – подчеркнул первый вице-губернатор Виктор Кудряшов.

    Однако вернемся к нашим рейдам, которые «Вольный город» проводит без Роспотребнадзора и Росалкогольрегулирования. Мы лишь даем представителям этих организаций (а также чиновникам мэрии и простым читателям) повод для размышления. На этот раз выбрали две улицы Автозаводского района, одна из которых достаточно короткая, а другая – длинная. Начнем с Тополиной (протяженность – 1,7 километра), получившая свое название из-за посаженных вдоль дороги деревьев. Кстати, именующиеся так улицы есть всего лишь в четырех городах России (Тольятти, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Чебоксарах), а также в украинском Днепре.

    Всего мы насчитали 33 магазина (включая сетевые магазины), где можно приобрести алкоголь. Сравнивать с другими улицами сложно из-за разной протяженности, однако если разделить длину на количество, получается примерно 50 метров – расстояние от одного магазина до другого.

    Пивных точек – 23, причем некоторые открываются буквально «дверь в дверь», абсолютно не пугаясь конкуренции. Меньше всего их в 19-м квартале, однако сложно из этого делать выводы, поскольку через двадцать метров (на другой стороне улицы) – иная реальность, где пиво льется рекой. Кстати, мы обратили внимание на то, что наконец-то завершилось строительство здания, расположенного на месте ресторана «Телега», сгоревшего в 2010 году вместе с расположенной на первом этаже пекарней «Круассан». Денег на быстрое восстановление у собственников не оказалось, и они предпочли открыть новую точку в другом месте, а этот объект долго стоял в заброшенном состоянии. Честно говоря, эмоций новое здание (оно похоже на офисное) не вызывает, поскольку таких по городу много.

    А в 17-м квартале есть магазинчик, интересный тем, что соседствует с похоронной конторой. В сильном подпитии можно двери перепутать, и получится достаточно интересная ситуация. Тут же, рядом, еще раньше была столовая (вообще интересное соседство), однако теперь на ее месте букмекерская контора, из которой периодически выходят покурить люди. Лица у них настолько серьезные, что не поймешь – пополняют они семейный бюджет или, наоборот, разоряют.

    Через дорогу (в 16-м) нам попалась интересная синяя будка, сохранившаяся еще с 90-х годов прошлого века. Этакий раритетный объект, в котором когда-то продавались проездные билеты, теперь стоит заброшенным и заклеенным всякими объявлениями – почти как памятник.

    Теперь поговорим про улицу Дзержинского, протяженность которой более 6 километров. Пожалуй, длиннее в городе только Южное и Обводное шоссе, однако мы еще до объезда понимали, что лидером по количеству точек улица не станет, поскольку частично она проходит вдоль незаселенной территории, на которой расположены воинская часть и гаражи.

    Тем не менее, получилось солидно – 60 магазинов (включая сетевые), в которых можно приобрести алкоголь, из которых 40 – разливайки. Лидером стал 12-й квартал, однако здесь на статистику повлияло наличие торговых центров «Капитал» и «Николаевский», где расположены по несколько точек, а еще бывшие общежития, вокруг которых всегда много торгующих алкоголем магазинчиков.

    Углубляться в гаражные массивы напротив 4-го и 2 кварталов мы не стали, хотя знаю, что раньше там было немало злачные мест (с пивом, раками, музыкой), ориентированных на мужчин, привыкших проводить свободное время не с семьей, а машиной. Одно из таких попалось на пути, причем расположено оно в длинном темном переходе, на одной стороне которого – улица Дзержинского, а на другой – что-то вроде входа в теплотрассу, где зачастую ночуют бомжи и бегают крысы. Застать на месте «хозяев» в этот раз не получилось, однако разодранная фуфайка и некое подобие домика из камней свидетельствуют, что место не пустует. Впрочем, посетителей пивнушки это, похоже, мало волнует – некоторых продавщица даже знает по именам.

    В общем, картина не слишком радостная, и вряд ли был бы рад Железный Феликс тому, что его имя приобрело некий пивной подтекст. Кстати, многие из моих знакомых перестали покупать разливное пиво, разочаровавшись в его качестве. Тащат продукцию со всех соседних регионов, а на пробу – безвкусная кислятина. Понятно, что производители экономят на качестве, пытаясь в условиях жесткой конкуренции удержать цену (многие покупатели привыкли к 70 рублям за литр и не готовы платить больше), однако пить непонятно что – не самый лучший вариант.

    Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
    Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 35 (1315) 04.09.20