Ведущие федеральные СМИ пишут о том, что, несмотря на профицитный бюджет 2020 года, правительство РФ готовится к очередному кризисному этапу. Это видно из ряда документов, аналогичные которым действуют и на муниципальном уровне. Чтобы понять, в каком состоянии мы подходим к новым вызовам, «Панорама Тольятти» обратилась к прогнозу социально-экономического развития Тольятти на предстоящий трехлетний срок до 2022 года.
Думают о хорошем
«В мире ждут очередного экономического кризиса. Он, как предсказывают многие специалисты, наступит в будущем году и по длительности и мощи превзойдет кризис 2008-2009-го». Такими сообщениями под конец года наполнились федеральные информационные агентства и ведущие российские СМИ, не говоря о блогерах-экономистах, которые еще с лета предрекают так называемый суперкризис-2020, связанный с политикой США.
Сейчас эти ожидания связаны с прогнозом МВФ, который уже заявил о рекордном замедлении роста мировой экономики. Устрашающую многих экспертов тенденцию подтвердил и Всемирный банк, и ряд других официальных источников финансового рынка. Главное, о чем предупреждают компетентные наблюдатели, – это возможное резкое ослабление рубля и соответственно рост цен. Как это всегда бывает в период разбалансировки экономик, есть риск массовых увольнений.
Местные аналитики вполне серьезно воспринимают звучащие угрозы и видят наше будущее через призму происходящего. Принимая прогноз социально-экономического развития на 2020-2022 годы, аналитический отдел Тольяттинской городской думы напомнил: «Основными ограничениями экономического роста в 2020-2022 годах могут стать внешние риски (замедление темпов роста мировой и российской экономики, ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики) и др». Аналогичная негативная предпосылка описана и в пояснительной записке администрации к прогнозу СЭР.
То есть при всем присущим чиновникам администрации Тольятти оптимизме нас в 2020 году, видимо, ждет очередной период финансовых потрясений, и управляющие городом люди это знают. Понятно, что в таком случае нужно морально и материально готовиться к возможным рискам, разрабатывать антикризисные меры, страховать существующие слабые места и т. п. Тольяттинский прогноз СЭР представлен за подписью Дмитрия Терновского – руководителя департамента экономического развития администрации Тольятти, но в нем можно проследить только тенденции. Понять, какова готовность Тольятти к кризису, не получится, потому что выводов департамент на эту тему не подготовил.
В прогнозе усердно описаны все сферы деятельности, в которых участвует муниципалитет, даны текущие показатели работы муниципальных отраслей, промпредприятий, малого и среднего бизнеса. Общая картина говорит о слабом, но стабильном росте экономики города. Аналитики думы обратили внимание на то, что в документе нет данных о том, как реализуются инвестиционные проекты Тольятти в Особой экономической зоне, ТОСЭР и т. п. Нет информации о таких судьбоносных сделках, как, например, смена собственника на «Тольяттикаучуке». Однако больше этого беспокоит другое: ни в прогнозе, ни в других документах, связанных с управлением экономикой города, нет ни слова об антикризисных мерах, которые готовит администрация.
«Что вы хотите, мы живем в вертикальной модели управления государством. О каких самостоятельных мерах в таком случае может идти речь? – рассуждает один из источников «Панорамы Тольятти», оценивая положение дел. – Перераспределение ресурсов в сторону регионов кажется мне маловероятным, особенно если последует очередной ряд санкций. Хотя запрос на перераспределение уже давно созрел и стал больным. Тем не менее в ближайшие два-три года предпосылок для возврата ресурсов в регионы нет, поэтому и прогнозы выглядят так беспомощно».
Хиромантия промзоны
Чтобы всё же оценить состояние экономики города, придется опираться на данные, которые показывают наши градообразующие предприятия. Действительно, ни в документах, ни при утверждении прогноза в городской думе так и не прозвучало, как нам в кризис смогут помочь наши флагманские проекты типа ОЭЗ и «Жигулевской долины» и связанные с ними новые производства. Кстати, если кто-то забыл, они стали финансироваться из федерального бюджета после кризиса 2008-2009 года, это были антикризисные меры против монозависимости Тольятти.
Сегодня мы знаем, что принятый бюджет города содержит профицит в 48,2 млн руб., но это существенно не влияет даже на текущее положение дел, не говоря уже о кризисных периодах. Тем более что муниципалитет имеет долг почти 7 миллиардов рублей при доходах около 9 миллиардов, а если убрать из него средства вышестоящих бюджетов, то мы должны всё, что зарабатывает город, банкам. Иначе говоря, муниципалитет не может быть самодостаточным даже в стабильной ситуации.
Поэтому в поисках оптимизма нам следует снова обратиться к старым добрым заводам, на налоги которых Тольятти, по большому счету, и живет. Из тех данных, которые «АВТОВАЗ» и предприятия Северного промузла представили в администрацию для анализа, ничего пугающего не просматривается. Если прогнозы про кризис не оправдаются, нас ждет трехлетний период весьма умеренного роста экономики, который людьми будет ощущаться скорее как стагнация. Другое дело, если затрясет мировые рынки, с которыми связаны все наши крупные предприятия.
Эксперты администрации этот сценарий в деталях не даже рассматривают, а положение в нашем химическом кластере описывают так: «На ПАО «КуйбышевАзот» в прогнозном периоде в результате завершения инвестиционных проектов планируется наращивание производства капролактама и продуктов его дальнейшей переработки (полиамида-6, технической нити, кордной ткани), производства азотной кислоты с 1700 до 2056 тонн в сутки и другое».
«ПАО «Тольяттиазот» построит третий агрегат карбамида, который позволит увеличить производство до 2200 тонн/сутки, продолжит модернизировать установки производства аммиака. Самая краткая информация дана о «Тольяттикаучуке», на момент публикации прогноза он еще не был переименован. «На ООО «СИБУР Тольятти» запланировано увеличение производства синтетического каучука». В таких же общих фразах описаны и другие факторы, которые напрямую влияют на уровень жизни горожан. Удивительно отстраненный тон прогноза предоставляет наблюдателям самим делать выводы, и они их делают.
«Администрация и сама не знает, что будет происходить, например, на «СИБУРе». Можно подумать, собственники спросят кого-то, можно сокращать людей или нет! – рассуждает один из пользователей соцсетей. – Остается надеяться на добрую волю людей, которые купили завод. В противном случае все пойдут в центр занятости, как в 2010 году, когда людям предлагали «АВТОВАЗ» подметать».
Про «АВТОВАЗ» в прогнозе также говорится только то, что и так есть в открытых источниках: «Объем отгруженной продукции автомобильной промышленности к 2022 году достигнет: по консервативному варианту прогноза – 435 623,6 млн рублей, по базовому варианту – 488 225,7 млн рублей. Согласно среднесрочному плану развития до 2026 года АО «АВТОВАЗ» к 2019 году выпустит две новые модели и обновит четыре. Всего к 2026 году предприятие планирует запустить 12 новых моделей и 11 фейслифтов (прогноз на 2020-2022 годы предприятием не представлен)».
Хотя аналитика департамента выглядит очень рыхлой, в общем, надо сказать, в ней речь идет о сценариях, при которых мы остаемся на привычном уровне доходов, безработицы, миграции и т. п. Это единственный позитив, который удается извлечь из документа. Отчасти версии о благополучном будущем подтверждает и готовность внешних инвесторов вкладываться в основной капитал своих предприятий в Тольятти. Даже при негативном прогнозе и введении очередных санкций запланированные показатели роста объемов инвестиций в основной капитал составят к 2022 году 36,4 млрд рублей, что на 16,8% выше уровня 2019 года в действующих ценах. В лучшем случае – 42,3 млрд рублей к 2022 году. Если аналитики департамента не ошиблись, то с работой в городе всё не так плохо, как местами ощущается.
Про финансы и людей
Как в таком случае будут чувствовать себя горожане и муниципалитет? На эти вопросы вполне читаемые ответы даны при принятии бюджета, которое состоялось в середине декабря. Город будет полностью зависеть от доброй воли вышестоящих органов власти, которые сверстали бюджеты с профицитом. Однако его природа тоже говорит о многом. Около 876 миллиардов рублей составляет профицит федерального бюджета и 142 млн руб. – областной казны.
Похоже, что реальные деньги есть только в Москве, и в 2020 году они там и останутся. То есть в случае если экономики регионов начнут впадать в кому от макроэкономических факторов, не останется ничего другого, как ждать реакции федерального центра на происходящее и робко надеяться на то, что она будет адекватной. Если уж сравнивать текущий момент с кризисом 2008-2009-го, то мы без труда можем вспомнить, что в 2010 году помощь городу заключалась именно в выделение денег «АВТОВАЗу» и его бывшей социальной инфраструктуре. Заводу дали финансы на развитие и закупку оборудования, садикам и прочим объектам «вазовской» социалки – на переход в муниципальное ведение.
Это и обеспечило относительно нормальный уровень безработицы в то время. Весомые средства вкладывались тогда в программы занятости, которые были связаны с тем же «АВТОВАЗом». Попытки переобучить горожан на новые специальности или сделать из них предпринимателей, разумеется, провалились. Как нужно раздавать деньги в 2020 году, не понимают даже профессоры МГУ. В частности, известный эксперт по региональной экономике Наталья Зубаревичнедавно ставила этот вопрос в Совете Федерации. И он опять звучал как риторический.
Если убрать всю лирику, которой изобилует прогноз, то в теме занятости останется следующее утверждение: «Уровень безработицы прогнозируется на относительно невысоком уровне в течение всего прогнозного периода». Центр занятости предполагает, что в 2022 году среднегодовая численность безработных составит 3,8-3,1 тыс. человек, или 0,98-0,79%, (по годам) относительно трудоспособного населения».
По версии администрации, заработная плата тольяттинцев может увеличиться по разным вариантам прогноза, достигнув 47,9-48,6 тыс. рублей в периоде до 2022 года. По ощущениям, которые уже много раз озвучивались в ТГД, реальный средний доход одного человека, работающего по найму в Тольятти, всё реже перешагивает порог в 30 тысяч рублей, если он не относится к топ-менеджерам. В среднем и малом бизнесе, а также в муниципальном секторе город уже несколько лет не может предложить работникам больше 18-22 тысяч рублей.
Миграционные процессы шокирующими не будут, но и порадоваться не дадут. Департамент пишет: «Миграционная убыль в 2020 году может составить от -3,0 до -2,0 тыс. человек в зависимости от варианта прогноза, к 2022 году по консервативному варианту миграционная убыль составит -1,0 тыс. человек, по базовому варианту – не ожидается». При этом тольяттинцев уже в следующем году опять станет заметно меньше. Среднегодовая численность населения города в 2020-м составит по базовому варианту 695,3 тыс. чел, что меньше на 4,7 тыс. человек в сравнении с 2019 годом, пишут уже аналитики думы.
В мае 2019-го известный во всем мире экономист, бывший советник правительства РФ Сергей Гуриев оценил состояние российской экономики так: «экономика в болоте и не упадет с обрыва». В этом смысле за экономику Тольятти в предстоящем трехлетнем периоде тоже можно быть абсолютно спокойными. На конец 2019 года ничто в местной политике и финансах не сулилорезких перемен ни в лучшую, ни в обратную сторону.
Ирина Смирнова, Газета «Панорама Тольятти» 23-29 декабря 2019 года