Когда мы писали о депутатском расследовании руководителя фракции КПРФ Ольги Сотниковой относительно того, почему оказался сорван капремонт дороги по улице Никонова, обещали, что расскажем и о том, отчего строительные отходы оказываются в Волге, а не утилизируются, а также как появляются новые свалки и как тому потворствуют тольяттинские чиновники. Обещание сдержали – делимся с вами тем, что сами узнали.
Минимизировать вред
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин нашей великой и могучей имеет право на благоприятную окружающую среду. В свою очередь и мы, граждане России, обязаны бережно относиться к природе и окружающей среде. Это прописные истины. А что в реальности? В тольяттинской реальности всё так и есть, правда, чаще лишь на бумаге.
В 1995 году в Тольятти был разработан важный документ под названием «Концепция экологической безопасности и устойчивого развития города». Из документа следует, что целью концепции является создание безопасной среды проживания для тольяттинцев, развитие города без вреда экологии, точнее, минимизация вреда природе при строительстве заводов и жилых зданий, новых дорог и ремонте старых магистралей. В концепции прописаны направления деятельности и конкретные мероприятия, реализация которых способствует улучшению экологии. Документ был рассмотрен в гордуме и поддержан муниципальными депутатами.
В рамках данной концепции и было создано ООО «Коттедж». Назначение предприятия – переработка строительных отходов: лома бетона, асфальта и др. Для производства учредитель и директор ООО «Коттедж» Виталий Панков выбрал территорию Левобережного завода железобетонных изделий (ЛЗЖБИ), тогда еще действующего предприятия. Закупил всё необходимое оборудование.
– Первое время после создания предприятия, – рассказывает Панков, – заказы были. А потом, с принятием 44-го ФЗ (Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – Прим. авт.), заказы постепенно перестали поступать.
Отходы – в Волгу
Предприятие по утилизации строительных отходов оказалось городу ненужным. Как, видимо, и экология. Поскольку в Волге стали обнаруживаться отходы бетонного лома и другой строительный мусор.
– Думаю, многие помнят историю, когда в реке оказался строительный хлам, оставшийся от ремонта дорог, – говорит Ольга Сотникова. – Было это в 2019-м – в этом же году стартовала «мусорная» реформа. СМИ города и федеральные издания указывали, что виновник свалки – сызранская компания ООО «Автодоринжиниринг».
Но компания осталась безнаказанной. Как выяснилось в суде, «Автодоринжиниринг» нанял субподрядчика на утилизацию строительных отходов, и потому компания, получившая денежные средства за исполнение муниципального контракта, в который входит в том числе и переработка отходов, вышла сухой из воды.
Крайним оказался субподрядчик, который обанкротился после уплаты штрафа. А судебная тяжба по возврату средств в администрацию за невыполненные работы на 7,6 млн рублей – утилизации же строительного мусора не произошло, его просто-напросто свалили в Волгу – тянется по сей день…
Виталий Панков, к слову, одним из первых обнаружил отходы в Волге. Он написал заявление в полицию на заказчика ремонта дорог – городскую администрацию. Почему она заплатила деньги за ремонт дорог, включая утилизацию, а отходы оказались в Волге?
Городские СМИ писали: «Уголовное дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц по ч. 4 ст. 159 УК РФ «по факту мошенничества денежных средств администрации Тольятти, совершенного в особо крупном размере». Сообщалось также, что специалисты Росрыболовства и Росприроднадзора по Самарской области установили: вследствие сваливания отходов в Волгу водному объекту причинен ущерб в размере более 22 млн руб., а водным биоресурсам – в размере свыше 65 тыс. рублей.
Уголовного дела нет
Но, по словам Виталия Павловича, всё выглядело несколько по-другому: «В возбуждении уголовного дела мне неоднократно отказывали, но я обращался в прокуратуру. Надзорный орган возбуждал дело и передавал его У МВД, а полиция вновь отказывала в возбуждении. Вот такой замкнутый круг!»
Затем дело оказалось в Следственном комитете, и дважды Панков получал отказ в возбуждении уголовного дела. А после того как Виталий Павлович снова обратился в прокуратуру, дело вернулось туда, куда в первый раз было подано заявление – в линейный отдел полиции Тольятти. Но Панков всё равно не сдавался. И дело отправили в область. Потом еще выше – в межрегиональный отдел. И в начале прошлого года (!) в Тольятти приехал следователь, всех опросил, в том числе Виталия Павловича. И с тех пор – тишина.
Утилизация отходов городу не нужна?
Полагая, что ход делу так и не будет дан, Виталий Павлович обратился к уполномоченному представителю президента по правам предпринимателей – Харченко, когда тот вел прием в Тольятти. На связи был и областной прокурор Бережицкий.
– Прокурор и полпред меня выслушали, даже похвалили, – рассказывает Виталий Панков, – а потом дали поручение прокурору Исаеву, он на тот момент исполнял обязанности прокурора Тольятти, включить меня в качестве специалиста в комиссию по разбору содержания муниципальных контрактов, на предмет поиска строительных отходов.
– Комиссия созывалась? – спрашивает помощник депутата Федор Уланов.
– Созывалась, правда однажды, – говорит Панков. – Меня пригласили весьма недовольные моими похождениями в правоохранительные органы чиновники, мы поехали в компанию ООО «Рециклинг-групп» и увидели, что в данной компании идет переработка отходов, получаемых при строительстве и ремонте дорог.
Вообще, в городе подобных производств порядка пяти. Но беда в том, что многие из них не владеют полным набором оборудования для переработки вторсырья. Часто попросту ставят дробилку в чистом поле, подключая ее к электрогенератору. А должен быть полный комплекс оборудования: для двойной переработки, просеивания и складирования, чтобы была возможность получить три фракции переработанного щебня и бетона, – всё по ГОСТу. Я предлагал свои услуги администрации города, но в ответ услышал примерно следующее: переработанные отходы городу не нужны, поскольку на ремонт и строительство дорог нанимают по муниципальному контракту подрядчиков, а утилизация отходов – их задача.
Виталий Панков не согласен с чиновниками, которые говорят ему, что предметом муниципального контракта является ремонт дорог, а для утилизации отходов контракта нет.
Ведь в контракте, например, на капремонт дороги на Никонова, указан перечень работ – начиная от разборки дорожного полотна и заканчивая нанесением разметки. И в соответствии с 44-м ФЗ заказчику, то есть горадминистрации, необходимо принять у подрядчика каждый вид работ, дать экспертную оценку и только после этого подписать и перечислить средства за выполненную работу.
По словам Панкова, у нас в Тольятти муниципальные контракты не отражают, что получено из утилизированных отходов, образованных при строительстве и ремонте дорог, какая фракция и в каком количестве. Вместо этого в департаменте дорожного хозяйства и транспорта требуют от подрядчиков справки, сообщающие о том, что отходы приняты и идет работа по их утилизации. А где на самом деле оказались отходы, как были утилизированы – свалены в Волгу или переработаны, – никому до этого нет дела.
– А ведь деньги на утилизацию заложены в стоимость муниципального контракта, – считает Ольга Сотникова.
Кто ухудшает экологию?
– Учитывая мои настойчивые требования по переработке отходов, в администрации при составлении муниципального контракта стали снижать стоимость утилизации. Если в 2017 году переработка тонны отходов стоила 550 рублей, то в 2021 году – 85 рублей. Что можно сделать за эту стоимость?! – возмущается Панков. – В лучшем случае транспортировать на полигон. Или выбросить.
То есть получается, что своими действиями администрация города, департамент дорожного хозяйства и транспорта способствуют ухудшению экологической ситуации в городе и области? А также способствуют росту числа несанкционированных свалок? Которые потом муниципалитет за бюджетные деньги должен ликвидировать.
Виталий Павлович решил докопаться, откуда же взялась такая стоимость – 85 рублей за тонну утилизированных отходов. В администрации ему ответили, дескать, стоимость выявили на основе конъюнктурного анализа, то есть по наименьшей цене, предложенной предприятиями. Узнал Панков и какая именно фирма назвала данную сумму. Встретился с ее руководством, пообщался и узнал, что в ней вообще не утилизируют отходы, а сумма была названа сознательно, чтобы «устроить демпинг» для компании, которая является доминирующей на рынке переработки строительных отходов в Тольятти за якобы имеющиеся долги.
А свалки растут!
Виталий Панков вздыхает: на такую бесхозяйственность больно смотреть – строительные отходы валяются, а их утилизация оплачена администрацией города и областным бюджетом. При этом предприятие ООО «Коттедж», которое создавалось под утилизацию строительных отходов и для улучшения экологии, простаивает – нет заказов. А число свалок в городе не уменьшается.
– Рядом с экопарком в Шлюзовом расположен котлован, в который уже лет тридцать сваливают строительные отходы, – говорит Панков. – Когда экопарк открыли, возили туда губернатора, показывали, хвалились, а с другой стороны парка как лежали, так и продолжают лежать отходы. Спереди экология, а сзади – свалка. Вот такие контрасты.
На территории бывшего Левобережного завода железобетонных конструкций тоже существует несанкционированная свалка. Заезжают сюда как на грузовиках, так и на легковых машинах – дорога есть, и сваливают всё подряд. Таким образом и появилась в черте города свалка.
– Когда стартовала «мусорная» реформа – в 2019 году, и власти, и региональный оператор по обращению с ТКО обещали, что все свалки будут убраны, что экология станет лучше, – напоминает Ольга Сотникова. — А на деле получилось то, что есть: предприятие ООО «Коттедж» стоит – нет заказов, а строительные отходы находим в Волге, и завод по переработке бытовых отходов продан. МУП «Экология», в котором и стеклотару принимали, и медицинские отходы утилизировали, закрыто в 2019 году. Зато платежи с населения, с бизнеса за обращение с ТКО выросли в разы. Платим по максимуму уже пятый год. Так когда же экология станет лучше?!
Игорь Мухин, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 13.06.2023
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07